Часть 1

Любая идеология людей предоставляет свой вектор направления, свой путь следования, который объявляется единственно верным. Конечно, каждый имеет право на свое мнение, однако рациональный подход к этому вопросу обнажает один его недостаток – оно субъективно, так как основано на человеческом опыте, а значит – обречено на некое противоречие.

Чем отличаются последователи Словесности от других адептов своих идеологий? Тем, что они осознают объективность задаваемого направления, ведь оно инициировано трансцендентным источником, а значит, лишено каких бы то ни было нестыковок. Именно этим и обусловлена ежедневная просьба мусульман наставить их на прямой путь – «сыроталь мустакым».

 

Наставь нас на прямой путь! Путь благодеянных Тобой! (1:6-7)

 

В каждый исторический момент ниспосылаемая истина обнажала фундаментальные противоречия в мировоззрении людей, сформированном ограниченным интеллектом. Лишь опора на Предписание способствовала их устранению:

 

Были забывчивые люди на единой основе. Посылал Зачинатель радующих и предупреждающих вестников. Ниспослал вместе с ними Предписание с истиной, чтобы выносить решение между забывчивыми людьми в том, в чем они разошлись. Притесняя друг друга, расходились в ней только те, которым оно было дано после того, как пришли к ним явные аргументы. Наставил Зачинатель тех, которые поверили той истине, относительно которой они разошлись, с позволения Зачинателя. Поистине, Зачинатель наставляет на прямой путь того, кто желает!  (2:213)

 

Вера и доверие Господу выступает гарантом в предоставлении человеку вектора истинного пути: 

 

Что касается тех, которые поверили Зачинателю и держались за Него, то Он введет их в Свою милость и изобилие! Наставит Он их на Его прямой путь! (4:175)

 

Но такой гарант основывается не на пустом месте, а на готовности личности покориться знамениям Создателя:

 

Чтобы узнали обладающие знанием, что это истина от твоего Господа, поверили ей и покорились ей их сердца! Поистине, Зачинатель наставляет тех, которые поверили, на прямой путь! (22:54)

 

Ориентирование лишь на свой багаж знаний, устоявшуюся традицию и меру оценок не позволяет понять смысл трансцендентных предписаний:

 

Скажут неразумные среди людей: «Что заставило их отвернуться от их направления?». Ответь им: «Зачинателю принадлежит восток и запад. Он наставляет на прямой путь того, кто желает!». (2:142)

 

Таким образом, путь следования обусловлен только желанием человека, что справедливо и в отношении прямого пути:

 

Те, кто считает Наши знамения ложью, находятся во мраке слепыми и глухими. Кто желает, того Зачинатель вводит в заблуждение, и устанавливает на прямой путь того, кто желает! (6:39)

 

Зачинатель призывает к обители мира и наставляет того, кто желает на прямой путь. (10:25)

 

Поистине, Мы низвели знамения объясненными! Зачинатель наставляет того, кто желает на прямой путь! (24:46)

 

Не является тайной то, что в окружении вестников и верующих непременно возникали лицемеры. Для выявления же подлинной сути таких людей Всевышний устраивал разного рода испытания:

 

Если бы Мы предписали им: «Либо убейте себя, либо выйдите из ваших обиталищ!», то сделали бы это лишь немногие из них. Если бы они сделали то, о чем их увещевают, то это было бы лучше для них и прочнее по доказательству. И тогда Мы даровали бы им от Нас великую награду и наставили бы на прямой путь! (4:66-68)

 

Такой же подход осуществлялся для испытания веры:

 

Обещал вам Зачинатель обильную добычу, которую вы возьмете, и ускорил Он вам это. Удержал руки людей от вас для того, чтобы вы были знамением для верующих, и, чтобы наставить вас на прямой путь! (48:20)

 

Как уже говорилось, наставление на прямой путь ориентировалось на готовность покориться Господу миров. Именно так прошла жизнь Авраама: 

 

Поистине, Авраам был главенствующим, по настоящему покорным перед Зачинателем! Не был он из приобщающих. Он был признательным за благодеяние Его! Избрал Он его и наставил на прямой путь! (16:120-121)

 

Наставлены на прямой путь были как Ной, так и потомки Авраама:

 

Такой довод Мы дали Аврааму против его народа. Мы возносим степенями того, кого желаем. Поистине, Господь твой – Мудрый, Знающий!

