Часть 1

Ассоциация седовласого старца с кладезем знаний и мудрости присутствует практически у всех народов мира. Данный стереотип образовался издавна. Основанием для этого послужило принятие оптимальных решений в разные моменты жизни аксакалами каждого народа (рода, племени). Мудрецы в суждениях опирались на прожитый опыт, что позволяло предусматривать возможные ошибки в том или ином случае. Их мудрость распространялась и на осмысление мироздания. Однако универсальных ответов обществу они дать не могли.

Появление в определенный момент вестников переворачивало устоявшиеся представления об окружающем мире, о поведении и смысле жизни. Людям открывалась трансцендентная мудрость, которая позволяла менять ход истории, изменять отношение к жизни и смерти.

В Словесности используются слова от корня «хакама», означающие, с одной стороны, «править, судить, быть мудрым», с другой стороны «выносить решение, разбираться, сдерживать, удерживать».

При анализе текста Словесности можно отметить использование разных синонимов рассматриваемого термина:

 

Дает Зачинатель Разборчивость тому, кто желает. А кому дана Разборчивость, тому предоставлено много добра. Вспоминают об этом только обладающие разумом. (2:269)

 

В свое время поиск истины круто изменил жизнь Авраама, который пришел к истинному монотеизму:

 

(Авраам сказал) Господи! Даруй мне Разборчивость и сохрани меня с исправившимися! (26:83)

 

Разборчивость, по сути, отражает главный смысл мудрости, поэтому все посланники Зачинателя обладали таким качеством, как разборчивость:

 

Нанесли они им поражение с позволения Зачинателя, а Давид убил Голиафа. Дал ему Зачинатель власть и Разборчивость. Научил Он его тому, что он пожелал. Если бы Зачинатель не защищал одних забывчивых людей от других, то был бы разлад на земле. Однако Зачинатель обладает превосходством для народов мира! (2:251)

 

После того, как дошел он до зрелости, Мы дали ему Разборчивость и Знание. Так воздаем Мы делающим добро! (12:22)

 

Лоту Мы дали Разборчивость и Знание. Мы спасли его из селения, в котором делали порочные дела. Поистине, они были дурными людьми, отступниками! (21:74)

 

Мы присутствовали при разбирательстве Давида и Соломона, когда они решали по поводу продуктов земледелия, которые выщипал скот народа.

Мы дали понимание этого Соломону. Каждому Мы дали Разборчивость и Знание. Подчинили Давиду вместе горы и птиц, чтобы они восхваляли. Мы были свершившими. (21:78-79)

 

Убежал я от вас, когда испугался. Даровал мне Господь мой Разборчивость и установил меня из среды посланных! (26:21)

 

Мы укрепили его власть, дав ему Разборчивость и решительность в речи.  (38:20)

 

Разборчивость давалась не для приобретения некоего статуса, а для ее практического применения в жизни:

 

Когда они вошли к Давиду, то он испугался их. Сказали они: «Не бойся. Мы двое, ведущих тяжбу. Один из нас притеснил другого. Так разбери нас поистине и не перегибай. Наставь нас на прямой путь!». (38:22)

 

О Давид! Мы установили тебя наместником на земле. Так разбирай среди забывчивых людей поистине и не следуй за страстью, а то она собьет тебя с пути Зачинателя! Поистине, тем, которые сбиваются с пути Зачинателя суровое наказание за то, что они забыли День Расчета! (38:26)

 

Посланники, обладая разборчивостью, понимали, что наилучшим судьей является только Сам Творец:

 

Обратился Ной к своему Господу и сказал: «Господи! Сын мой из моей семьи, а обещание Твое истина. Ты наилучший из разбирающихся!». (11:45)

 

Вы служите, помимо Него, лишь именам, которые назвали вы и ваши отцы. Зачинатель не ниспослал об этом никакого распоряжения! Поистине, разбирательство исключительно у Зачинателя! Он повелел, чтобы вы служили только Ему! Это прямая обязанность, но большинство забывчивых людей не знает! (12:40)

 

Сказал отец: «О дети мои! Не входите в одну дверь, а входите в разные двери! Я ни в чем не избавлю вас от Зачинателя! Разбирательство исключительно у Зачинателя! На Него я полагаюсь, и на Него пусть полагаются полагающиеся!». (12:67)

 

Даваемая разборчивость была следствием договора между Господом и вестниками:

 

Когда взял Зачинатель договор с вестников: «Вот то, что Я даю вам из Предписания и Разборчивости. Потом придет к вам посланник, оправдывающий то, что у вас. Вы обязательно поверите ему и будете ему помогать», то спросил: «Признаете ли вы и принимаете ли на себя Мое обязательство?». Они ответили: «Мы признаем!». Он сказал: «Так засвидетельствуйте, и Я буду с вами среди свидетелей!». (3:81)

 

Может показаться, что договор предусматривал две разные составляющие: Предписание и Разборчивость, однако, анализ всех сообщений на эту тему позволяет прийти к выводу, что разборчивость является синонимом Предписания:

 

Это те, кому Мы дали Предписание, Разборчивость и Вестничество. А если закроется от этого народ этот, так Мы поручили это тем, кто не закрылся! (6:89)

 

Мы ведь дали детям Израиля Предписание, Разборчивость и Вестничество. Даровали им надел и предпочли их пред народами. (45:16)

 

Если не считать синонимами понятия «Предписание» и «разборчивость», то придется разделять и понятия «Предписание» и «известия», что в корне противоречит смыслу, ведь Предписание и является известием:

 

Не бывало, чтобы вещающий человек, после данного ему Зачинателем Предписания, Разборчивости и Вестничества, потом говорил бы забывчивым людям: «Будьте слугами мне, помимо Зачинателя», однако: «Будьте воспитателями за то, что вы учите Предписанию и за то, что вы изучаете!». (3:79)

 

Предоставленная высокая честь и донесение истины в чистом виде накладывали определенные обязательства и ограничения на вестников. Как мы видим, в Словесности содержится предостережение от узурпации знаний об истине.

