Часть 1
Свое отношение к тому или иному событию мы выражаем с помощью оценки. Одними из таких оценок являются понятия плохое, злое, дурное.
Словесность содержит много универсальных положений и рассматривает различные ситуации. Перечисленные понятия не стали исключением и выражаются термином «саа,а»: быть дурным, неприятным, плохим; причинять зло, неприятность.
Обращаясь к людям с определенными советами, Творец раскрывает наши истинные состояния, которые, при желании, можно исправить в лучшую сторону:
Если вы даете свою милостыню открыто, то это является благодеянием, а если вы милостыню скрываете и раздаете бедным, то это еще лучше для вас. Закрыты будут ваши дурные поступки! Поистине, Зачинатель о том, что вы делаете Осведомленный! (2:271)
Основной функцией Словесности служит настройка человека на режим различения, в том числе плохого от хорошего:
Поистине, он повелевает вам творить зло, чрезмерность и наговаривать на Зачинателя то, чего вы не знаете! (2:169)
Вооруженный различением, верующий знает об источнике появления плохого – об ослушнике Зачинателя. Самым же опасным проводником всего плохого всегда выступали лицемеры, участь которых в будущей жизни будет самой злосчастной:
Если вас коснется хорошее, это их огорчает, если вас постигнет дурное, они радуются этому. Если вы будете терпеливы и осмотрительны, не повредят вам их козни ни в чем. Поистине, Зачинатель объемлет то, что они делают! (3:120)
В противоположность лицемерам, участь истинно верующих в знамения Создателя весьма успешна:
Так они возвратились с благодеянием и преимуществом Зачинателя! Не коснулось их зло, и последовали они за довольством Зачинателя! Поистине, преимущество Зачинателя огромное! (3:174)
Свобода выбора для людей в любом случае предполагает совершение ошибок, что вполне может оцениваться как плохой поступок или злодеяние. Вера же в знамения Всевышнего, руководство Его повелениями дает возможность нивелировать произведенные проступки в жизни, вплоть до полной «амнистии»:
Если вы будете избегать больших нарушений, от которых вас удерживают, то Мы закроем ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход! (4:31)
Кто сделал злое или омрачил себя, но потом попросил прощения у Зачинателя, найдет Зачинателя Прощающим, Жалеющим! (4:110)
Когда приходят к тебе верующие, то говори им: «Мир вам!». Предписал Господь ваш Себе милость! Кто сделает злодеяние по невежеству, а затем раскается и исправится, то ведь в таком случае Он – Прощающий, Жалеющий! (6:54)
Если кто творил злые деяния, потом, после них, раскаялся и поверил, поистине, твой Господь после этого – Прощающий, Жалеющий! (7:153)
О те, которые поверили! Если вы будете остерегаться Зачинателя, Он даст вам различение, закроет ваши злые деяния и простит вам. Поистине, Зачинатель обладает огромным преимуществом! (8:29)
Напротив, игнорирование предписаний Зачинателя, обращение к Нему только в исключительном случае не дает шанса на прощение и исправление плохого:
Поистине, Зачинатель принимает раскаяние у тех, которые делают зло по невежеству, а потом раскаиваются вскоре. У таких Зачинатель принимает раскаяние! Поистине, Зачинатель – Знающий, Мудрый!
Но не принимается раскаяние у тех, которые совершают злодеяния, пока не предстанет пред кем-нибудь из них смерть, говоря: «Теперь я раскаиваюсь!». Не принимается раскаяние и у тех, которые умирают, будучи закрывшимися. Этим мы приготовили наказание мучительное. (4:17-18)
Общеизвестным фактом является влияние на ход истории иудаизма и христианства. Словесность позиционирует себя логическим продолжением общей для всех миссии – руководство Зачинателя. Естественным образом в Словесности приводятся разные ситуации на примерах людей, обладающих ранее ниспосланными Предписаниями:
Это не ваши желания и не желания удостоенных Предписания. Кто сделает зло, будет тому воздано тем же, и он не найдет себе ни покровителя, помимо Зачинателя, ни помощника! (4:123)
Зачинатель заключил договор с детьми Израиля. Воздвигли Мы из них двенадцать старшин. Сказал Зачинатель: «Я с вами. Если вы будете выходить на сближающую связь, давать обеляющий расход, поверите Моим посланникам, укрепите их и дадите Зачинателю хороший заем, то Я непременно закрою ваши злодеяния и введу в Сады с текущими в низовье реками! А кто из вас закроется после этого, тот сбился с ровной дороги!». (5:12)
Скажи: «Он способен наслать на вас наказание либо сверху, либо из-под ваших ног, либо запутать вас группировками и дать вкусить силу друг друга!». Посмотри, как Мы распоряжаемся знамениями, может быть, они поймут!
