Страсть

            Тема человеческих страстей и желаний глубоко раскрыта в Словесности. Арабское слово «хауан» несет в себе значения «любовь, страсть, увлечение, прихоть». Каждый человек волен самостоятельно принимать любую идею, точку зрения или мнение. На принятие решения людей в основном влияет их духовное состояние. Если внутренне человек руководствуется по большей части своими желаниями, то принять истину, неудобную ему, мешает его страсть. Но, объективно смотря на подобное поведение, можно понять, что оно не может привести к гармонии как духовного состояния, так и состояния общества:

 

Если бы истина последовала за их страстями, ведь испортились бы небеса, земля и те, кто на них! Но Мы привели им Напоминание, но они от Напоминания отстранились! (23:71)

            Несмотря на приход вестников с истиной от Зачинателя к людям, фундаментальные принципы монотеизма, справедливости, нравственности и т.п. были нарушены. Главной причиной происходящего является следование своему желанию, выраженное в вероубеждении. Примером может служить отношение к истине людей Предписания:

 

            Поистине, дали Мы Моисею Предписание и направили вслед за ним посланников. Мы привели Иисусу, сыну Марии, явные доказательства и поддержали Мы его Духом Святости. Почему всякий раз, когда к вам приходит посланник с тем, чего не желают ваши личности, вы превозноситесь так, что одну часть вы считаете лжецами, а другую убиваете? (2:87)

 

Поистине, Мы заключили договор с детьми Израиля и отправили к ним посланников. Каждый раз, когда посланники являлись с тем, что не любили их личности, часть из них нарекали лжецами, часть убивали.

 

Скажи: «О удостоенные Предписания! Не преувеличивайте ваши обязанности без истины и не следуйте за страстями народов, которые сбились раньше! Они ввели в заблуждение многих и сами сбились с ровной дороги!». (5:77)

            Сама по себе истина от Зачинателя беспристрастна и требует такого же отношения к себе. Ведь даже само желание склонить на свою сторону оппонента, ориентируясь на его мировоззрение, может привести к отклонению от поставленной Зачинателем задачи:

 

Не будут тобой довольны ни иудеи, ни христиане, пока ты не последуешь их общине. Скажи: «Поистине, наставление Зачинателя и есть Наставление». Поистине, если ты последуешь их страстям после того, как знание пришло к тебе, нет тебе от Зачинателя ни покровителя, ни помощника!  (2:120)

 

Поистине, если ты придешь с любым знамением к тем, кому дано Предписание, они не последуют за твоим ориентиром, и ты не последуешь их ориентиру. Не последуют одни из них ориентиру других. А если ты последуешь их желаниям после того, как пришло к тебе знание, то, поистине, ты будешь одним из мракобесов! (2:145)

 

Любой здравомыслящий человек понимает, что мнение, основанное на прихоти, не достойно пристального внимания. Поэтому Всевышний в Предписании подчеркнул, что исходящие из уст вестника слова сказаны не по его пристрастию:  

 

Не излагает он по страсти. (53:3)

            В том же ключе должно происходить пользование и следование предписаниям Господа. Ведь даже трансцендентное повеление можно использовать для оправдания своих действий, предварительно исказив смысл или вырвав отрывок из контекста сакрального текста. Поэтому очень важно опираться в решении на трансцендентное руководство, не склоняясь ни на чью сторону:

 

Мы ниспослали тебе Предписание с истиной, оправдывающим то, что было перед ним из Предписания, и охраняющим. Так разбирай среди них тем, что ниспослал Зачинатель! Не следуй за их страстями вместо явившейся тебе истины! Всем из вас Мы установили нацеленность и план. Если бы пожелал Зачинатель, то установил бы вас на одном основании. Однако, чтобы испытать вас в том, что дано вам, опережайте в хороших делах! К Зачинатель возвращение вас всех, и Он сообщит вам то, в чем вы разногласили!

Разбирай между ними по тому, что ниспослал Зачинатель. Не следуй их желаниям и остерегайся их, чтобы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Зачинатель! А если они отвернутся, то знай, что Зачинатель желает поразить за часть их провинностей! Поистине, большинство забывчивых людей являются отступниками!  (5:48-49)

 

Скажи: «Поистине, мне запрещено служить тем, к кому вы взываете, помимо Зачинателя!». Скажи: «Я не последую вашим страстям, ведь тогда я оказался бы сбившимся и не был бы среди наставленных!». (6:56)

            Зачастую люди принимают решение, исходя из конъюнктуры общества, политики, ситуации. При этом «слегка» отклоняясь от предписанного Зачинателем. Это желание основано на чисто человеческом восприятии данного момента. Мы, считая свой личный вывод правильным, действуем порой вопреки предписанному, считая это незначительным по сравнению с главным (по нашему мнению). Однако подобные решения осуждаются и наказываются Зачинателем:

 

Когда вы произносите это своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет знания, считаете это незначительным! Это пред Зачинателем огромно! (24:15)

 

 Поистине, тех, которые обратились вспять после того, как стало ясным им Наставление, ослушник соблазнил и навязал свою волю!

