Коран о термине «дин»

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Самая действенная движущая сила, поднимающая массы людей на некое свершение, имеет исток в идеологической составляющей человека. Абсолютно все мировоззрения «нomo sapiens» опираются на веру в определенную систему взглядов, которые в конечном итоге приводят к чему-то Вечному, Незыблемому. Самым распространенным видом структуры, объединяющей единомышленников, является религия.

Мнения о происхождении термина религия расходятся. Одни считают, что это слово образовано от латинского religio – совестливость, благочестие, благоговение, святость, богослужение.

К примеру, Цицерон считает, что оно является производным от глагола relegere  вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление, что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением».

Лактанций же относил термин религия к глаголу religare, означающего связывать, соединять. Поэтому и религию он определял как союз благочестия человека с Богом. Подобным же образом понимал существо религии и Блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.

В любом случае субъективные человеческие смысловые наполнения отражают лишь их мнение об отношениях человека с Богом.

Обратившись к тексту Корана, мы обнаружим, что под словом религия (в переводах) содержится арабское выражение «даана, диинун«, означающее«занимать, давать в долг, быть обязанным (кому-либо), быть в долгу (у кого-либо) «.

В данном случае налицо полное несоответствие традиционного смысла термина с оригиналом. Рассмотрим области применения выражения «диин» в Коране, исходя из прямого перевода.

В первую очередь предлагаем рассмотреть отрывки, связанные с вестником Мухаммадом.

Вестник

Скажи: «Поистине, я наставлен на прямой путь, на стойкую обязанность (диинан) склонившейся общины Ибрахима (Авраама)! Он не был устраивающим причастных Богу!» (6:161)

Скажи: «Повелел Господь мой соразмерность. Стойте прямо своим видом у всякого места земного преклонения и взывайте к Нему, будучи преданными обязанности (ддиина) пред Богом. Как Он вас сотворил впервые, так вы и возобновитесь!» (7:29)

Он – тот, кто отправил Своего посланника с наставлением и истинной обязанностью (диини), чтобы показать ее выше всех обязанностей (ддиини), даже если это ненавистно устраивающим причастных Богу! (9:33)

Поистине, встань своим образом к обязанности (лиддиини) склонившихся и не будь устраивающим причастных Богу! (10:105)

Поистине, Мы ниспослали тебе Предписание в истине. Так служи Богу, искренне проявляя обязанность (ддиина)! (39:2)

Скажи: «Поистине, мне велено, чтобы я служил Богу, искренне проявляя обязанность (ддиина)!..» (39:11)

Скажи: «Я служу Богу, искренне проявляя свою обязанность (ддиина)!..» (39:14)

Он направил вас прямо к обязанности, той, что завещана Нуху (Ною), что внушили Мы тебе и что завещали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу), чтобы они были стойкими в обязанности (ддиини) и не разделялись в ней! Велико для устраивающих причастных Богу то, к чему ты их призываешь. Бог избирает к Себе того, кто желает, и наставляет того, кто молит о помощи! (42:13)

Он – тот, который послал Своего посланника с наставлением и истинной обязанностью (диини), чтобы оно проявило себя выше всякой другой обязанности (ддиини). Достаточно Бога свидетелем! (48:28)

Он – тот, кто послал Своего посланника с наставлением и истинной обязанностью (диини), чтобы проявить ее выше любой обязанности (ддиини), если бы и ненавистно было это устраивающим причастных Богу! (61:9)

Смысл появления вестников среди людей заключается в донесении вести. Трансцендентная весть всеобъемлюща, касается всех сфер жизнедеятельности человека. Самое же главное – проинформировать «субъекта» о будущем, настоящем, прошлом и их последствиях.

Обязанности перед Богом в жизни людей

Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Пред Ним постоянная обязанность (ддиину)! Так неужели вы не остережетесь Бога?! (16:52)

В тот день полностью Бог взыщет с них долг (диинахум) по истине. Они узнают, что Бог – ясная истина! (24:25)

Так встань своим образом к истинной обязанности, по устроению Бога, который так устроил людей.

Нет изменений в творении Бога!