Примером для людей в неуклонном выполнении вмененной миссии служит Авраам и его род:

 

Или они завидуют забывчивым людям за то, что даровал им Зачинатель превосходство? Поистине, Мы даровали роду Авраама Предписание и Разборчивость. Даровали им превосходящую власть. (4:54)

 

Неразрывная связь разборчивости с Предписанием очевидна, что ясно прослеживается в жизни всех известных нам вестников:

 

«О, Иоанн, крепко держись Предписания!». Дали Мы ему Разборчивость в детстве. (19:12)

 

То, что Предписание и разборчивость являются синонимами, ярко засвидетельствовано на примере описания жизни Иисуса:

 

Спросила она: «Господи! Каким образом будет у меня ребенок, ведь не касался меня вещающий человек?!». Было отвечено: «Так Зачинатель творит то, что желает! Когда решено дело, то ведь Он говорит этому: «Будь!» и оно бывает.

Он научит его Предписанию, Разборчивости, Торе, Евангелию и пошлет к детям Израиля с вестью: «Я пришел к вам со знамением от вашего Господа! Я сотворю вам из глины образ птицы и подую в нее, станет она птицей с позволения Зачинателя! Я вылечу слепого, прокаженного и оживлю мертвых с позволения Зачинателя! Я сообщу вам, что вы едите и что сохраняете в ваших домах! Поистине, в этом знамение для вас, если вы верящие!». (3:47-49)

 

Вот скажет Зачинатель: «О Иисус, сын Марии! Вспомни благодеяние Мое для тебя и твоей родительницы! Я подкрепил тебя Духом Святости. Ты разговаривал с забывчивыми людьми в колыбели и взрослым. Вот научил Я тебя Предписанию, Разборчивости, Торе, Евангелию! Вот ты творил из глины подобие птицы, дул в него и становилось оно живой птицей с Моего дозволения. Ты исцелял слепого, прокаженного и воскрешал мертвого с Моего дозволения! Вот Я удержал детей Израиля от тебя, когда ты пришел к ним с явными доказательствами! Сказали те, которые закрылись из них: «Это лишь очевидное колдовство!». (5:110)

 

В этом отрывке речь идет о ниспосланных откровениях Зачинателя. Общеизвестно, что Тора и Евангелие являются Предписаниями, содержащими трансцендентную мудрость. Сам Иисус сообщил своему народу, что принес им разбирательство, то есть он не отделял ее от Евангелия:

 

После того, как Иисус явился с явными доказательствами, он сказал: «Я пришел к вам с Разборчивостью. Я разъясню вам часть того, в чем вы разногласите. Так остерегайтесь Зачинателя и слушайтесь меня!». (43:63)

 

Интересным фактом является то, что Авраам обратился к Всевышнему с просьбой послать вестника, который будет ЧИТАТЬ знамения Зачинателя:

 

Господь наш! Отправь к ним посланника из них, который будет читать для них знамения Твои, научит их Предписанию, Разборчивости и обелит их. Поистине, Ты – Всемогущий, Мудрый!». (2:129)

 

Недопустимо считать, что читаемые знамения существуют отдельно от Предписания. Налицо очередное перечисление односмысловых синонимов, в данном случае – знамения, Предписание, разборчивость.

Последним вестником, читавшим людям знамения Господа, был Мухаммад:

 

Оказал Зачинатель услугу верующим, когда отправил к ним посланника из них самих. Он читает им Его знамения, обеляет их, учит их Предписанию и Разборчивости. Поистине, они ведь были раньше в явном заблуждении! (3:164)

 

Он послал к неискушенным посланника из них. Он читает им Его знамения, обеляет их, обучает их Предписанию и Разборчивости, поистине, ведь раньше они были в явном заблуждении. (62:2)

 

Заблуждение предполагает отсутствие знаний либо их игнорирование. В нашем случае речь идет о незнании истины:

 

Таким образом, Мы послали к вам из вас самих посланника, который читает для вас знамения Наши и обеляет вас. Он учит вас Предписанию и Разборчивости. Он учит вас тому, чего вы раньше не знали. (2:151)

 

Для того, чтобы обучать чему-либо, необходимо самому знать предмет обучения. Знал ли сам ранее Мухаммад то, чему обучал свое окружение? Ответ в следующем отрывке:

 

Таким образом Мы внушили тебе Дух с Нашим повелением! Ты не был сведущ ни в Предписании, ни в вере! (42:52)

 

Мухаммад не знал, что такое Предписание и вера, соответственно, он не обладал и разборчивостью:

 

Если бы не превосходство от Зачинателя и не Его милость к тебе, то группа из них вознамерилась бы ввести тебя в заблуждение, однако они вводят в заблуждение лишь самих себя и ничем не вредят тебе. Зачинатель ниспослал тебе Предписание и Разборчивость, научил тебя тому, чего ты не знал. Существующее превосходство Зачинателя для тебя огромно! (4:113)

 

В обращении Зачинателя к женам вестника содержится предписание вспоминать то, что читается:

 

Поминайте то, что читается в ваших домах из знамений Зачинателя и разборчивости. Поистине, Зачинатель – Добрый, Осведомленный! (33:34)