Шариат

Мусульмане всего мира часто употребляют термин «шариат». Под этим термином подразумевается совокупность таких норм, как правовые, этические, обрядовые. Эти нормы охватывают значительную часть жизни мусульманина.

В историческом Исламе существуют предписания и запреты, которые обязаны соблюдать все совершеннолетние дееспособные мусульмане. Эти предписания и запреты называются «таклиф», а обязанных их исполнять называют «мукаллаф».

Предписания и запреты, исполняемые «мукаллафами», имеют различную степень важности. Градация по степени важности предписаний и запретов называется «аф’ааль-уль-мукаллафин» «аф,ааль-уль-мукаллафин» состоит из восьми разделов:

 

1) «Фард» – обязательные, строго предписанные обязанности. За исполнение – награда, за неисполнение – наказание.

 

2) «Уаджиб» – обязанности, очень близкие к строго предписанным. Например, намаз «уитр» и «праздничный намаз»

 

3) «Сунна» – желательные действия. Например, сунны намазов и поста. За исполнение – награда, за неисполнение наказания нет.

 

4) «Мустахаб» – действия, которые совершаются лишь изредка. К примеру, раздача милостыни или дополнительный пост. За исполнение – награда, за неисполнение наказания нет.

 

5) «Мубах» – нейтральные действия, за исполнение которых, согласно предписаниям шариата, нет как «сауаба», так и в неисполнении нет греха. Например, такие действия, как садиться, вставать, есть, пить.

 

6) «Макрух» – нежелательные действия. По степени дозволенности занимает пограничное положение между «халялем» и «харамом» За исполнение наказания нет, за неисполнение – награда.

 

7) «Муфсид» – действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие. Такие действия, как смех при намазе, приём пищи во время поста.

 

8) «Харам» – строго запрещённые действия. К примеру, убийство невинного человека, воровство, прием алкогольных напитков, употребление свинины, непокорность родителям.

 

Разберемся, что же означает на арабском языке термин «шари,а» Этот термин – производное от корней «шара'а, шар'ун» – «направлять прямо, наводить, нацеливать»

В Словесности это слово используется в прямом смысле. К примеру, описания истории детей Израиля:

 

Спроси их о селении, которое было расположено у моря. Они нарушили субботу, когда приплывали нацелено к ним большие рыбы по субботам, а в не субботние дни не приплывали. Таким образом Мы испытываем их за то, что они были отступниками! (7:163)

 

Обратившись к области наставления верующих, мы поймем, что нацеленность – прерогатива только Творца:

 

Мы ниспослали тебе Предписание с истиной, оправдывающим то, что было перед ним из Предписания, и охраняющим. Так разбирай среди них тем, что ниспослал Зачинатель! Не следуй за их страстями вместо явившейся тебе истины! Всем из вас Мы установили нацеленность и план. Если бы пожелал Зачинатель, то установил бы вас на одном основании. Однако, чтобы испытать вас в том, что дано вам, опережайте в хороших делах! К Зачинатель возвращение вас всех, и Он сообщит вам то, в чем вы разногласили! (5:48)

 

В историческом Исламе считается, что «шариат» вестников был разным, а вера одна. Однако в Словесности мы обнаруживаем, что нацеленность Господа было во все времена одна:

 

Он вас навел на обязанность, ту, что завещана Ною, что внушили Мы тебе и что завещали Аврааму, Моисею и Иисусу: «Будьте стойкими в обязанности и не разделяйтесь в ней!». Велико для приобщающих то, к чему ты их призываешь. Зачинатель избирает к Себе того, кто желает, и наставляет того, кто молит о прощении! (42:13)

 

Так в чем причина разногласий и разделений?

Дело в том, что некие группы людей взяли на себя ответственность приписать к трансцендентным установкам человеческие. Тем самым «жрецы» параллельно с Создателем пытаются вести остальных людей:

 

Или у них есть соучастники, которые направили их к обязанности того, чего не разрешал Зачинатель? Если бы не решеное Слово, ведь было бы покончено с ними! Поистине, для мракобесов мучительное наказание!  (42:21)

 

Как видно из приведенного отрывка, человеческие указания, наряду с трансцендентными, расцениваются как пантеистические действия. Если обратить внимание на принятое понимание «шариата», то основная масса пунктов основывается на преданиях людей, которые относят к Мухаммаду и решениям ученых. Каково бы ни было отношение к вестнику и ученым людям, ставить их частные указания на один уровень со Словесностью неприемлемо:

 

Спроси: «Среди ваших соучастников есть тот, кто наставляет на истину?». Скажи: «Зачинатель наставляет на истину. Кто имеет больше прав, чтобы за ним следовали? Тот, кто наставляет на истину, или тот, кто сам наставляется, если только его наставляют? Что с вами, как вы разбираете?». (10:35)

 

Истинным «шариатом» для верующих должно быть исключительно Слово Зачинателя.