Часть 1

Одним из ключевых понятий в Исламе является термин «умматун». Традиционно под этим термином подразумевается все сообщество мусульман на земле. Конечно, такое понимание является стимулом к единению всех верующих, однако в Словесности это слово употребляется в другом смысле. Сам термин «умматун» образован от корня «уммун» – «основа, (перво)источник, главная часть». То есть «умматун» несет в себе следующие смыслы: «основание, первоисточник, главенство». В зависимости от контекста и смысла Словесности этот термин будет пониматься в одном из приведенных значений.

Изначально, начиная с Адама, люди имели общие представления и ценности, которые со временем претерпели изменения, что и послужило поводом для послания к определенной группе общества вестника Зачинателя:

 

Были забывчивые люди на единой основе. Посылал Зачинатель радующих и предупреждающих вестников. Ниспослал вместе с ними Предписание с истиной, чтобы выносить решение между забывчивыми людьми в том, в чем они разошлись. Притесняя друг друга, расходились в ней только те, которым оно было дано после того, как пришли к ним явные аргументы. Наставил Зачинатель тех, которые поверили той истине, относительно которой они разошлись, с позволения Зачинателя. Поистине, Зачинатель наставляет на прямой путь того, кто желает!  (2:213)

 

Отход от первоначального мировоззрения привел к формированию своеобразной культуры для каждого народа. Выработанная культура несла в себе искаженную идеологию, которую люди считали своей основой:

 

Напротив, они говорят: «Мы обнаружили наших отцов на этой основе! Поистине, мы на их следы наставлены!».

Таким образом, Мы посылали до тебя в селение предостерегающего, о котором говорили избалованные роскошью лишь: «Поистине, мы обнаружили наших отцов на этом пути. Поистине, мы следуем по их следам!». (43:22-23)

 

Любое мировоззрение инициируется интеллектуалами, которые, по сути, являются «жрецами» Естественно, «жрецы» в своих обществах были во главе его»:

 

Это главенство, которое было в прошлом. Ему положено то, что оно приобрело, а вам то, что вы приобрели, и вы не будете отвечать за то, что они делали. (2:134)

 

Именно главенствующая группа общества объясняла людям смысл бытия, разрабатывала правила поведения, в общем, создавала систему управления массами:

 

Не оскорбляй тех, кто призывает кого-либо, помимо Зачинателя, а то они оскорбят Зачинателя по невежеству, преступно. Таким образом Мы приукрасили каждому главенству их деяния! Затем к Господу их возвращение и Он возвестит им о том, что они делали! (6:108)

 

Любому главенству свойственно стремление к увеличению зоны своего влияния, что неизбежно приводит к конфликту интересов с другими главенствами. В такие моменты эти главенства руководствуются только лишь своими интересами:

 

Не будьте подобной той, которая порвала свою пряжу после скрепления нитей. Вы получаете клятвами среди вас доход, чтобы ваше главенство было превыше другого. Поистине, Зачинатель испытывает вас этим! Ведь в День Предстояния Он непременно разъяснит вам то, в чем вы разногласили! (16:92)  

 

В нашем мире нет ничего постоянного, что справедливо и для любой элиты. Одна группа главенствующих сменяется другой:

 

У всякого главенства свой срок. Когда придет их срок, то они не замедлят ни на час и не ускорят. (7:34)

 

Они спрашивают: «Так, когда это обещание, если вы правдивы?».

Ответь: «Я управляю для самого себя вредом и пользой, исключительно по желанию Зачинателя. У каждого главенства свой период. Когда придет их период, то они не опоздают ни на час и не опередят!». (10:48-49)

 

Не опередит главенство своего периода! Он не опоздает!  (15:5)

 

Ни одно главенство не опередит своего периода и не замедлит. (23:43)

 

С приходом посланников Зачинателя искаженная идеология исправлялась, но с истечением времени вновь принимала неправильные формы. Примером служат обладатели Предписания:

 

Поистине, если бы они основывались на Торе, Евангелие и том, что ниспослано им от их Господа, то они бы питались тем, что сверху их, и тем, что у них под ногами! Среди них есть умеренное главенство, но многие из них совершают злодеяния! (5:66)

 

Главенствующие являются носителями изначальных знаний. Именно они придавали вере нужную форму исходя из своих интересов. Но и среди них находились искренние люди:

 

Поистине, Авраам был главенствующим, покорным перед Зачинателем и склонившимся! Не был он из приобщающих. (16:120)

 

Авраам понимал, что главенствующая часть общества имеет большое влияние среди людей. Боясь несправедливости и искажения истины, Авраам просил Творца о смиренном главенстве для своего народа:

 

Господь наш! Установи нас обоих смирившимися пред Тобой, а среди наших потомков главенство, смиренное пред Тобой. Покажи нам церемонию и прими покаяние наше. Поистине, Ты – Принимающий покаяние, Жалеющий! (2:128)

 

Эта просьба была удовлетворена, ведь из потомков Авраама и из последователей появлялись истинно верящие Господу люди:  

 

Не одинаковы они. Среди обладателей Предписания есть стойкое главенство. Они читают знамения Зачинателя в период ночи и падают ниц. (3:113)

 

Когда сказало главенство из них: «Почему вы увещеваете народ, который Зачинатель погубит или накажет суровым наказанием?», они ответили: «Для оправдания пред вашим Господом, может быть, они остерегутся!». (7:164)

 

Для объективного понимания слова «умматун» показательны приведенные в Словесности истории. Именно этим термином обозначен фараон при Иосифе:

 

Сказал тот из двух, который спасся, вспомнив после главенствующего: «Я сообщу вам толкование этого, поэтому пошлите меня!». (12:45)

 

Так же названы люди у водопоя, которых встретил Моисей:

 

После того, как он подошел к воде в Мадияне, то обнаружил там главенство из забывчивых людей, которые поили. И обнаружил он, помимо них, двух женщин, отогнанных в сторону. Он спросил: «Что случилось?». Они ответили: «Мы не можем поить, пока не уйдут с водопоя пастухи, а наш отец глубокий старик!». (28:23)

 

Неискаженному мировоззрению необходим трансцендентный источник знаний. Такие знания приносили в народ посланники Зачинателя. Где-то эти знания просто запоминались, а где-то фиксировались. Общеизвестно, что при Моисее были зафиксированы трансцендентные законы на двух скрижалях и последующие главенства должны были руководствоваться ими:

 

Среди народа Моисея есть главенство. Оно наставляет истиной и посредством нее творит справедливость. (7:159)

 

Только опора на, неискаженную человеческим вмешательством, истину дает возможность принимать правильные решения и надежду на счастливый итог:

 

Из тех, кого Мы сотворили, есть главенство. Оно наставляет истиной и посредством нее творит справедливость. (7:181)

 

К каждому главенству посланник. Вот когда появился их посланник, между ними все решалось соразмерно, и они не были омрачены. (10:47)

 

Каждый посланник Создателя из людей приносил первичную информацию в свой народ. Необходимость в ней диктовалась распространением заблуждений:

 

Поистине, Мы отправляли в каждое главенство посланника, чтобы они служили Зачинателю и сторонились произвола. Были среди них те, кого Зачинатель наставил, но были и те из них, для которых стало истинным заблуждение. Так путешествуйте по земле и посмотрите, каков был итог считающих ложью! (16:36)

 

До них считали ложью народ Ноя и партии после них. Каждое главенство было заинтересовано в том, чтобы схватить своих посланников и препираться напраслиной, чтобы ею опровергнуть истину. Но поражены были они Мной, и каков был их конец! (40:5)

 

Как мы видим, сопротивление было неистовым, раз люди объявляли трансцендентную информацию ложью. Конечно, Творец мог и не давать известия от Себя. Могло бы быть достаточным одноразовое «уведомление» человечества. Однако, зная нашу слабую суть, подверженность манипуляции и слепому следованию, Всевышний с каждым посланником обеспечивал нас необходимым духовным источником.

 

Мы ниспослали тебе Предписание с истиной, оправдывающим то, что было перед ним из Предписания, и охраняющим. Так разбирай среди них тем, что ниспослал Зачинатель! Не следуй за их страстями вместо явившейся тебе истины! Всем из вас Мы установили нацеленность и план. Если бы пожелал Зачинатель, то установил бы вас на одном основании. Однако, чтобы испытать вас в том, что дано вам, опережайте в хороших делах! К Зачинатель возвращение вас всех, и Он сообщит вам то, в чем вы разногласили! (5:48)

 

Отличие первоисточника от «жреческих» разработок состоит в том, что ритуалы в них ограничены и не сложны. Одним из таких ритуалов является обряд жертвоприношения:

 

Во всяком главенстве установили Мы церемонию, чтобы они поминали имя Зачинателя над наделенными животными из скота. Поистине, ваш зачинатель - Единственный Зачинатель, так смиритесь перед Ним! Обрадуй повинующихся. (22:34)

 

Во всяком главенстве установили Мы церемонию. Они приносят жертву, так пусть они не оспаривают у тебя это дело! Призывай к Господу твоему, ведь ты на прямом пути! (22:67)

 

Вся практика «постпосланнического» развития показывает, что непременно возникает дополнительный материал, как письменный, так и устный, к ниспосланному источнику. Если бы этот дополнительный материал объявлялся в качестве человеческой разработки, люди бы не так заблуждались. Однако дополнительная информация объявляется как еще один трансцендентный источник, что в корне противоречит истине»:

 

Поистине, эта ваше основание – единственное Основание! Я Господь ваш! Так служите Мне! (21:92)

 

Поистине, это ваше основание – единственное Основание! Я Господь ваш, так остерегайтесь Меня (23:52)

 

Последний посланник среди людей Мухаммад ретранслировал нам речь Зачинателя – Словесность. Он неуклонно следовал повелению Господа и ничего от себя не добавлял:

 

Таким образом послали Мы тебя к главенству, до которого миновали главенства, чтобы ты читал им то, что Мы внушили тебе! Поистине, они закрылись от Щадящего! Скажи: «Он – Господь мой! Зачинатель исключительно Он! На Него я положился, и к Нему мое обращение!». (13:30)