Дети Израиля
При анализе исторических событий, излагаемых в Словесности, наблюдается некое разделение в восприятии понятий «иудеи» и «дети Израиля». Иудеи больше олицетворяются с определенной религиозной идеей, понятие «дети Израиля» относит нас к определенному народу – евреям.
Согласно Словесности, дети Израиля стали упоминаться, начиная с истории жизни Моисея. Этот факт заставляет задуматься о смысле названия «израиль» (в арабской транскрипции «исра'ииля»). Иудейская традиция гласит, что Яков был назван Израилем после того, как поборолся, по одной версии, с Богом, по другой версии – с ангелом. Поэтому ему было присвоено имя Израиль – «борющийся с Богом». Существует множество версий этимологии слова «израиль», но мы постараемся рассмотреть это имя в контексте особенностей арабского языка и сути описываемой в Словесности истории.
Условно «исра'ииля» можно разбить на два составных корня – «исра», означающее «быть плененным» во множественном числе, и «'ииля», близкое к слову «ааля», означающее «род, племя, династия». Таким образом, термин «исра'ииля» можно понять как «плененный род, племя». Такое понимание вполне объяснимо, ведь дети Израиля были на положении рабов в Египте после смерти Иосифа. Интересным фактом является то, что ранее род Иосифа называется в Словесности как род Якова:
Таким образом, выбирает тебя Господь твой! Он учит тебя толкованию рассказов и завершает свое благодеяние над тобой и родом Якова, как завершил его над твоими отцами ранее Авраамом и Исааком! Поистине, Господь твой – Знающий, Мудрый!». (12:6)
Как видим, Яков еще не был назван Израилем. Лишь с появлением Моисея мы узнаем, что потомки Иосифа стали называться детьми Израиля.
Для прояснения этой ситуации проанализируем все по порядку. Моисей после бегства из Египта вместе с братом был послан Зачинателем в Египет с возложенной на них миссией – вызволить детей Израиля из плена:
Я имею право говорить о Зачинателе исключительно истину! Я пришел к вам с явным доказательством, так пошли со мной детей Израиля! (7:105)
Так идите же к нему и скажите: «Поистине, мы оба посланники Господа твоего! Отправь с нами детей Израиля и не наказывай их. Мы пришли к тебе со знамением твоего Господа! Мир тому, кто последовал за Наставлением!» (20:47)
Поистине, пошли с нами детей Израиля! (26:17)
Именно с этого момента народ Моисея был назван «дети Израиля».
Некогда Моисей вырос при дворе фараона. Этот факт его жизни вызвал упреки в «непатриотичности» Моисея, на которые он ответил следующим:
А это дарованное мне тобой благодеяние выражается в том, что ты поработил детей Израиля?!». (26:22)
Чтобы вызволить народ из рабства, Моисей был наделен знамениями:
Мы дали Моисею девять ясных знамений. Так спроси детей Израиля, когда он явился к ним и сказал ему фараон: «Поистине, я думаю, что ты, о Моисей, околдован!». (17:101)
Эти знамения должны были вынудить знать освободить детей Израиля из плена:
После того, как случилось наказание, они обратились: «О Моисей! Обратись за нас к своему Господу потому, что заключено обязательство с тобой! Поистине, если ты снимешь с нас наказание, мы поверим и непременно отпустим с тобой детей Израиля!». (7:134)
Итогом миссии Моисея стало спасение детей Израиля из египетского рабства и гибель фараона:
Перевели Мы детей Израиля через море, а фараон и его войска погнались за ними притесняя и противостоя, пока не настиг их потоп. Воззвал он: «Я поверил, что зачинатель исключительно Зачинатель, в которого верят дети Израиля! Я стал одним из смиряющихся!». (10:90)
История с детьми Израиля продолжилась и после чудесного спасения:
О дети Израиля! Мы спасли вас от вашего противника и назначили вам встречу у правой стороны горы. Мы ниспослали вам манну и перепелов. (20:80)
Смысл спасения детей Израиля заключался в том, чтобы в этом народе сохранилось единобожие. Однако влияние на них политеистической среды не прошло бесследно:
Мы дали в наследство народу, считавшегося слабым, восток и запад земли, которую Мы благословили. Завершилось Слово Господа твоего хорошо для детей Израиля за то, что они терпели. Мы погубили то, что вытворял фараон и его народ, и то, что они возводили!