Это потому, что они сказали тем, которые возненавидели ниспосланное Зачинателем: «Мы будем слушаться вас в некоторых делах!». Зачинатель знает их тайны!

Как же, когда их упокоят управленцы, они будут бить их по лицам и спинам!

Это потому, что они последовали за тем, что вызвало негодование Зачинателя. Возненавидели они Его довольство, и оказались тщетными их дела! (47:25-28)

            Так как вестник описывается Зачинателем как простой человек, подобный другим, он так же, как и все, был предупрежден о последствиях неправильного поведения:

 

Таким образом Мы ниспослали его Разборчивостью на арабском языке. Но если ты последуешь за их страстями, после того как пришло к тебе знание, то нет тебе от Зачинателя ни помощника, ни защитника! (13:37)

 

Сам терпи с теми, которые взывают к их Господу утром и вечером, стремясь к Его направлению! Не используй на них свое назначение, желая украшений ближней жизни! Не слушайся того, сердце которого Мы сделали беспечным к поминанию о Нас! Того, кто последовал за своей страстью, а дело его оказалось неумеренным! (18:28)

 

Пусть не отталкивает тебя от этого тот, кто не верит и следует своим желаниям, а то погибнешь! (20:16)

 

Так поэтому призывай и стой прямо, как велено тебе. Не следуй за их страстями. Скажи: «Я поверил в то, что ниспослал Зачинатель из Предписания. Мне велено быть справедливым между вами! Зачинатель наш Господь и ваш Господь! Нам наши дела, вам ваши дела! Нет оправданий между нами и вами! Зачинатель соберет нас, и к Нему исход!». (42:15)

 

Затем Мы установили тебя нацеленным прямо на дело. Так следуй по нему и не следуй страстям тех, которые не знают! (45:18)

            Подобное предостережение направлено и на простых верующих. Ведь носителями истины до Дня Долга являются приверженцы Словесности, а чтобы правильно руководствоваться книгой Зачинателя, им очень важно быть беспристрастными:

 

О вы, которые поверили! Будьте стойки в соразмерности, свидетелями пред Зачинателем, даже если и против самих себя, или родителей, или близких, будь то богатый или бедный, а Зачинатель близок к обоим! Так не следуйте страсти, чтобы не нарушить справедливости! Если вы скривите или уклонитесь, то Зачинатель о том, что вы делаете Осведомленный! (4:135)

 

Что с вами, вы не кушаете то, над чем упомянуто имя Зачинателя? Поистине, уже было подробно разъяснено вам, что запрещено, за исключением случая, когда вы вынуждены! Поистине, многие сбивают своими страстями, по незнанию! Поистине, Господь твой лучше всех знает преступивших! (6:119)

            К сожалению, в какой-то момент люди, исповедующие Ислам, стали действовать так же, как и те, которых порицает Господь в Предписании:

 

И если они не ответят тебе, то знай, что они следуют только за своими страстями. Кто более сбит с пути, чем тот, кто следует своей страсти, без наставления Зачинателя? Поистине, Зачинатель не наставляет мракобесов! (28:50)

 

Но мракобесы последовали за своими страстями без знания! Так кто наставит того, кого сбил Зачинатель? Нет для них помощников! (30:29)

Так неужели тот, кто на ясных доказательствах от своего Господа, подобен тому, которому разукрашено зло его деяний? Они последовали за своими страстями! (47:14)

 

Среди них есть те, кто слушает тебя, а когда выходят от тебя, спрашивают у знающих: «О чем он только что говорил?». Это те, которым опечатал Зачинатель сердца, и они следуют за своими страстями! (47:16)

 

Поистине, это исключительно имена, которыми назвали вы и ваши отцы. Не ниспосылал Зачинатель по этому поводу распоряжения. Поистине, вы следуете исключительно за предположением и тем, что привлекает личность. Явилось ведь им от Господа их Наставление! (53:23)

           
Они сочли ложью и последовали за своими страстями. Каждое дело обосновывается! (54:3)

            И ничего удивительного в этом нет. Ведь ранее подобным же образом сбились с пути многие из обладателей Предписания.

В чем же причина? А причина заключается в том, что страсть становится идолом, объектом поклонения, следования:

Когда Мы заключили с вами договор и возвысили над вами гору: «Держите то, что Мы вам дали крепко и слушайте», то вы сказали: «Мы слышали, но мы не будем повиноваться!». Напоены их сердца «теленком» закрытости!». Скажи: «Если вы являетесь верующими, то плохо то, что повелевает вам ваша вера!». (2:93)


            Вот таким же образом многие мусульмане поддались своим желаниям. А в итоге на сегодняшний день мы находимся в удручающем состоянии. Причина известна – идолопоклонство:

Думал ли ты о том, кто устроил свою страсть зачинателем? Неужели ты будешь для них поручителем? (25:43)

 

Думал ли ты о том, кто сделал зачинателем свою страсть? Зачинатель сбил его на знании и наложил печать на его слух и сердце, а на его зрение установил покров! И кто наставит его после Зачинателя? Так неужели вы не опомнитесь? (45:23)