Миллятун
По своему складу люди склонны к созданию объединений, первопричина чего заложена в инстинкте выживания. Люди группировались на определенной территории, вырабатывали правила поведения, в основе которых была своя «философия бытия». Окружающий мир рождал монистическое мировоззрение, которое выражалось в виде пантеизма и политеизма. Для устранения этого заблуждения среди людей появлялись посланники Творца, разъясняющие ошибочность их мнения об окружающем мире. Те, кто верил доведенной вестниками информации, также стремились к объединению. В Словесности объединения определяются термином «миллятун», образованного от корня «маллюн», что означает «сметывать, сшивать на живую нитку». Данное значение термина можно выразить двумя синонимами – «община» и «общество».
Отличие общества верных Зачинателю от общества остальных людей заключается в объединении на основе трансцендентного откровения. Откровение Господа в корне противоречило всему принятому в обществе людей, начиная от идеологии, заканчивая экономикой. Подобное различие вызывало конфронтацию общества с общиной верящих Зачинателю. В Словесности приведены исторические примеры таких конфликтов:
Ответила знать из его народа, которая возвеличилась: «Мы непременно либо выгоним тебя, о Шуайб, и тех, которые поверили, из нашего селения, либо вы вернетесь в нашу общину». Он возразил: «Даже если бы мы ненавидели это?
Мы бы измыслили на Зачинателя ложь, если бы вернулись в вашу общину, после того как Зачинатель спас нас от нее. Не бывать нашему возвращению в нее, исключая желание Зачинателя, Господа нашего! Объял наш Господь всякую вещь своим знанием! На Зачинателя мы положились! Господи наш! Открой между нами и нашим народом по истине, ведь Ты лучше открывающих!». (7:88-89)
Сказали те, которые закрылись, своим посланникам: «Мы непременно выгоним вас из нашей земли или вы возвратитесь к нашей общине!». Так внушил посланникам их Господь: «Мы ведь непременно погубим мракобесов!». (14:13)
Агрессивное отношение к верующим было проявлением косного сознания людей, опорой которых была принятая среди них традиция:
Мы не слышали об этом в последней общине. Поистине, это исключительно подделка! (38:7)
В основном верующие составляли незначительную часть своих народов. Большинство давило на меньшинство, порой вынуждая их покидать свой народ. Ярким примером служит реакция юношей после пробуждения, проспавших в пещере 309 лет по лунному календарю. Они боялись продолжения насилия против них со стороны общества:
Поистине, если они узнают о вас, то побьют камнями либо возвратят в свое общество, и не будете никогда счастливы! (18:20)
Главными ориентирами для поведения верующих всегда выступали посланники Зачинателя. Показательно в этом отношении высказывание Иосифа:
Ответил он: «Я возвещу вам толкование этого до того, как придет к вам пища, которая вам дается. Это для вас то, чему научил меня мой Господь! Поистине, я оставил общину народа, не верящего Зачинателю! Они закрывающиеся от Будущей Жизни!
Я последовал за общиной отцов моих Авраама, Исаака и Якова. Мы ничего не приобщаем Зачинателю! Это превосходство от Зачинателя для нас и для забывчивых людей, но большинство забывчивых людей не признательны!». (12:37-38)
Примечательно то, что посланник показывает пример общины для верующих, первым, в списке основателей, которой вступает Авраам. Авраам в Словесности позиционируется как главный ориентир для верующих:
Кто избегает общины Авраама, кроме того, кто поступил глупо по отношению к себе?! Ведь Мы избрали его в этой жизни, а в последней жизни он среди исправившихся. (2:130)
Кто лучше обязанностью, чем тот, кто смирил свое направление перед Зачинателем, исправился и последовал за общиной склонившегося Авраама? Поистине, Зачинатель принял Авраама другом! (4:125)
Он избрал вас и не устанавливал для вас в обязанности никакого затруднения, как и в общине отца вашего Авраама. (22:78)
В деле распространения трансцендентного откровения Мухаммад подчеркивал первостепенное значение примера Авраама для общины верующих:
Скажи: «Правда Зачинателя! Так следуйте общине склонившегося Авраама! Не был он из приобщающих!». (3:95)
Скажи: «Поистине, я наставлен на прямой путь, на стойкую обязанность общины Авраама склонившегося! Не был он из числа приобщающих!». (6:161)
Потом внушили Мы тебе: «Следуй общине Авраама, склонившегося! Не был он из приобщающих!». (16:123)
Акцент на пример Авраама ставится неспроста. Ведь немалую часть мирового влияния на умы занимали иудаизм и христианство. Они не были исключением в косности своего сознания по отношению к откровению Зачинателя – Словесности:
Не будут тобой довольны ни иудеи, ни христиане, пока ты не последуешь их общине. Скажи: «Поистине, наставление Зачинателя и есть Наставление». Поистине, если ты последуешь их страстям после того, как знание пришло к тебе, нет тебе от Зачинателя ни покровителя, ни помощника! (2:120)
«Будьте иудеями или христианами, и вы будете наставленными»: сказали они. Ответь: «Напротив, общиной склонившегося Авраама. Не был он из приобщающих!». (2:135)
Данные знамения показательны тем, что Словесность, надрелигиозна, надконфессионалена, надритуалена и выступает в качестве единой основы для всего пассионарного человечества.