Мы переправили детей Израиля через море, и пришли они к народу, преданного своим идолам. Они попросили: «О Моисей! Установи нам зачинателя, подобного их зачинателям!». Он ответил: «Поистине, вы невежественный народ!». (7:137-138)
Такая ситуация вывела из душевного равновесия Моисея и вылилось в гнев, обрушившийся на Аарона:
Ответил он: «О сын моей матери! Не хватай меня за бороду и голову! Поистине, я боялся, что ты скажешь: «Ты совершил разделение среди детей Израиля и не проконтролировал мои слова!»». (20:94)
Единослужение было восстановлено посредством ниспослания Предписания Моисею:
Мы дали Моисею Предписание и установили его Наставлением для детей Израиля, чтобы они не брали, помимо Него, поручителя. (17:2)
Поистине, Мы дали Моисею Предписание, так не будь в сомнении во встрече с Ним! Мы установили ему Наставление для детей Израиля! (32:23)
Поистине, Мы дали Моисею Наставление. Мы оставили в наследство детям Израиля Предписание. (40:53)
С течением времени дети Израиля стали отходить от трансцендентных заповедей. Одним из посылов Словесности является напоминание им о былом:
О дети Израиля! Вспомните Мое благодеяние, которым Я облагодетельствовал вас. Выполните обязательство предо Мной, и Я выполню обязательство пред вами. Меня остерегайтесь! (2:40)
Когда Мы заключили договор с детьми Израиля о том, чтобы служить только Зачинателю, совершать благие дела родителям, близким, сиротам, бедным, говорить забывчивым людям наилучшее, выходить на сближающую связь и давать обеляющий расход, то после вы, за исключением немногих из вас, отвернулись и отстранились. (2:83)
Зачинатель заключил договор с детьми Израиля. Воздвигли Мы из них двенадцать старшин. Сказал Зачинатель: «Я с вами. Если вы будете выходить на сближающую связь, давать обеляющий расход, поверите Моим посланникам, укрепите их и дадите Зачинателю хороший заем, то Я непременно закрою ваши злодеяния и введу в Сады с текущими в низовье реками! А кто из вас закроется после этого, тот сбился с ровной дороги!». (5:12)
Отход от стези довел детей Израиля до того, что они стали противостоять посланникам Зачинателя:
Поистине, Мы заключили договор с детьми Израиля и отправили к ним посланников. Каждый раз, когда посланники являлись с тем, что не любили их личности, часть из них нарекали лжецами, часть убивали. (5:70)
Если же они признавали кого-либо из вестников, то все равно сопротивлялись предписаниям Творца:
Неужели ты не думал о знати детей Израиля, живших после Моисея? Вот они сказали своему вестнику: «Направь нам царя, и мы будем сражаться на пути Зачинателя!». Он ответил: «Если даже вам будет предписано сражение, возможно, вы не будете сражаться!». На что они ответили: «А почему нам не сражаться на пути Зачинателя? Поистине, мы изгнаны из наших домов вместе с детьми!». Но после того, как им предписано было сражение, они, кроме немногих, отвернулись. Зачинатель о мракобесах Знающий! (2:246)
Это состояние народа стало сказываться в такой степени, что нововведения были узаконены в вере:
Всякая пища была дозволена детям Израиля, кроме той, которую Израиль запретил самому себе до ниспослания Торы. Скажи: «Так принесите Тору и прочтите его, если вы правдивы! (3:93)
Раскола в среде детей Израиля до Моисея не было. Лишь с появлением вестника и ниспослания Предписания среди детей Израиля началось расслоение:
Мы ведь поместили детей Израиля оправданным размещением и наделили их из здравых вещей. Они не разногласили, пока не пришло к ним знание. Поистине, Господь твой в День Предстояния решит между ними то, в чем они разногласили! (10:93)
Такое поведение стало явным из известий, результат которого также был предрешен:
Мы определили детям Израиля в Предписании: «Вы дважды вызовете порчу на земле. Вы ведь непременно возвеличитесь великим превознесением!».
Так, когда явилось первое из двух обещаний, Мы наслали на вас Наших слуг, обладающих мощной силой. Они рыскали среди ваших жилищ. Так обещание было исполненным.
Затем Мы вернули вам нападение на них. Мы поддержали вас в имуществе и детях. Мы установили вам наибольшее ополчение!
Если вы делаете добро, то делаете добро для себя, а если вы делаете зло, то для себя же! Так вот, явилось последнее обещание, чтобы опечалились ваши лица, чтобы они вошли в место земного преклонения подобно тому, как вошли туда в первый раз, чтобы уничтожить сверх уничтоженного! (17:4-7)
Мы сказали после этого детям Израиля: «Расселяйтесь на земле». А когда явилось последнее обещание, Мы явились с вами собранными!». (17:104)
Несмотря на сопротивление и нарушение предписаний, Творец не оставлял детей Израиля без истины. Последним вестником, посланным персонально к ним, был Иисус:
Он научит его Предписанию, Постановлению, Торе, Евангелию и пошлет к детям Израиля с вестью: «Я пришел к вам со знамением от вашего Господа! Я сотворю вам из глины образ птицы и подую в нее, станет она птицей с позволения Зачинателя! Я вылечу слепого, прокаженного и оживлю мертвых с позволения Зачинателя! Я сообщу вам, что вы едите и что сохраняете в ваших домах! Поистине, в этом знамение для вас, если вы верящие!». (3:48-49)
Но и Иисуса дети Израиля отвергли и оболгали:
Прокляты языком Давида и Иисуса, сына Марии, те из детей Израиля, которые закрылись! Это за то, что они ослушались и были преступны. (5:78)
Лишь небольшая часть поверила Иисусу и последовала за ним:
О вы, которые поверили! Будьте помощниками Зачинателю, как сказал Иисус, сын Марии, последователям: «Кто мои помощники у Зачинателю?» Последователи ответили: «Мы помощники Зачинателя!», но поверила часть из детей Израиля, а другая часть закрылась. И Мы подкрепили тех, которые поверили, против их противников, и они оказались победителями! (61:14)
Несколько поколений спустя последователи Иисуса исказили его учение:
Поистине, оказались закрытыми те, которые говорят: «Поистине, Зачинатель – помазанник, сын Марии!» Но помазанник сказал: «О дети Израиля! Служите Зачинателю, Господу моему и Господу вашему! Поистине, кто приобщает Зачинателю, тому Зачинатель запретил сад! Убежищем для него будет огонь, а для мракобесов нет помощников!». (5:72)
В День Долга Иисус, конечно же, отвергнет ложь в отношении него и его учения: