Полемика с пан-политеистами

Вера в Зачинателя в среде пан-политеистов присутствовала всегда. Представление о главном Творце было присуще им изначально. Поэтому полемика с ними начиналась с обращения внимания язычников к главной теме – Создателю:

 

Спроси: «Кто наделяет вас уделом с неба и земли?». Или: «Кто владеет слухом и зрением? Кто выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого? Кто управляет делом?». Они ответят: «Зачинатель!». Спроси: «Так неужели вы не остережетесь?! Это Зачинатель ваш, Господь ваш истинный! Так что после истины, кроме заблуждения? До чего же вы отвращены! (10:31-32)

 

Целью полемики было определение сфер влияния Господа на них, ведь это было важно для дальнейшего апеллирования доводами:

 

Спроси: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если вы знаете?». Они ответят: «Зачинателю». Скажи: «Неужели вы не опомнитесь?» Спроси: «Кто Господь семи небес и Господь огромного пребывания?». Они ответят: «Зачинатель». Скажи: «Неужели вы не остережетесь?». Спроси: «У кого в руке власть над всякой вещью? Он помогает, а не Ему помогают, если вы знаете!» Они ответят: «Зачинатель» Спроси: «Так каким образом вы околдованы?». (23:84-89)

 

Положительные ответы пантеистов на вопросы были продиктованы не основательными знаниями, а принятой традицией того времени. У мировоззрения идолопоклонников не было письменно зафиксированного источника знаний:

 

Ведь если ты их спросишь, кто низвел с небес воду и оживил ею землю после ее смерти, они ведь непременно ответят: «Зачинатель!».

Скажи: «Слава Зачинателю!». Конечно, большинство из их не разумеет! (29:63)

 

Они декларировали о Зачинателе не с позиции размышления или знаний, а с позиции принятого мнения:

 

Поистине, если ты их спросишь: «Кто сотворил небеса и землю?», они ведь непременно ответят: «Зачинатель!».

Скажи: «Слава Зачинателю!». Конечно, большинство их не знает! (31:25)

 

Проблема состояла в сути деятельности высших сил. Арабы верили, что наряду с Творцом действуют дополнительные автономные силы:

 

Таким образом оправдались Слова Господа твоего о тех, которые отступились, что они не поверят!

Спроси: «Среди ваших соучастников есть тот, кто создает творение, а затем воссоздает его?». Скажи: «Зачинатель создает творение, а затем воссоздает его! Так как же вы наговариваете!».

Спроси: «Среди ваших соучастников есть тот, кто наставляет на истину?». Скажи: «Зачинатель наставляет на истину. Кто имеет больше прав, чтобы за ним следовали? Тот, кто наставляет на истину, или тот, кто сам наставляется, если только его наставляют? Что с вами, как вы разбираете?». (10:33-35)

 

Обращение к разуму и логике было важнейшим этапом увещевания пан-политеистов:

 

Ведь если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?», они непременно ответят: «Зачинатель!». Спроси: «Думали ли вы о тех, кого вы призываете, помимо Зачинателя? Если Зачинатель захочет навредить мне, смогут ли они избавить от Его вреда? Или, если Он захочет оказать мне милость, они ли смогут удержать Его милость?!». Скажи: «Достаточно мне Зачинателя! На Него полагаются полагающиеся!»  Скажи: «О народ мой, делайте по вашей возможности! Поистине, я делаю, а вы узнаете к кому придет позорное наказание и кого ожидает основное наказание!». (39:38-40)  

 

Упорство в догмах, «зомбированная» сущность соплеменников Мухаммада не давала им принять истину и выйти из тупика ведь вся жизнь язычников была пронизана различными суевериями:

 

«Восемь парами: две овцы и две козы». Спроси: «Он запретил двух самцов или двух самок? А также что касается того, что в утробах двух самок, возвестите мне со знанием, если вы правдивы?!».

«Два верблюда и две коровы». Спроси: «Он запретил двух самцов или двух самок? А также что касается того, что в утробах двух самок? Или вы были свидетелями, когда это завещал Зачинатель? Так кто темнее того, кто измыслил на Зачинателя ложь, чтобы сбить забывчивых людей без знания?! Поистине, Зачинатель не наставляет мракобесов!».

Скажи: «В том, что внушено мне, я вижу запрет употребления в пищу мертвечины, либо пролитой крови, либо мяса свиньи, либо того, что посвящено не Зачинателю! Поистине, это мерзость либо отступничество! А если кто вынужден, не будучи замышляющим и преступающим, то поистине, Господь твой – Прощающий, Жалеющий!». (6:143-145)

 

Оковы традиции крепко держали в своих «клещах» сознание пантеистов. Освободиться от них мог помочь только разум. Для работы разума и были приведены следующие логические доводы:

 

Есть ли у них ноги, на которых они ходят? Или у них есть руки, которыми они хватают? Или у них есть глаза, которыми они видят? Или у них есть уши, которыми они слышат? Скажи: «Призовите ваших соучастников, а затем ухищряйтесь против меня и не предоставляйте мне отсрочки. Поистине, покровитель мой Зачинатель, который ниспослал Предписание! Он покровительствует исправляющимся! Те, кого вы призываете, помимо Зачинателя, не могут помочь вам и себе!». (7:195-197)

 

Мухаммад доходчиво объяснял ошибку соплеменников в их вере. Ведь они приобщали управленцев к Зачинателю:

 

«Неужели Он - Тот, кто стоит над каждой личностью, с тем, что она приобрела?», спрашивают они. Они установили Зачинателю соучастников! Скажи: «Назовите их! Или вы возвестите Ему то, чего Он не знает на земле, или вне сказанного?». Скорее приукрашена тем, которые закрылись, их хитрость. Отклонены они от пути! А кого сбивает Зачинатель, тому нет наставника!  (13:33)

 

Обращение к разуму и предопределило просьбу о доказательствах, ведь они предполагают реализацию мыслительной деятельности»:

 

Или они взяли, помимо Него, других зачинателей? Скажи: «Дайте ваши доказательства! Это Напоминание тех, кто со мной, и тех, кто прежде меня. Но большинство их не знает истины, и они уклоняются!». (21:24)  

 

«Кто впервые начал творение, а потом возобновляет его? Кто наделяет вас с неба и земли? Неужели зачинатель вместе с Зачинателем?». Скажи: «Дайте ваше доказательство, если вы говорите правду!». Скажи: «Знает скрытое в небесах и на земле исключительно Зачинатель! Не знают они, когда будут воскрешены!». (27:64-65)

 

Страх перед ответственностью диктовал отрицание воскресения. Доктрина пантеизма не содержала понятия «предъявление счета за все содеянное»:

 

Ответь: «Будь вы камнями, или железом, или тварью, которая велика в ваших помыслах, будете воскрешены!». А они спросят: «А кто вернет нас?». Ответь: «Тот, который создал вас в первый раз!». Так, они опустят свои головы перед тобой и спросят: «Когда это?». Ответь: «Возможно, это уже близко!». (17:50-51)

 

Откровение о Дне Долга никак не вписывалось в мировоззрение пан-политеистов. Для самоуспокоения ими было выдвинуто положение о заступничестве своих причастных, что, естественно, не имело под собой никаких оснований:

 

Неужели они взяли, помимо Зачинателя, заступников? Спроси: «А если бы они не владели ничем и не разумели?». Скажи: «Зачинателю принадлежит все заступничество. Ему принадлежит власть над небесами и землей, потом к Нему вы будете возвращены!». (39:43-44)

 

Корректировке подлежало воззрение на иерархию сакральной власти. Основой монотеизма является признание единственного источника влияния и принятия решений – Творца. Все, к чему апеллируют люди, помимо Зачинателя, не имеет никакого веса в судьбе человека:

 

Скажи: «Призывайте тех, о ком вы утверждаете, помимо Зачинателя! Они не владеют и весом пылинки на небесах и в земле! Нет у них там участия! Нет у Него среди них помощника! Полезным пред Ним будет заступничество исключительно от того, кому Он позволит!». Так, когда страх будет удален от их сердец, они спросят: «Что сказал ваш Господь?». Ответят: «Истину! Поистине, Он – Возвышенный, Великий!». Спроси: «Кто наделяет вас с неба и земли?». Ответь: «Зачинатель! Поистине, мы или вы либо наставимся, либо будем в явном заблуждении!». Скажи: «Вас не спросят о том, что мы преступили, и нас не спросят о том, что вы делаете!». Скажи: «Соберет нас Господь наш, а потом раскроет между нами истину! Он – Открывающий, Знающий!». Скажи: «Покажите мне тех, которых вы присоединили соучастниками!». Так нет! Напротив, Он Зачинатель – Всемогущий, Мудрый!». (34:22-27)

 

«Неудобство» Предписания привело к простому огульному обвинению в лживости приведенных посланником знамений:

 

Скажи: «Поистине, мне запрещено служить тем, к кому вы взываете, помимо Зачинателя!». Скажи: «Я не последую вашим страстям, ведь тогда я оказался бы сбившимся и не был бы среди наставленных!».

Скажи: «Поистине, я на объяснении от моего Господа, но вы посчитали его ложным. Нет у меня того, с чем вы меня торопите. Поистине, разбирательство принадлежит исключительно Зачинателю! Он излагает истину, ведь Он лучше подробно разъясняющих!». (6:56-57)

 

А если тебя считают лжецом, то скажи: «Господь ваш обладает всеохватывающей милостью! Не отклонится сила Его от народа преступного!». (6:147)

 

Пан-политеистам не оставалось ничего, кроме оправдания себя посредством традиции предков:

 

Скажут те, кто приобщали: «Если бы Зачинатель желал, мы бы не приобщали, и наши отцы не приобщали бы. Мы ничего бы не запрещали!». Таким же образом лгали те, кто был до них, пока не вкусили Нашей силы! Скажи: «Если есть у вас что-либо из знания, то выведите его нам! Поистине, вы следуете исключительно за предположением, поистине, вы лишь выдумываете!».

Скажи: «Полноценная аргументация принадлежит Зачинателю, и, если бы Он пожелал, Он бы вас всех наставил!».

Скажи: «Давайте сюда ваших свидетелей, которые свидетельствуют, что Зачинатель это запретил!». А если они засвидетельствуют, то ты не свидетельствуй с ними. Не следуй страстям тех, которые считают ложью Наши знамения, которые не верят в Последнюю Жизнь и которые устраивают Господу равных! (6:148-150)

 

Господь ясно дал понять, что ни традиция, ни культурное наследие не могут служить доводом и оправданием своей идеологии и, соответственно, поведения.

Единственным истинным ориентиром может служить Предписание Зачинателя, в нашем случае – Словесность:

 

Скажи: «Приходите! Я прочитаю запрещенное вам вашим Господом, чтобы вы не приобщали Ему никого: «С родителями обращайтесь хорошо! Не убивайте ваших детей из-за бедственного положения! Мы наделим вас и их! Не приближайтесь к явным и скрытым чрезмерностям! Не убивайте запрещенную Зачинателем личность, за исключением права на это! Вот вам Его завещание, может быть, вы поразмыслите!

К достатку сироты приближайтесь только с наилучшим намерением, пока он не достигнет зрелости! Полностью соблюдайте меру и вес согласно соразмерности! Мы возлагаем на личность только по ее возможности! Когда вы говорите, то соблюдайте справедливость, даже если это будут близкие родственники! Полностью выполняйте взятое обязательство пред Зачинателем!». Это для вас Его завещание, может быть, вы запомните!

Поистине, это мой прямой путь! Так следуйте по нему и не следуйте по другим дорогам, а не то они отделят вас от Его дороги! Это для вас Его завещание, может быть, вы остережетесь!». (6:151-153)

 

В бесперспективности своих доводов пан-политеисты прибегли к хитрости, не отказавшись формально от веры в Зачинателя, но отказавшись от предлагаемых предписаний, опираясь при этом на другое знамение:

 

Поклялись они Зачинателем, тяжелой для них клятвой, что если явится им знамение, то они непременно поверят ему. Скажи: «Поистине, знамения у Зачинателя!». Вы не чувствуете, что, когда они явятся, они не поверят? (6:109)   

 

Обреченность на неприятие откровений Творца обусловлена мрачным внутренним состоянием оппонентов Мухаммада. Их естество не принимало света в своем «темном царстве»:

 

Скажи: «Если бы у меня было то, с чем вы торопите, то ведь было бы решено дело между мной и вами. Зачинатель лучше знает мракобесов!». (6:58)

 

Скажи: «О люди! Делайте по своей возможности, поистине, и я буду делать! И вы узнаете, у кого какое будет жилище в последствии! Поистине, не будет успеха у мракобесов!». (6:135)

 

Спроси: «Думали ли вы о ваших соучастниках, к которым взываете помимо Зачинателя? Покажите, что они сотворили на земле? Или у них есть соучастие на небесах? Или Мы даровали им Предписание, и им стало ясно от него?». Ведь мракобесы скорее обещают друг другу исключительно самообольщение! (35:40)  

 

Проблема пан-политеистов состояла в том, что приобщение выражалось в служении им. Монотеизм же предлагает служение лишь Творцу и отказ от других объектов служения:

 

Скажи: «Поистине, мне запрещено служить тем, к кому вы взываете, помимо Зачинателя!». Скажи: «Я не последую вашим страстям, ведь тогда я оказался бы сбившимся и не был бы среди наставленных!». (6:56)

 

<span style="font-size: 14pt; font-family:&