Это – стойкая обязанность (ддиину), однако большинство людей не знают! (30:30)

Так стой своим ликом в стойкой обязанности (лиддиини) до того, как наступит неотвратимый от Бога день, когда они будут раздроблены! (30:43)

Называйте их по их отцам! Это – соразмерно пред Богом. А если не знаете их отцов, то тогда они – ваши братья по долгу (ддиини) и ваши близкие.

Проступок не в том, что вы ошиблись, но в том, на что нацелены ваши сердца. Бог – Прощающий, Жалеющий! (33:5)

Так призывайте Бога, будучи искренними перед Ним в обязанности (ддиина), если бы и ненавидели это закрывшиеся! (40:14)

Он – живой! Божество исключительно Он! Так взывайте к Нему, будучи искренними перед Ним в обязанности (ддиина)! Слава Богу, Господу миров! (40:65)

Спроси: «Неужели вы учите Бога вашему долгу (бидииникум)? Бог знает то, что на небесах и на земле! Бог о всякой вещи знающ!» (49:16)

Поистине, долг (ддиина) перед Богом является действительностью! (51:6)

Или они считают тебя лгущим о Долге (биддиини)? (95:7)

Им было велено исключительно то, чтобы они служили Богу, будучи искренними в истинной обязанности (ддиина)!

Выходящими на молитвенную связь, дающими обеляющий расход!

Это – ценная обязанность (диина)! (98:5)

Думал ли ты о том, кто считает ложью Долг (биддиини)? (107:1)

Вам – ваша обязанность (ддиинукум), а мне — моя обязанность (диини)! (109:6)

ты увидишь входящих толпами людей в исполнение обязанности (диини) перед Богом! (110:2)

Нет необходимости доказывать, что деятельность вестников Создателя направлена на их окружение. В результате такой деятельности вычленялись те, кто принимал истину, и те, кто отверг ее. Вот что сообщается о категории верующих:

Верующие

кроме тех, которые раскаялись и исправились, ухватились за Бога и проявили искренность в своей обязанности (диинахум) перед Богом! Вот эти с поверившими, а потом Бог даст поверившим великую награду! (4:146)

О вы, которые поверили! Если кто из вас отвернется от своей обязанности (диинихи), то Бог приведет людей, которых Он любит и которые любят Его, мягких перед верующими, достоинством выше закрывшихся! Они усердствуют на пути Бога и не боятся никаких упреков. Это преимущество Бога! Дает Он ее кому пожелает, ведь Бог – Объемлющий, Знающий! (5:54)

О те, которые поверили! Не берите покровителями из тех, кому до вас даровано Предписание, и закрывшихся, которые вашу обязанность (диинакум) воспринимают как насмешку и забаву! Остерегайтесь Бога, если вы верующие! (5:57)

Оставь тех, кто принимает их обязанность (диинахум) как игру и увлечение! Прельстила их ближняя жизнь! Напомни этим, что личность обречена на итог того, что приобрела. Нет для нее, помимо Бога, ни покровителя, ни защитника! Если даже уравновесит все равноценным, не примется от нее! Это те, которые обречены на итог того, что приобрели! Для них там питье из кипятка и мучительное наказание за то, что они были закрывшимися! (6:70)

Усердствуйте пред Богом истинным усердием!

Он избрал вас и не устанавливал для вас в обязанности (ддиини) никакого затруднения, как и в общине отца вашего – Ибрахима (Авраама). Он называл вас смиренными раньше и в этот раз, чтобы посланник был свидетелем над вами, а вы были свидетелями над людьми! (22:78)

Блудника и блудницу стегайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним при исполнении обязанности (диини) перед Богом, если вы верите Богу и в Последний день! Пусть присутствует при их наказании группа верующих. (24:2)

Бог обещал тем из вас, которые поверили и исправились, что Он непременно оставит их преемниками на земле, как Он оставил преемниками тех, кто был до них. Он непременно укрепит их в исполнении обязанности (диинахум), которую Он одобрил для них. Он непременно сменит их страх на безопасность, сказав:

«Они служат Мне и ничего не устраивают Мне в причастные!»

Те, кто закроется после этого, – отступники! (24:55)

После того, как мы определили адресата и значение долга перед Господом, рассмотрим основную суть обязанности перед Всевышним.

