Коран о вызвавших недовольство Бога

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Таким образом, Мы ниспослали Словесность (Коран) на арабском языке. Мы в ней пустили в обращение угрозы, может быть, они остерегутся, или она перескажет для них напоминание! (20:113)

Для истинно верующего человека такое предупреждение – не пустой звук. Поэтому ежедневно в своих молитвах, читая первую главу, мусульмане повторяют следующее:

Наставь нас на прямой путь! Путь тех, которым оказано Твое благодеяние! Не вызвавших недовольство и не сбившихся! (1:6-7)

Рассмотрим, кто в Коране подпадает под описание вызвавших недовольство.

Хотелось бы напомнить о том, что о вызвавших недовольство повествует хадис от Удай бин Хатима, который приводит Ибн Кассир в своем тафсире «Тафсир-уль-Куран-аль-Карим». На вопрос Удай бин Хатима: «Кто такие те, кто вызвал недовольство Бога?» – вестник ответил: «Воистину, это иудеи»… Хадис привел Ат-Тирмизи от Саммака бин Харба, который назвал его хорошим. Смысл приводимого хадиса не вызывает сомнений, однако давайте посмотрим, что сам Бог говорит в Коране о категории людей, вызвавших недовольство Бога.

Ключевое слово, рассматриваемое в главе, это – «гадабун», означающее: «вызывать недовольство, гнев, ярость».

Попробуем расширить понимание этой главы и исследовать, какими группами людей Бог был недоволен.

Как и во все времена, убийство без права вызывало и вызывает большое возмущение людей. В наше время, подобные акции особенно актуальны в связи с развязанной против мусульман агрессией по всему миру.

1) Убийство без права

Поражены они будут унижением где бы ни находились, исключая связки с Богом и людьми. Возвращаются они, вызвавшие недовольство Бога и поражены они бедностью. Это за то, что они оказались закрывшимися к знамениям Бога и убивали вестников без права. Это за то, что они ослушались и были преступниками. (3:112)

А если кто-либо убьет верующего преднамеренно, то воздаянием ему будет пребывание в Аду! Недоволен будет им Бог, проклянет его и приготовит ему великие мучения! (4:93)

Естественно, мусульмане не сидят молча, терпя несправедливое насилие против себя, и как ответ – воюют для своей защиты. Это Богом разрешено, однако трусость в бою может вызвать недовольство Творца.

2) Трусость

О те, которые поверили! Когда вы встретитесь с наступающими закрывшимися, то не отступайте. Те, которые в такой день, отступая, повернутся спиной к закрывшимся, кроме тех, кто разворачивается для маневра или для воссоединения с отрядом, навлекут недовольство Бога. Их пристанищем будет Ад. Скверный это исход! (8:15-16)

Трусливые люди неспособны стоять на правде. Их состояние и в других жизненных ситуациях может подтолкнуть возвести ложь на окружающих.

3) Ложь

Те, которые обвиняют своих супруг, а свидетелем являются, исключительно сами, каждый из них должен засвидетельствовать четырьмя свидетельствами Богом, что он правдив, а пятое о проклятии Бога на него, если он лжец! И отклоняется от нее наказание, если она засвидетельствует четырьмя свидетельствами Богом, что он лжец, а пятое о том, что она вызовет недовольство Бога ею, если он правдив! (24:6-9)

Неужели ты не видел тех, которые покровительствуют людям, которыми недоволен Бог? Они не относятся, ни к вам, ни к ним. Они дают ложные клятвы, зная об этом! (58:14)

Главной чертой оппонентов посланников являлось упорство в своих ложных убеждениях. Ложные же убеждения неизменно приводили к препирательству с посланниками Создателя.

4) Препирательство

Сказал он: «Впали вы в мерзость и вызвали недовольство вашего Господа! Неужели вы препираетесь со мной об именах, названных вами и вашими отцами? Бог не ниспосылал никакого распоряжения по этому поводу! Так ожидайте и я ведь с вами буду ожидать!». (7:71)

У тех, которые оправдываются перед Богом, после того, как ему было отвечено, доводы опровержены Господом их! Над ними — недовольство и для них — суровое наказание! (42:16)

В чем основная причина? Причина в оправдании веры, по их мнению, в причастных Господу персонажей.

5) Устраивание причастных Богу

Поистине те, которые установили тельца, вызовут недовольство их Господа и унижение в ближней жизни. Таким образом, Мы воздаем измышляющим! (7:152)

Вернулся Муса (Моисей) к своему народу в гневном сожалении.

Он сказал: «О народ мой! Неужели не обещал вам Господь ваш прекрасного обещания?! Неужели долгим для вас оказалось обязательство, или вы пожелали вызвать недовольство от вашего Господа?! Так, вы нарушили договор со мной!». (20:86)

Препирательство с вестниками и установление причастных Богу обуславливает отрицание знамений Всевышнего.

6) Закрытость от знамений Бога

И постигло их унижение и бедственное положение. Возвратились они, вызвав недовольство Бога. Это за то, что они закрылись от Его знамений, убивали вестников без права. Это за то, что они возмутились и стали преступниками! (2:61)

Плохо то, что они купили этим себе. Они закрылись от того, что ниспослал Бог, покушаясь на то, что ниспослал Бог Свое предпочтение на того из Своих слуг, кого пожелал. Так они возвратили недовольство на недовольство. Для закрывшихся — наказание  унизительное. (2:90)

Кто закрылся от Бога после веры Ему, за исключением того, кто был принужден, а сердце его спокойно в вере, но тот, кто открыл свои помыслы для закрытости, на них — негодование Бога! Им — наказание великое! (16:106)

К сожалению, история знает примеры неправильного поведения самих верующих. Таких примеров в Коране предостаточно, и одним из них служит история с превращенными в обезьян и свиней иудейскими племенами из-за нарушения субботы.       

   

7) Нарушение предписаний Бога

Спроси: «Возвестить ли мне вам о дурнейшем вознаграждении Бога тому, кого проклял Бог и кем был недоволен? Установил из них обезьян и свиней из тех, кто служил произволу. Эти в дурном по месте и более сбившиеся с ровного пути!».  (5:60)

Подталкивает же к нарушению предписаний Творца лицемерие.

8) Продажность

Он накажет продажных мужчин и женщин, мужчин и женщин, устраивающих причастных Богу, предполагавших о Боге злые думы! Против них обернется зло и недовольство Бога! Он их проклял их и приготовил им Ад! Скверный это исход! (48:6)        

Как видно, использование коранического метода толкования (когда Коран толкует сам себя) предоставляет гораздо более широкую картину рассматриваемого вопроса, нежели общеизвестный традиционный вариант.