Сбившиеся

Путь тех, которым оказано Твое благодеяние! Не вызвавших недовольство и не сбившихся! (1:7)

 

В историческом исламе считается, что сбившимися являются христиане. Теперь, рассмотрим, кто подпадает под описание «сбившиеся» в Словесности.

            Ключевым рассматриваемым словом в этом отрывке является слово «даллин», означающее «сбившиеся». Его корневым эквивалентом, является морфема «далла», что означает «блуждать, теряться, сбиваться».

Попробуем расширить понимание этого слова с помощью Словесности и посмотреть, какие группы людей являются сбившимися.

           

1)     Приобщение:

 

Поистине, Зачинатель не прощает, чтобы Ему приобщали, но прощает, кому пожелает все, что помимо этого! Кто приобщает Зачинателю, тот впал в глубокое заблуждение! (4:116)

 

Когда он увидел появившуюся луну, то сказал: «Это мой Господь», но после того, как она зашла, сказал: «Если меня не наставит мой Господь, я непременно буду среди сбившегося народа!». (6:77)

 

Когда спросил он у своего отца и народа: «Что это за изваяния, которым вы предаетесь?», они ответили: «Мы обнаружили, что наши отцы служили им!»

Он сказал: «Поистине, вы и ваши отцы в явном заблуждении!». (21:52-54)

 

            2) Закрытость от знамений:

 

Или вы хотите спросить вашего посланника, как раньше спрашивали Моисея? Кто поменяет веру на закрытость, тот сбился с ровной дороги. (2:108)

 

О те, которые поверили! Верьте Зачинателю, Его посланнику, Предписанию, которое Он ниспослал Своему посланнику, и Предписанию, которое Он ниспослал прежде! Кто закроется от Зачинателя, Его управленцев, Его Предписания, Его посланников и Последнего Дня, тот впал в глубокое заблуждение! (4:136)

 

            Зачинатель заключил договор с детьми Израиля. Воздвигли Мы из них двенадцать старшин. Сказал Зачинатель: «Я с вами. Если вы будете выходить на сближающую связь, давать обеляющий расход, поверите Моим посланникам, укрепите их и дадите Зачинателю хороший заем, то Я непременно закрою ваши злодеяния и введу в Сады с текущими в низовье реками! А кто из вас закроется после этого, тот сбился с ровной дороги!». (5:12)

 

3)     Взятие покровителей, помимо Зачинателя:

 

Часть наставлены, а часть истинно сбившиеся. Ведь они взяли ослушников покровителями, помимо Зачинателя, и думают, что они наставлены! (7:30)

 

            4) Не следование за Предписанием:

 

Скажи: «О забывчивые люди! К вам явилась истина от вашего Господа! А кто наставлен, то, поистине, тот наставлен для самого себя, а кто собьется, тот сбивает самого себя! Я не являюсь вашим попечителем!». (10:108)

 

Поистине, Мы ниспослали тебе Предписание с истиной для людей. Кто наставится, то для самого себя, а кто сбился, то, поистине, он сбил себя! Ты для них не поручитель! (39:41)

 

            5) Ослушание:

 

Не таковы верующие мужчины и женщины, когда решил Зачинатель и Его посланник дело, чтобы был у них выбор в деле! Кто не подчинится Зачинателю и Его посланнику, тот сбился, он в явном заблуждении! (33:36)

 

О вы, которые поверили! Не берите Моего и вашего противника в покровители! Вы обращаетесь к ним с любовью, а они закрылись от того, что пришло к вам из истины. Они изгоняют посланника и вас за то, что вы верите Зачинателю, вашему Господу. Если вы выходите усердствовать на Моем пути и стремитесь к Моей благосклонности, скрывая к ним любовь, то Я лучше знаю, что вы скрываете и что обнаруживаете. Кто совершит это из вас, тот уже сбился с ровной дороги. (60:1)

 

            6) Считать ложью знамения Зачинателя:

 

Поистине, Мы отправляли в каждое главенство посланника, чтобы они служили Зачинателю и сторонились произвола. Были среди них те, кого Зачинатель наставил, но были и те из них, для которых стало истинным заблуждение. Так путешествуйте по земле и посмотрите, каков был итог считающих ложью!

Если ты сильно захотел наставить их, то, поистине, Зачинатель не наставляет тех, кто сбился, и нет у них помощников! (16:36-37)

 

Спросят у них: «Неужели Мои знамения не читались вам, а вы считали их ложью?!». Они ответят: «Господи наш! Бедственное положение одолело нас, и мы стали заблудшим народом!». (23:105-106)

 

Если он будет из сбившихся, считавших ложью, то ниспослан будет ему кипяток и он будет гореть в Пламени! (56:92-94)

 

            7) Лицемерие:

 

            Среди забывчивых людей есть те, кто говорит: «Мы поверили Зачинателю и в Последний День!», но они не верят. Они обманывают Зачинателя и тех, которые поверили, но не осознают, что обманывают только самих себя. Сердца их больны, и Зачинатель усилит их болезнь. Для них наказание мучительное за то, что они были лжецами! Когда им было сказано не портьте на земле, они отвечали: «Поистине, мы являемся улучшающими!». Поистине, не они ли портящие?! Однако они не осознают этого. Когда им было сказано: «Поверьте, как поверили забывчивые люди!», они отвечали: «Неужели мы поверим, как поверили глупцы?». Поистине, не они ли и есть глупцы?! Однако они не знают этого. Когда они встречают тех, которые поверили, говорят: «Мы поверили!». Когда они уединяются вместе с ослушниками, говорят: «Поистине, мы с вами. Ведь мы только насмехаемся!».

Зачинатель посмеется над ними и умножит им блуждание в их произволе.

Это те, которые купили заблуждение вместо Наставления, но не выгодна была их торговля и не стали они наставленными. (2:8-16)

 

            8) Сокрытие истины:

 

Поистине, те, которые скрывают то, что ниспослал Зачинатель в Предписании, и приобретают этим небольшую ценность, наполняют свои животы исключительно огнем. В День Предстояния не заговорит с ними Зачинатель и не оправдает их. Для них мучительные боли!

Это те, которые купили заблуждение вместо Наставления и мучение вместо прощения. Как же они терпеливы к Огню! (2:174-175)

 

Как видно, использование метода толкования через сам текст дает гораздо более широкую картину в рассматриваемом вопросе, нежели общеизвестный традиционный вариант.