Смирение

Поистине, обязанностью (аддиина) перед Богом является смирение. Но разошлись те, кому было даровано Предписание, лишь после того, как пришло к ним знание, притесняя друг друга. Кто закрыт от знамений Бога, то, поистине, Бог скор в расчете! (3:19)

Неужели не к обязанности (диини) перед Богом они стремятся? Пред Ним смирились те, кто в небесах и земле, добровольно и невольно. К Нему вы будете возвращены. (3:83)

Кто стремится не к обязанности (диинан) смирения перед Богом, тот не будет принят, и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток. (3:85)

Кто лучше обязанностью (диинан), чем тот, кто смирился своим ликом перед Богом, исправился и последовал за склонившейся общиной Ибрахима (Авраама)? Поистине, Бог принял Ибрахима (Авраама) другом! (4:125)

… Сегодня отчаялись те, которые закрылись от ваших обязанностей (ддииникум).

Так не бойтесь их, а бойтесь Меня!

Сегодня Я довел до совершенства для вас вашу обязанность (ддиинакум) и довел до конца для вас Мое благодеяние! Удовлетворился вашей обязанностью (диинан) смирения! А кто вынужден в голоде, будучи не склонным к греху, съесть запрещенное, то ведь Бог – Прощающий, Жалеющий! (5:3)

Предписание быть смиренным Богу в принципе предназначается всем людям, однако и в этом случае существует одно условие – добровольность.

Нет принуждения в обязанности (ддиини). Уже разъяснено благоразумие от заблуждения. Так, кто закрыт от произвола и поверил Богу, тот надежно ухватился за крепкую, неразрывную связь! Поистине, Бог – Слышащий, Знающий! (2:256)

Нет никакого сомнения в едином источнике Божественной «информации», предназначенной для всех людей на земле. Наше «чрезмерное усердие» в следовании предписаниям Творца привело к дроблению некогда единой, целостной идеи. Все это выразилось в образовании множества видов конфессий и вер. Коран выделяет из всей палитры религий людей Предписания.

Обладатели Предписания

Это потому, что они говорят:

«Коснется нас огонь исключительно на отсчитанные дни!»

Обмануло в их обязанностях (диинихим) то, что их ослабило. (3:24)

«… Верьте только тому, кто следует вашей обязанности (диинакум) пред Богом!»

Ответь: «Поистине, это – Наставление! Наставление Бога и то, что дано, – одно, наподобие данному вам!»

Или они станут препираться с вами пред вашим Господом?

Скажи: «Поистине, предпочтение в руке Бога! Он дает кому пожелает! Поистине, Бог – Объемлющий, Знающий!..» (3:73)

Среди иудеев есть те, которые искажают положение слов и говорят:

«Мы слышали и не повинуемся», «Выслушай неслыханное» и «Упаси нас», – искривляя своими языками и пороча обязанность (ддиини) перед Богом.

Если бы они сказали:

«Мы слышали и слушаемся!», «Выслушай слышимое!» и «Присматривай за нами!» – то это было бы лучше для них и прямее. Однако Бог проклял их за закрытость! Они не верят, за исключением немногих! (4:46)

О обладатели Предписания! Не переходите границы в ваших обязанностях (дииникум) и говорите о Боге исключительно истину!

Поистине, помазанник Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), посланник Бога! От Него предоставлено Его слово Марьям (Марии) и Его Дух. Так верьте Богу и Его посланникам!

Не говорите – три! Вам лучше удержаться!

Поистине, Бог – Единственный Бог!

Бесконечно далек Он от того, чтобы у Него был ребенок!

Ему принадлежит то, что на небесах и на земле! Достаточно иметь Бога доверенным! (4:171)

Скажи: «О обладатели Предписания! Не преувеличивайте ваши обязанности (дииникум) без истины и не следуйте за страстями людей, которые сбились раньше! Они ввели в заблуждение многих и сами сбились с ровной дороги!» (5:77)

Анализ известных верований показывает, что изначально все они восходят к единобожию. И только человеческое вмешательство, подогретое разочарованным (иблисом), привело множество народа к нарушению принципа единобожия. Природа многобожия и разделения объясняется и порицается Создателем в Предписании.

Устраивающие причастных Богу и т.п.

