Вызвавшие недовольство
Таким образом, Мы ниспослали Словесность на арабском языке. Мы в ней пустили в обращение угрозы, может быть, они остерегутся, или она перескажет для них напоминание! (20:113)
Для истинно верующего человека такое предупреждение – не пустой звук. Поэтому ежедневно в своих молитвах, читая первую главу, мусульмане повторяют следующее:
Наставь нас на прямой путь! Путь тех, которым оказано Твое благодеяние! Не вызвавших недовольство и не сбившихся! (1:6-7)
В историческом исламе считается, что вызвавшими недовольство являются евреи. Теперь, рассмотрим, кто подпадает под описание вызвавших недовольствие в Словесности. Ключевое слово, рассматриваемое в главе, это – «гадабун», означающее: «вызывать недовольство, гнев, ярость». Попробуем расширить понимание, исследовавв, какие группами людей Зачинатель был недоволен.
Как и во все времена, убийство без права вызывало и вызывает большое возмущение людей. В наше время, подобные акции особенно актуальны в связи с развязанной против мусульман агрессией по всему миру.
1) Убийство без права
Поражены они унижением, где бы ни находились, исключая связанности с Зачинателем и связанности с забывчивыми людьми! Возвращаются они, вызвавшие недовольство Зачинателя, и поражены они бедностью! Это за то, что они оказались закрывшимися к знамениям Зачинателя и убивали вестников без права! Это за то, что они ослушались и были преступниками! (3:112)
А если кто-либо убьет верующего преднамеренно, то воздаянием ему будет пребывание в Аду! Недоволен будет им Зачинатель, проклянет его и приготовит ему великие мучения! (4:93)
Естественно, мусульмане не сидят молча, терпя несправедливое насилие против себя, и как ответ – воюют для своей защиты. Это Зачинателем разрешено, однако трусость в бою может вызвать недовольство Творца.
2) Трусость
О те, которые поверили! Когда вы встретитесь с наступающими закрывшимися, то не отступайте. Те, которые в такой день, отступая, повернутся спиной к закрывшимся, кроме тех, кто разворачивается для маневра или для воссоединения с отрядом, навлекут недовольство Зачинателя. Их пристанищем будет Ад. Скверный это исход! (8:15-16)
Трусливые люди неспособны стоять на правде. Их состояние и в других жизненных ситуациях может подтолкнуть возвести ложь на окружающих.
3) Ложь
Те, которые обвиняют своих супруг, а свидетелем являются исключительно сами, каждый из них должен засвидетельствовать четырьмя свидетельствами Зачинателем, что он правдив, а пятое о проклятии Зачинателя на него, если он лжец! И отклоняется от нее наказание, если она засвидетельствует четырьмя свидетельствами Зачинателем, что он лжец, а пятое о том, что она вызовет недовольство Зачинателя ею, если он правдив! (24:6-9)
Неужели ты не думал о тех, которые покровительствуют народу, которым недоволен Зачинатель? Они не относятся ни к вам, ни к ним. Они дают ложные клятвы, зная об этом! (58:14)
Главной чертой оппонентов посланников являлось упорство в своих ложных убеждениях. Ложные же убеждения неизменно приводили к препирательству с посланниками Создателя.
4) Препирательство
Сказал он: «Впали вы в мерзость и вызвали недовольство вашего Господа! Неужели вы препираетесь со мной об именах, названных вами и вашими отцами? Зачинатель не ниспосылал никакого распоряжения по этому поводу! Так ожидайте и я ведь с вами буду ожидать!». (7:71)
У тех, которые оправдываются перед Зачинателем, после того как ему было отвечено, доводы опровергнуты Господом их! Над ними недовольство и для них суровое наказание! (42:16)
В чем основная причина? Причина в оправдании веры, по их мнению, в причастных Господу персонажей.
5) Приобщение
Поистине те, которые установили тельца, вызовут недовольство их Господа и унижение в ближней жизни. Таким образом, Мы воздаем измышляющим! (7:152)
Вернулся Моисей к своему народу в гневном сожалении.
Он сказал: «О народ мой! Неужели не обещал вам Господь ваш прекрасного обещания?! Неужели долгим для вас оказалось обязательство, или вы пожелали вызвать недовольство от вашего Господа?! Так, вы нарушили договор со мной!». (20:86)
Препирательство с вестниками и приобщение обуславливает отрицание знамений Всевышнего.
6) Закрытость от знамений Зачинателя
И постигло их унижение и бедственное положение. Возвратились они, вызвав недовольство Зачинателя. Это за то, что они закрылись от Его знамений, убивали вестников без права. Это за то, что они возмутились и стали преступниками! (2:61)
Плохо то, что они купили этим себе. Они закрылись от того, что ниспослал Зачинатель, покушаясь на то, что ниспослал Зачинатель Свое предпочтение на того из Своих слуг, кого пожелал. Так они возвратили недовольство на недовольство. Для закрывшихся наказание унизительное. (2:90)
Кто закрылся от Зачинателя после веры Ему, за исключением того, кто был принужден, а сердце его спокойно в вере, но тот, кто открыл свои помыслы для закрытости, на них недовольствие Зачинателя! Им наказание великое! (16:106)
К сожалению, история знает примеры неправильного поведения самих верующих. Таких примеров в Словесности предостаточно, и одним из них служит история с превращенными в обезьян и свиней иудейскими племенами из-за нарушения субботы.
7) Нарушение предписаний Зачинателя
Спроси: «Возвестить ли мне вам о дурнейшем вознаграждении Зачинателя тому, кого проклял Зачинатель и кем был недоволен? Установил из них обезьян и свиней из тех, кто служил произволу. Эти в дурном по месте и более сбившиеся с ровного пути!». (5:60)
Подталкивает же к нарушению предписаний Творца лицемерие.
8) Продажность
Он накажет продажных мужчин и женщин, приобщающих мужчин и женщин, думающих о Зачинателе злую думу! Против них обернется зло и недовольство Зачинателя! Он их проклял и приготовил им Ад! (48:6)
Как видно, использование метода толкования самим текстом предоставляет гораздо более широкую картину рассматриваемого вопроса, нежели общеизвестный традиционный вариант.