Посчитал ложью это твой народ, хотя это истина. Скажи: «Я для вас не поручитель!». (6:65-66)
После того, как они забыли про то, о чем им напоминали, Мы спасли тех, которые удерживались от зла, и поразили тех, которые были мракобесами, злым наказанием за то, что они были отступниками.
Так, после того как они проявили неповиновение в том, от чего их удерживали, Мы сказали им: «Будьте прогнанными обезьянами!».
Когда позволит твой Господь, Он непременно отправит на них в День Предстояния того, кто подвергнет их злому наказанию! Поистине, Господь твой ведь быстр в наказании! Но, поистине, Он – Прощающий, Жалеющий!
Мы разделили их на земле на главенства. Среди них есть исправляющиеся и есть среди них есть другие. Мы испытывали их добром и злом, быть может, они вернутся. (7:165-168)
Как не существует только черного и белого цвета, так и не бывают людей только плохих и только хороших. Пребывающих в промежуточном состоянии людей предостаточно, и их судьба будет решена в День Долга:
Есть и другие, признавшиеся в своих провинностях. Они смешивали исправляющие дела и другие злые. Может быть, Зачинатель примет их покаяние, ведь Зачинатель – Прощающий, Жалеющий! (9:102)
Отсутствие повода для списания всего плохого означает неизбежное наказание за совершенное в жизни:
Конечно, те, которые приобрели плохое, и охватила их ошибка, присоединятся к Огню, они в нем будут оставаться. (2:81)
В тот День каждая личность, увидев приведенное из того, что она сделала доброго, и того, что она сделала из зла возжелает, чтобы было между нею и этим долгий срок. Предостерегает вас Зачинатель от Себя! Зачинатель сострадателен к слугам! (3:30)
Кто явится с хорошим, тому десять подобных, а кто явится с дурным, тому воздастся исключительно подобным этому, и к ним не отнесутся мракобесно! (6:160)
Как антитеза – состояние уверовавших в знамения Творца в День Долга будет самым завидным:
Господи наш! Мы слышали взывающего, который звал к вере: «Поверьте Господу вашему!» и мы поверили. Господи наш! Так прости нам наши провинности, закрой наши злодеяния и упокой нас с благочестивыми!
Господи наш! Даруй нам то, что Ты обещал через Своих посланников и не посрами нас в День Предстояния, ведь Ты не нарушаешь обещания!».
Ответил им Господь их: «Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей ни мужчины, ни женщины! Одни из вас произошли от других. Тем, которые выселились, были изгнаны из своих жилищ, были подвергнуты страданиям на Моем пути, сражались и были убиты, Я закрою их злодеяния и введу их в Сады, где в низовьях текут реки, в награду от Зачинатель, а у Зачинатель прекрасная награда!». (3:193-195)
Для ориентирования в действиях, которые могут расцениваться как плохие, рассмотрим виды злодеяний:
1) Беспричинное убийство
Итак, Мы спасли вас от семейства фараона. Они причиняли вам злое наказание, вырезая ваших сыновей и оставляя ваших женщин. В этом для вас огромное испытание от вашего Господа. (2:49)
Мы спасли вас от семейства фараона. Они причиняли вам зло, убивая ваших детей и оставляя в живых ваших женщин, в этом было огромное испытание для вас от вашего Господа! (7:141)
2) Женитьба на бывших женах отцов
Не вступайте в интимные отношения с женщинами, с которыми вступали в интимные отношения ваши отцы, исключая того, что предшествовало истине. Поистине, это чрезмерно, отвратительно и путь зла! (4:22)
3) Злословие
Не любит Зачинатель злословия, за исключением омраченного. Поистине, Зачинатель – Слышащий, Знающий! Если вы покажете добро, либо скроете его или извините зло, то поистине, Зачинатель – Извиняющий, Могущественный! (4:148-149)
4) Посвящение пищи кому-либо, помимо Зачинателя
Установили Зачинателя из произведенного пашней и скота долю. Они утверждали: «Это Зачинателю, а другое нашим причастным» То, что принадлежит причастным, не связано с Зачинателем, а то, что для Зачинателя, связано с их причастными. Плохо они разбираются! (6:136)