Коран об «ульу-ль-амр»-е
Именем Бога Щадящего Жалеющего
В любом объединении есть своя иерархия. Наличие иерархической системы предполагает наличие лидеров и правил субординации. Община верующих не является исключением. В Коране для обозначения лидеров верующих используется такое выражение как «ульу-ль-амр» (أولو الأمر), данное выражение можно перевести как «обладающий положением». Вот отрывки из Корана об этой категории людей (здесь и далее используется перевод С. Б. Рысжанова):
О те, которые поверили! Слушайтесь Зачинателя, посланника и обладающих положением среди вас! Если вы спорите о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Зачинателю и посланнику, если вы верите Зачинателю и в Последний День. Так будет лучше и прекраснее по толкованию! (4:59)
Когда появляется у них безопасное или опасное дело, они недовольны этим. Если бы они вернули его посланнику и обладающим положением среди них, тогда узнали бы его исследующие. Если бы не превосходство от Зачинателя для вас и не Его милость, вы ведь последовали бы за ослушником, кроме немногих! (4:83)
Как видим, во-первых, верующие должны слушаться обладателей положения. Во-вторых, мы видим, что обладателями положения являются именно те, кто в состоянии «исследовать» тот или иной вопрос, т. е. должны обладать знаниями. Относительно знающих/незнающих людей есть показательное место Писания:
Сравнимы ли те, которые знают, и те, которые не знают? Поистине, вспоминают обладатели разума! (39:9)
Обладатели положения должны разбирать тот или иной вопрос относительно Писания:
Так разбирай среди них тем, что ниспослал Зачинатель! Не следуй за их страстями вместо явившейся тебе истины! (5:48)
Разбирай между ними по тому, что ниспослал Зачинатель. Не следуй их желаниям и остерегайся их, чтобы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Зачинатель! (5:49)
Конечно обладатель положения — это не просто исследователь Корана, он в первую очередь должен являться верующим, ведь только верующие могут быть покровителями друг друга:
Пусть верующие не берут себе в покровители закрывшихся, помимо верующих. Кто совершит это, то у того с Зачинателем нет ничего общего, только если вы не будете опасаться их. Зачинатель предостерегает вас от самого Себя. К Зачинателю исход! (3:28)
Обрадуй продажных, что для них мучительное наказание, тем, которые берут покровителями закрытых, а не верующих! Неужели они стремятся при их помощи к достоинству? Поистине, все достоинство принадлежит Зачинателю! (4:138-139)
О вы, которые поверили! Не берите иудеев и христиан покровителями! Они покровители друг другу. Кто из вас берет их себе покровителем, тот и сам из них! Поистине, Зачинатель не наставляет мракобесов! (5:51)
Поистине, вашими покровителями являются Зачинатель, Его посланник, те, которые поверили, которые выходят на сближающую связь, дают обеляющий расход и коленопреклоняются! (5:55)
Кто берет покровителем Зачинателя, Его посланника и тех, которые поверили, те ведь в партии Зачинателя! Они победители! (5:56)
О те, которые поверили! Не берите покровителями из тех, кому до вас даровано Предписание, и закрывшихся, которые вашу обязанность воспринимают как насмешку и забаву! Остерегайтесь Зачинателя, если вы верующие! (5:57)
Если бы они поверили Зачинателю, вестнику и тому, что было ниспослано ему, они не брали бы их покровителями! Однако многие из них отступники! (5:81
Так же немаловажной темой является культура поведения, правила этикета и субординации между простыми верующими и лидерами. Раньше, лидером верующих был только посланник Бога, и учитывая его посланническую миссию и лидерство среди верующих, Бог предписывал относиться к нему с особым уважением:
О те, которые поверили! Не поднимайте свои голоса выше голоса вестника и не говорите громко с ним, как вы разговариваете друг с другом, чтобы ваши деяния не оказались тщетными, а вы не почувствуете этого! Те, которые понижают свои голоса пред посланником Зачинателя – те, у которых сердца испытаны Зачинателем на осмотрительность! Для них прощение и огромная награда! (49:2-3)
В данном отрывке показаны правила этикета и субординации в отношении с лидером верующих. Данное правило можно спроецировать и на обладателей положения среди верующих, ведь в данный момент нет посланника Бога, а лидерами являются именно они. «Не говорите громко с ним, как вы разговариваете друг с другом» – из данного выражения исходит то, что нельзя не только повышать голос в разговоре с лидером, но и вообще нельзя относиться к нему панибратски и не соблюдать субординацию, ведь подчеркнуто – «как вы разговариваете друг с другом». А к панибратскому отношению и не соблюдению субординации могут относиться и – передразнивание, перебивание, приказной, оскорбительный тон, подтрунивание и в общем другие проявления неучтивого и неуважительного отношения. Конечно, уважительно нужно относиться ко всем людям:
Будь умерен в своей походке и понижай свой голос. Поистине, самый противный из голосов голос осла! (31:19)
Скажи Моим слугам, чтобы они говорили то, что лучше. Поистине, ослушник сеет вражду между ними! Поистине, ослушник для человека — явный противник! (17:53)
Когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же. Поистине, Зачинатель все подсчитывает! (4:86)
Слуги Щадящего те, которые ходят по земле не важничая, а когда обращаются к ним с речью невежды, они отвечают им: «Мир!». (25:63)
О те, которые поверили! Нет издевательству народа по отношению к народу, ведь может быть, что тот лучше него. Ни женщины над женщинами, ведь может быть, они лучше их. Не выискивайте недостатки друг у друга и не называйте друг друга кличками и прозвищами. Скверно называться отступником после того, как уверовал. Те, которые не раскаются, окажутся мракобесами! (49:11)
Но к духовным лидерам нужно относиться с особым уважением и нужно особенно соблюдать правила субординации в отношениях с ними. Этому есть объективные причины:
1) На лидерах лежит ответственность за донесение истины.
2) Лидеры должны являться примером для верующих, ведь смотря на них окружающие судят об общине.
3) Информационные атаки (а иногда и физические) со стороны оппонентов направляются именно против лидеров, а не против простых верующих. Ведь именно лидеры выходят на широкую публику, участвуют в дискуссиях, пишут книги от своего имени.
Как становится ясно, на лидеров оказывается колоссальное давление. А это требует выдержки и психологических ресурсов. И если сами верующие начнут изнутри общины неуважительно относиться к лидеру, то это может выбить его из колеи, испортить атмосферу в команде, и таким образом навредить самой деятельности общины верующих. Ведь лидер такой же обычный человек, и если простые верующие не будут помогать ему, создавая для него изнутри комфортные психологические условия посредством уважительного отношения и соблюдения правил субординации, то ему может не хватить ресурсов на аналитическую, духовно-просветительскую, исследовательскую, публичную, дискуссионную и другие деятельности, связанные с деятельностью лидера.
В свою очередь сами лидеры могут стесняться выдвигать какие-либо требования, так как человек, руководствующийся Кораном будет автоматически стремиться к высокому нраву Мухаммада:
Это вызывает неприятное ощущение у вестника, но он стыдится вас, а Зачинатель не стыдится истины. (33:53)
Поистине, возвышен величием твой нрав! (68:4)
Давайте будем осмотрительными!
Автор: А. Н. Болатжан