Мы подарили ему Исаака и Якова. Каждого наставили! Мы ранее наставили Ноя и из потомства его Давида, Соломона, Иова, Иосифа, Моисея, Аарона. Таким образом Мы воздаем делающим добро!

Захария, Иоанна, Иисуса, Илию. Все они были среди исправляющих!

Исмаила, Елисея, Иону, Лота. Всем Мы дали превосходство пред народами мира!

Мы избрали их среди их отцов, потомства и братьев. Мы наставили их на прямой путь! (6:83-87)

 

Мы ведь оказали милость Моисею и Аарону. Спасли их с народом от великой скорби. Помогли им, и стали они победившими. Мы дали им объясненное Предписание, и наставили Мы обоих на прямой путь. (37:114-118)

 

В плеяде всех посланников Мухаммад не был исключением:

Скажи: «Поистине, я наставлен на прямой путь, на стойкую обязанность общины Авраама склонившегося! Не был он из числа приобщающих!». (6:161)

 

Поистине, ты призываешь их к прямому пути! (23:73)

 

Йа. Син. Клянусь мудрой Словесностью, ты ведь поистине из посланных на прямом пути. (36:1-4)

 

Так крепко держись того, что тебе внушено! Поистине, ты на прямом пути! (43:43)

 

Поистине, Мы завоевали для тебя явную победу, чтобы Зачинатель простил тебе предшествующие из твоих провинностей и те, что будут позже, чтобы завершить Свое благодеяние тебе и наставить тебя на прямой путь! (48:1-2)

 

Словесность позиционируется как естественный преемник былых Предписаний, призванный стать некоей лакмусовой бумагой в определении истинности. В связи с этим Мухаммад рассматривается как посланник и к обладателям Предписания, через которого им также был указан прямой путь:

 

Так как вы можете закрываться, когда вам читаются знамения Зачинателя, а среди вас есть Его посланник? Кто держится за Зачинателя, тот наставлен уже на прямой путь! (3:101) 

 

О обладатели Предписания! К вам пришел Наш посланник, чтобы объяснить вам многое из того, что вы скрываете из Предписания, проходя мимо многого. Пришел к вам от Зачинателя Свет – Ясное Предписание!

Им Зачинатель наставляет тех, кто последовал за Его довольством по дорогам смирения! Он выводит их из мрака к свету со Своего дозволения и наставляет их на прямой путь! (5:15-16)

 

Причиной нужды в последнем Предписании – Словесности было искажение сути прямого пути, главным инициатором чего выступил разочарованный, который именно на нем и обосновался: 

 

Сказал он: «За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я непременно засяду против них на твоем прямом пути». (7:16)

 

О возможности подмены правильного служения, Зачинатель предупреждал всех людей: 

 

Неужели Я не обязал вас, о дети Адама, не служить ослушнику, ведь он для вас явный противник, а чтобы служили Мне? Это прямой путь! (36:60-61)

 

Зачастую Творец обращается к образному мышлению для облегчения восприятия, приводя примеры для сравнения: 

 

Приводит Зачинатель в пример двух мужчин: один немой, ничего не может, и он в тягость для своего покровителя. Куда его направляют, оттуда он не возвращается с добром. Разве одинаковы он и тот, кто побуждает к справедливости, стоя на прямом пути? (16:76)

 

Тот ли, кто идет, перевертывая свое направление, более наставлен или тот, кто идет ровно по прямому пути? (67:22)

 

Принцип добровольности априори не дает места диктату со стороны Создателя. Сей факт объясняет отсрочку подведения итогов до Дня Долга: 

 

Скажи: «Каждый выжидает, и вы выжидайте, а потом узнаете, кто присоединился к прямому пути, и кто наставлен!». (20:135)