Самоназвания

            С самого рождения и до окончания жизни человек связан с такими понятиями, как имя и название. Родители стараются дать имя ребенку с определенным смыслом, желая, чтобы этот смысл воплотился в жизнь. В период становления человек знакомится с окружающим миром и старается классифицировать все вокруг, давая им названия и «ярлыки» для того, чтобы они отличались друг от друга. Это все естественные вещи, идущие со времен Адама:

 

Научил Он Адама названиям всего, потом Он предоставил управленцам их и сказал: «Сообщите их названия, если вы правдивы!».

Они ответили: «Бесконечно далек Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас обучил. Поистине, Ты – Знающий, Мудрый!».

Сказал Он: «О Адам! Сообщи их названия!». После того, как он назвал их, Он сказал: «Разве не говорил вам Я, что, поистине, Я знаю тайну небес и земли?! Я знаю, что вы совершаете открыто и что вы скрываете!». (2:31-33)

 
            В отрывке использовано слово «исмун», что переводится как «имя, название». А вот что говорит толковый словарь.

            Имя:

 

            1) Наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других.

            2) Личное наименование человека с его отчеством, а также его фамилия.

            3) Прозвище человека или кличка животного.

            4) Словесное обозначение предмета, понятия, явления; название, наименование.

 

Твердо веря, что путь к Зачинателю может быть пройден только с помощью (через) богословов-проводников, человек, дав им (своим путям) имена, пытается приблизиться к Творцу всего сущего. При этом ни весть, принесенная посланником, ни элементарная логика ими не воспринимается:
   

О! Зачинателю надлежит проявлять искреннюю обязанность! Те, которые взяли покровителей, помимо Него, говорят: «Мы служим им только для того, чтобы они приблизили нас к Зачинателю!». Поистине, Зачинатель разберется между ними в том, в чем они расходятся! Поистине, Зачинатель не наставляет того, кто лжив, закрыт! (39:3)


            При внимательном взгляде на представителей всех религий обнаруживается множество наименований толков и группировок, каждая из которых претендует на правильное понимание истины от Зачинателя. Подобное положение не ново. Во времена ниспослания Словесности последователи веры в Единственного Зачинателя, как и сейчас, идентифицировали себя с определенным названием:

 

«Будьте иудеями или христианами, и вы будете наставленными»: сказали они. Ответь: «Напротив, общиной склонившегося Авраама. Не был он из приобщающих!». (2:135)

            Люди издревле вкладывали в имена и названия сакральный смысл, ведь вера в Зачинателя существовала всегда. И на сегодняшний день они (имена и названия) служат олицетворением правильного пути. К сожалению, среди последователей всех без исключения религий существует множество наименований, течений и толков:

 

Сказал он: «Впали вы в мерзость и вызвали недовольство вашего Господа! Неужели вы препираетесь со мной об именах, названных вами и вашими отцами? Зачинатель не ниспосылал никакого распоряжения по этому поводу! Так ожидайте, и я с вами буду ожидать!». (7:71)

 

            Вы служите, помимо Него, лишь именам, которые назвали вы и ваши отцы. Зачинатель не ниспослал вам об этом никакого распоряжения! Поистине, разбирательство исключительно у Зачинателя! Он повелел, чтобы вы служили только Ему! Это прямая обязанность, но большинство забывчивых людей не ведает! (12:40)
           

            Поистине, это исключительно имена, которыми назвали вы и ваши отцы. Не ниспосылал Зачинатель по этому поводу распоряжения. Поистине, вы следуете исключительно за предположением и тем, что привлекает личность. Явилось ведь им от Господа их Наставление! (53:23)


            Порой в лексиконе верующих людей название определенного направления становится нарицательным и даже ругательным. Вопреки всему происходящему, Предписание Зачинателя не дает никакого основания верующим людям навешивать ярлыки друг на друга:

 

О те, которые поверили! Нет издевательству народа по отношению к народу, ведь может быть, что тот лучше него. Ни женщины над женщинами, ведь может быть, они лучше их. Не выискивайте недостатки друг у друга и не называйте друг друга кличками и прозвищами. Скверно называться отступником после того, как уверовал. Те, которые не раскаются, окажутся мракобесами! (49:11)

            Трансцендентное слово ясно показывает, что наименования не от Зачинателя, а от людей не имеют под собой твердого основания. Люди имеют право оперировать в служении Зачинателю только Его терминами:

 

Усердствуйте пред Зачинателем истинным усердием! Он избрал вас и не устанавливал для вас в обязанности никакого затруднения, как и в общине отца вашего Авраама. Он называл вас смиренными раньше и в этот раз, чтобы посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях! Так выходите на сближающую связь, давайте обеляющий расход и держитесь за Зачинателя! Он ваш Покровитель! Он благодетельный Покровитель и благодетельный Помощник! (22:78)

            Если спросить представителей всех направлений в Исламе, хотят ли они единения, ответ будет очевидным – да, но при одном условии: объединение должно происходить вокруг именно их идеологии, естественно, с сохранением их наименования. Никто из них не откажется от самоидентификации, несмотря на критику, высказанную в Словесности. Не в этом ли причина отсталости так называемой «единой уммы» в политических, экономических, военных и др. сферах. Ведь существует же предупреждение Зачинателя:

Держитесь, собравшись за связующую нить с Зачинателем, и не разделяйтесь! Помните благо Зачинателя вам, когда вы были противниками, а Он сблизил ваши сердца! По Его благодеянию вы стали братьями! Вы были на краю пропасти Огня, а Он спас вас от нее! Таким образом объясняет вам Зачинатель Свои знамения, может быть, вы наставитесь! (3:103)


            Но, несмотря на это, мы, называющие себя мусульманами, упорно следуем за своими идеологиями, за каждой из которых стоит какой-нибудь человек или группа «мудрецов», объединенных одним мировоззрением. Хотя на этот счет есть повеление Всевышнего:

 

Не на тебе их наставление, однако, Зачинатель наставляет того, кто желает. То, что вы расходуете из добра, все для вашей пользы. Расходуйте, стремясь к направлению Зачинателя. (2:272)

            Как же могут после этого наставлять люди, которые близко не стоят по положению с посланником Зачинателя?! Для них и для всех людей есть конкретная весть:

 

Неужели им недостаточно того, что Мы ниспослали тебе Предписание, которое им читается? Поистине, в этом Милость и Напоминание для верящего народа! (29:51)