Коран о термине "шариат"

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Мусульмане всего мира часто употребляют термин «шариат». Под этим термином подразумевается совокупность таких норм, как правовые, этические, обрядовые. Эти нормы охватывают значительную часть жизни мусульманина.

В историческом Исламе существуют предписания и запреты, которые обязаны соблюдать все совершеннолетние дееспособные мусульмане. Эти предписания и запреты называются «таклиф», а обязанных их исполнять называют «мукаллаф».

Предписания и запреты, исполняемые «мукаллафами», имеют различную степень важности. Градация по степени важности предписаний и запретов называется «аф’ааль-уль-мукаллафин».

«Аф’ааль-уль-мукаллафин» состоит из восьми разделов:

1) Фард – обязательные, строго предписанные обязанности. За исполнение – награда, за неисполнение – наказание.

2) Уаджиб– обязанности, очень близкие к строго предписанным. Например, намаз «уитр» и «праздничный намаз».

3) Сунна – желательные действия. Например, сунны намазов и поста. За исполнение – награда, за неисполнение наказаниянет.

4) Мустахаб – действия, которые совершаются лишь изредка. К примеру, раздача милостыни или дополнительный пост. За исполнение – награда, за неисполнение наказаниянет.

5) Мубах – нейтральные действия, за исполнение которых, согласно предписаниям шариата, нет как сауаба (награды Бога), так и в неисполнении нет греха. Например, такие действия, как садиться, вставать, есть, пить.

6) Макрух – нежелательные действия. По степени дозволенности занимает пограничное положение между халялем (разрешенным) и харамом (запрещенным). За исполнение наказаниянет, за неисполнение – награда.

7) Муфсид – действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие. Такие действия, как смех при намазе, приём пищи во время поста.

8) Харам – строго запрещённые действия. К примеру, убийство невинного человека, воровство, прием алкогольных напитков, употребление свинины, непокорность родителям.

Разберемся, что же означает на арабском языке термин «шари,ат». Этот термин – производное от корней «шара,а, шар,ун» –»направлять прямо, наводить, нацеливать».

В Коране это слово используется в прямом смысле. К примеру, описания истории детей Израиля:

Спроси их о селении, которое было расположено у моря. Они нарушили субботу, когда приплывали прямо (шурра,ан) к ним большие рыбы по субботам, а в не субботние дни не приплывали. Таким образом Мы испытали их за то, что они были отступниками! (7:163)

Обратившись к области наставления верующих, мы поймем, что направлять прямо – прерогатива только Творца.

Мы ниспослали тебе Предписание с истиной, оправдывающим то, что было перед ним из Предписания, и охраняющим. Так разбирай среди них тем, что ниспослал Бог! Не следуй за их страстями вместо явившейся тебе истины!

Всем из вас Мы установили прямое направление (шир,атан) и план. Если бы пожелал Бог, то установил бы вас на одном основании. Однако, чтобы испытать вас в том, что дано вам, старайтесь сохранить хорошее! К Богу возвращение вас всех, и Он сообщит вам то, в чем вы разногласили! (5:48)

В историческом Исламе считается, что «шариат»вестников был разным, а вера одна. Однако в Коране мы обнаруживаем, что прямое направление Господом было во все времена одинаковым:

Он направил вас прямо (шара,а) к обязанности, той, что завещана Нуху (Ною), что внушили Мы тебе и что завещали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу), чтобы они были стойкими в обязанности и не разделялись в ней! Велико для устраивающих причастных Богу то, к чему ты их призываешь. Бог избирает к Себе того, кто желает, и наставляет того, кто молит о помощи! (42:13)

Так в чем причина разногласий и разделений?

Дело в том, что некие группы людей взяли на себя ответственность приписать к Божественным установкам человеческие. Тем самым «жрецы» параллельно с Создателем пытаются направлять «прямо» остальных людей.

Или у них есть причастные Богу, которые прямо направили (шара,уу) их к обязанности перед Богом, к тому, чего не разрешал Бог? Если бы не вышедшее Слово, ведь было бы покончено с ними! Поистине, для мракобесов – мучительное наказание! (42:21)

Как видно из приведенного отрывка, человеческие указания, наряду с божественными, расцениваются как пантеистические действия, т.е. многобожие. Если обратить внимание на принятое понимание «шариата», то основная масса пунктов основывается на преданиях людей, которые относят к Мухаммаду и решениям ученых. Каково бы ни было отношение к вестнику и ученым людям, ставить их частные указания на один уровень с божественными неприемлемо.

Спроси: «Ваши ли причастные наставляют на истину?»

Скажи: «Бог наставляет на истину. Кто имеет больше прав, чтобы за ним следовали? Тот, кто наставляет на истину, или тот, кто наставляет исключительно наставленным? Что с вами, как вы рассуждаете?» (10:35)

Истинным «шариатом» для верующих должно быть исключительно Слово Бога.