Коран о термине "хадис"

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Наиболее часто используемым термином у мусульман является термин «хадис». Это слово переводится как «рассказ, повествование, предание, беседа, разговор». Мусульманская традиция имеет совершенно особое понимание слова «хадис». «Хадисами» называются внекоранические истории о жизни вестника Мухаммада, называемые «суннами». В Коране же Бог использует слово «хадис» в других смысловых формах.

Коран как хадис-повествование

Или они не рассматривали власть над небесами, землей, то, что Бог сотворил все? То, что, может быть, приблизился их назначенный срок? Так в какой рассказ (хадиисин) после этого они поверят?! (7:185)

Поистине, в повествовании (кысас) о них есть поучение для обладающих разумом! Это не было вымышленным рассказом (хадиисан)!

Однако это – оправдание того, что было перед этим, разъяснение всякой вещи, Наставление и милость для людей, которые поверили! (12:111)

Так, ты, сожалея, возможно, захочешь покончить с собой под их влиянием, если они не поверят этому повествованию (хадииси). (18:6)

Бог ниспослал наилучший рассказ (хадииси) со схожими, повторяющимися предписаниями. Содрогается кожа у тех, кто страшится своего Господа! Затем их кожа и сердца смягчаются при поминании Бога! Это – Наставление Бога! Он наставляет им того, кто желает! Для того, кого Бог сбивает, нет наставника! (39:23)

Пусть приведут, подобный этому, рассказ (хадиисин), если они говорят правду. (52:34)

Так неужели этот рассказ (хадииси) вы смазываете? (56:81)

Так оставь Меня и того, кто считает ложью этот рассказ (хадииси). Мы постепенно подступим к ним оттуда, откуда они не знают. (68:44)

Знамения Корана как хадисы-рассказы

… Если постигнет их хорошее, они говорят: «Это из того, что у Бога!» – а когда постигнет их дурное, они говорят: «Это из того, что у тебя!»

Ответь: «Все из того, что у Бога!»

И почему эти люди никак не могут понять рассказа (хадиисан)? (4:78)

Один Бог!

Божество исключительно Он!

Он, конечно, соберет вас ко дню предстояния, нет сомнения в этом! Кто правдивее Бога в рассказе (хадиисан)? (4:87)

Людские рассказы – хадисы

Ниспослал вам Бог в Предписании, что когда вы слушаете знамения Бога с закрытыми от них и насмехающимися над ними, то не сидите вместе, пока они не перейдут на другой рассказ (хадиисин). Ведь иначе вы будете подобны им! Поистине, Бог соберет всех продажных и закрывшихся в Аду! (4:140)

Когда ты видишь тех, кто вступает в спор с Нашими знамениями, то отстранись от них до тех пор, пока они не перейдут на другой разговор (хадиисин). А если тебя заставит забыть ослушник об этом, то после того, как вспомнишь, не сиди с мракобесами! (6:68)

Среди людей есть тот, кто приобретает увлекательный рассказ (хадииси), чтобы сбивать с пути Бога без всякого знания, и обращает это в насмешку. Таким будет унизительное наказание! (31:6)

Повествования – хадисы из Корана

В Коране встречается устойчивая форма обращения Бога к вестнику: «дошел ли до тебя рассказ (хадиис)?»

Это выражение относится к различным персонажам и событиям, описанным в тексте Корана, и нет ни одной ссылки на внекоранические хадисы.

Дошел ли до тебя рассказ (хадиису) о Мусе (Моисее)? (20:9)

Дошел ли до тебя рассказ (хадиису) о почтенных гостях Ибрахима (Авраама)? (51:24)

Дошел ли до тебя рассказ (хадиису) о войсках фараона и народе Самуд? (85:17-18)

Дошел ли до тебя рассказ (хадиису) о бедствии? (88:1)

Слова, образованные от корня «хадаса», встречаются еще во многих местах и переводятся в разных значениях.

Когда они встречали тех, которые поверили, говорили:

«Мы поверили!» – а когда они уединялись друг с другом, говорили:

«Неужели вы расскажете (тухаддисуна) им о том, что открыл вам Бог, чтобы они спорили с вами об этом пред Господом?! Так неужели вы не понимаете этого?!» (2:76)

В тот день пожелают те, которые закрылись и ослушались посланника, сравняться с землей, но не скроют они от Бога разговоров (хадиисан)! (4:42)

Таким образом, выбрал тебя Господь твой! Он научит тебя толкованию рассказов (ахаадиису) и завершит свое благодеяние над тобой и близкими Якуба (Якова), как завершил его над твоими отцами ранее – Ибрахимом (Авраамом) и Исхаком (Исааком)! Поистине, Господь твой – Знающий, Мудрый! (12:6)

Таким образом Мы дали возможность Юсуфу (Иосифу) в той земле и научили его толкованию рассказов (ахаадиису). Бог побеждает Своим делом, однако большинство людей не знает об этом. (12:21)

Тот ответил: «Так, если ты последуешь за мной, то не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не расскажу (ухдиса) тебе то, что упомяну!» (18:70)

Таким образом Мы ниспослали Словесность (Коран) на арабском языке. Мы в ней пустили в обращение угрозы, может быть, они остерегутся, или она перескажет (йухдису) для них напоминание! (20:113)

Приход к ним рассказанного (мухдасин) напоминания Господа исключал их внимание. Они забавлялись. Сердца их были невнимательны. (21:2)

Потом Мы посылали одного за другим Наших посланников. Каждый раз то, что являл главенству их посланник, они считали ложью. Мы отправляли их одних за другими и установили Мы их предметом сказаний (ахаадиису). Так сгинули не поверившие люди! (23:44)

О те, которые поверили! Входите в дома вестника, исключительно если позовут вас к еде, не дожидаясь ее. Но когда вас позовут, то входите, а когда покушаете, то расходитесь и не будьте общающимися в разговоре (хадиисин). Это вызывает неприятное ощущение у вестника, но он стыдится вас, а Бог не стыдится истины. (33:53)

Но, сказав: «Господь наш! Отдали наши поездки!» – они очернили себя. Так Мы сделали их предметом сказаний (ахаадииса) и разогнали их. Поистине, в этом – знамение для каждого терпеливого, признательного! (34:19)

… Таковы ограничения Бога. Кто нарушит ограничения Бога, тот омрачил себя.

Ты не знаешь, может быть, Бог даст (юхдису) после этого какое-нибудь повеление. (65:1)

Когда вестник сообщил по секрету одной из своих супруг рассказ (хадиисан), то после этого она осведомила об этом. Бог дал обнаружить ему это. Он был уведомлен о части этого, а от другой отстранен. (66:3)

В тот день расскажет (тухаддису) она свои сведения! (99:4)

Это – знамения Бога! Мы читаем их тебе в истине! Так в какой рассказ (хадиисин) после Бога и Его знамений они поверят? (45:6)

В какой рассказ (хадиисин) они после этого поверят? (77:50)