Таким образом приукрашено для большинства устраивающих причастных Богу убийство своих детей их причастными, чтобы погубить их и запутать для них обязанности (диинахум)! Если бы Бог пожелал, они бы этого не совершали. Так оставь их и то, что они измышляют! (6:137)

Поистине, ты, в чем бы то ни было, не из тех, кто разделили свою обязанность (диинахум) и стали группировками. Дело их у Бога, а затем Он сообщит им то, что они совершали! (6:159)

«… тем, кто воспринимал свою обязанность (диинахум) как развлечение и игру и обольстился ближней жизнью!»

В тот день Мы предадим их забвению, подобно тому, как они предали забвению встречу в этот день и не признавали Наши знамения. (7:51)

Вот говорят продажные, те, в сердцах которых болезнь:

«Ослепила этих их обязанность (диинухум)».

Кто полагается на Бога, то, поистине, Бог – Великий, Мудрый! (8:49)

Он – тот, кто открыл для вас движение по суше и по морю. Когда они на кораблях, пока дует хороший ветер, радуются ему, а когда является бурный ветер, вздымаются к ним волны со всех сторон, они думают о том, что их окружило. Они взывают к Богу, проявляя искренность в обязанности (диина) пред Ним:

«Ведь если спасешь Ты нас от этого, мы непременно будем признательными!» (10:22)

Скажи: «О люди! Если вы в сомнении о моей обязанности (диинии), то я не служу тем, кому вы служите, вместо Бога, но я служу Богу, который упокаивает вас. Мне велено быть верующим!» (10:104)

Вы служите, помимо Него, лишь именам, которые назвали вы и ваши отцы. Бог не ниспослал вам об этом никакого распоряжения! Поистине, разбирательство – исключительно у Бога! Он повелел, чтобы вы служили только Ему! Это – прямая обязанность (диину), но большинство людей не ведает! (12:40)

А когда они плывут в судне, то призывают Бога, проявляя искренность в обязанности (ддиина), но после того, как Он спасает их, тогда на суше они устраивают Ему причастных, (29:65)

из тех, которые разделили свою обязанность (диинахум) и стали группировками! Каждая из партий радуется тому, что у нее! (30:32)

Когда их покрывает сумрак волны, они взывают к Богу, проявляя искренность в обязанности (ддиина) к Нему. Но после того, как Он их спасет на сушу, то среди них оказывается сдерживающийся от признательности! Отвергает Наши знамения исключительно всякий закрывшийся предатель! (31:32)

О! Богу надлежит проявлять искреннюю обязанность (ддиину)!

Те, которые взяли покровителей, помимо Него, говорят:

«Мы служим им только для того, чтобы они приблизили нас к Богу!»

Поистине, Бог разберется между ними в том, в чем они расходятся! Поистине, Бог не наставляет того, кто лжив, закрыт! (39:3)

Или у них есть причастные Богу, которые прямо направили их к обязанности (ддиини) перед Богом, к тому, чего не разрешал Бог? Если бы не вышедшее Слово, ведь было бы покончено с ними! Поистине, для мракобесов – мучительное наказание! (42:21)

Суть разделения в вере восходит к преобразованию законотворчества Создателя в прерогативу «жрецов». Они положили начало такому явлению, как сакрализация правящей верхушки, следствием чего стало возникновение всякого рода «хозяйственных» законов.

Долг перед людьми

Начал он с содержания их багажа до содержания багажа своего брата. Потом извлек это из содержания багажа своего брата. Таким образом ухитрились Мы для Юсуфа (Иосифа). Он не смог бы взять своего брата по долгу (диини) (службы) пред царем, если бы не желание Бога. Мы возвышаем степени того, кого пожелаем, ведь выше всякого обладателя знания есть знающий! (12:76)

Сказал фараон: «Оставьте меня, я убью Мусу (Моисея)! Пусть он призовет своего Господа! Я боюсь, что он изменит ваш долг (диинакум) или проявит на земле порчу!» (40:26)

Как показывает практика, любому убеждению непременно противостанет контр-убеждение. Противостояние системы взглядов обычно приводит к конфронтации, которая зачастую выливается в вооруженный конфликт.

Сражение

Сражайтесь с ними, чтобы не было соблазна смуты, а была обязанность (аддиину) перед Богом. А если они прекратят, то агрессия допускается только против мракобесов! (2:193)

Они спрашивают тебя о запретном месяце, о сражении во время его.

Ответь: «Сражение в это время – большой грех, но препятствовать пути Бога, закрываться от него и запретного для сражения места земного преклонения, изгонять оттуда его жителей – еще больший грех пред Богом! Смута – более велико в грехе, чем убийство!»

Они не прекратят сражаться с вами, пока не отвернут вас от вашей обязанности (дииникум), если смогут. Кто из вас отвернется от обязанности перед Богом и умрет, то он – закрывшийся! У таких все действия в ближней жизни будут бесполезными, а в последней такие будут присоединены к огню и будут там пребывать! (2:217)

Сражайтесь с ними, чтобы не было смуты, а долг (аддиину) каждого принадлежал Богу. Если они удержатся, то ведь Бог видит то, что они делают! (8:39)

Поистине, те, которые поверили, выселились, усердствовали своим достатком и собой на пути Бога, и те, которые дали убежище и помогли, являются покровителями друг другу!

У тех, которые поверили, но не выселились, нет никакого покровительства над ними, пока они не выселятся! А если они попросят у вас помощи в исполнении долга (ддиини), то на вас лежит помощь, но не против народа, с которым у вас есть договор. Бог видит то, что вы делаете! (8:72)

Но если они раскаются, взмолятся и дадут обеляющий расход, то тогда они – ваши братья в исполнении долга (ддиини)! Мы подробно изложили знамения для людей знающих!

Если они нарушат свои клятвы после обязательства и опорочат вашу обязанность (дииникум), то сражайтесь с руководителями закрытости! Поистине, нет клятв для них, может быть, они удержатся! (9:11-12)

Сражайтесь с теми, кто не верит Богу и в Последний день, не запрещает того, что запретил Бог и Его посланник, не отдает должное истинной обязанности (диина) перед Богом, из тех, которым ниспослано Предписание, пока они не предоставят наложенное взыскание собственноручно, будучи покорными! (9:29)

Поистине, число месяцев у Бога – двенадцать месяцев, по предписанию Бога, в день, когда Он сотворил небеса и землю. Из них четыре месяца запретны для сражения. Это – прямая обязанность (ддиину)! Так не омрачайте в них себя, но сражайтесь все с устраивающими причастных Богу так же, как они все сражаются с вами! Знайте, что Бог – с осмотрительными! (9:36)

Не было такого, чтобы верующие выступили все вместе, если бы не команда из нескольких человек из каждой группы из них, чтобы они могли изучать обязанность (ддиини) перед Богом и предупреждали свой народ, когда вернутся к ним! Может быть, они поберегутся! (9:122)

Не удерживает вас Бог быть благочестивыми и соразмерными с теми, которые не сражались с вами из-за вашей обязанности (ддиина) и не изгоняли вас из ваших жилищ. Поистине, Бог любит соразмерных!

Поистине, Он удерживает вас от тех, которые сражались с вами из-за вашей обязанности (ддиина), изгнали вас из ваших жилищ и помогали вашему изгнанию, от того, чтобы вы брали их в покровители. Кто возьмет их в покровители, те – мракобесы! (60:8-9)

Что бы ни происходило на земле, ради чего бы ни умирали люди, все, в конце концов, будет оцениваться беспристрастным судом в День Долга!

День Долга

Владыке Дня Долга (ддиини)! (1:4)

Поистине, на тебе проклятие до Дня Долга (ддиини)! (15:35)

 Я сильно желаю, чтобы Он простил мне мои ошибки в День Долга (ддиини)! (26:82)

говоря:

«Горе нам! Это – День Долга (ддиини)!» (37:20)

Поистине, проклятие на тебе до Дня Долга (ддиини)! (38:78)

Спрашивают они: «Когда День Долга (ддиини)?» (51:12)

Это – ниспосланный им День Долга (ддиини). (56:56)

которые считают правдой День Долга (ддиини), (70:26)

мы считали ложью День Долга (ддиини), (74:46)

Так нет! Конечно, вы считаете ложью Долг (ддиини)! (82:9)

Они будут гореть там в День Долга (ддиини)! (82:15)

Что ты знаешь о Дне Долга (ддиини)? (82:17)

Затем, что ты знаешь о Дне Долга (ддиини)? (82:18)

которые считают ложью День Долга (ддиини)! (83:11)