Идеологии
Сложившаяся палитра религий и верований сосуществуют в перманентной борьбе за право формировать идеологию. Это естественный процесс, вложенный концептуально в основу существования этих соперничающих платформ. Возникает вопрос о том, кто же является автором данной концепции?
Коснемся в обозрении лишь двух доисламских религий: иудаизма и христианства. Письменные уставы этих вероучений состоят из некоторого количества книг, часть из которых ниспослана напрямую от Зачинателя: в иудаизме – скрижали, данные Моисею, и Псалтирь, данный Давиду, а в христианстве (в части Нового Завета) – Евангелие, данное Иисусу. Все остальное – человеческие труды, считающиеся боговдохновенными и приравнивающиеся к трансцендентному источнику. Беспристрастный взгляд на все это показывает, что именно человеческая часть вероустава прочерчивает линию «разлома» между авраамическими религиями. Словесность же обращает внимание на эти линии и призывает устранить их:
О удостоенные Предписания! Не переходите границы в своей обязанности и говорите о Зачинателе исключительно истину! Поистине, помазанник Иисус, сын Марии, посланник Зачинателя и Его слово! Он предоставил его Марии и Дух от Себя. Так верьте Зачинателю и Его посланникам! Не говорите три! Вам лучше удержаться! Поистине, Зачинатель – Единственный Зачинатель! Бесконечно далек Он от того, чтобы у Него был ребенок! Ему принадлежит то, что на небесах и на земле! Достаточно Зачинателя как Поручителя! (4:171)
Словесность предписывает занимать уникальную позицию, не отторгающую людей, идентифицирующих себя с определенной конфессией, что нивелирует смысл концептуального противостояния:
Спорьте с удостоенными Предписания только наилучшим образом, исключая мракобесов из них! Скажите: «Мы поверили тому, что ниспослано нам и что ниспослано вам. Наш зачинатель и ваш зачинатель – Единственный! Мы пред Ним смирились!». Таким образом Мы ниспослали тебе Предписание. А те, которым Мы дали Предписание, верят ему. Среди этих есть тот, который верит ему! Однако, отрекаются от Наших знамений исключительно закрывшиеся! (29:46-47)
Предписание Зачинателя – информация к руководству. Кто-то откликается, кто-то отворачивается. Такое положение вещей дает понять, что противостояние будет продолжаться до «финального акта». Исходя из этого Словесность показывает взаимоотношение оппонирующих сторон:
Ведь ты непременно натолкнешься на забывчивых людей, наиболее сильно противостоящих к верующим - иудеев и устраивающих причастных Зачинателю! Ведь ты непременно натолкнешься на наиболее близких по любви к верующим, тех, которые говорят: «Мы христиане!». Это потому, что среди них есть настоятели и монахи. Они не превозносятся.
Когда они слышат то, что ниспослано посланнику, то ты видишь, как глаза их переполняются слезами от истины, которую они узнали. Они говорят: «Господи наш! Мы поверили! Так запиши нас вместе со свидетелями!». (5:82-83)
Почему такое отношение к поверившим в Словесность со стороны иудеев? Ведь Словесность в обращении к евреям не касается ритуальности, а лишь призывает к единой основе:
О дети Израиля! Вспомните Мое благодеяние, которым Я облагодетельствовал вас. Выполните обязательство предо Мной, и Я выполню обязательство пред вами. Меня остерегайтесь! Поверьте, тому, что Я ниспослал в оправдание того, что у вас и не будьте «первым закрывшимся» от него. Не приобретайте Моими знамениями небольшие ценности! Остерегайтесь Меня! (2:40-41)
При этом Словесность напоминает о прошедших событиях и принятых ранее обязательствах:
Зачинатель заключил договор с детьми Израиля. Воздвигли Мы из них двенадцать старшин. Сказал Зачинатель: «Я с вами. Если вы будете выходить на сближающую связь, давать обеляющий расход, поверите Моим посланникам, укрепите их и дадите Зачинателю хороший заем, то Я непременно закрою ваши злодеяния и введу в сады с текущими в низовье реками! А кто из вас закроется после этого, тот сбился с ровной дороги!». (5:12)
Дело в том, что иудеи, идеологические наследники детей Израиля, в человеческой части своей концепции не желают отказываться от уже отлаженной системы управления:
Когда им было сказано: «Поверьте тому, что ниспослал Зачинатель!», они ответили: «Мы верим тому, что ниспослано нам!» Они закрываются от того, что после этого. А ведь оно истина, оправдывающая то, что с ними. Скажи: «Если вы верующие, почему же вы убивали раньше вестников Зачинателя?!». (2:91)
Говорили некоторые из рядов удостоенных Предписания: «Верьте в то, что ниспослано тем, которые поверили, в начале дня и закройтесь в конце его, может быть, они вернутся. Верьте только тому, кто следует вашей обязанности пред Зачинателем!». Ответь: «Поистине, Наставление - Наставление Зачинателя! То, что дано, одно, на подобие данному вам!» Или они станут препираться с вами пред вашим Господом? Скажи: «Поистине, превосходство в «руке» Зачинателя! Он дает, кому пожелает! Поистине, Зачинатель – Объемлющий, Знающий!». (3:72-73)
Почему же так упорствуют в сопротивлении пришедшей истине? Потому, что основой сложившейся идеологии служат положения, прямо противоположные коранической концепции:
Они верят предсказателям и произволу. Говорят о тех, которые закрылись: «Эти более наставлены на путь, чем те, которые поверили!». (4:51)
А ведь Творец дает шанс для исправления существующего положения вещей. Стоит лишь отказаться от своих амбиций и принять трансцендентное руководство, прецеденты чего уже имели место:
Те, которым Мы даровали Предписание до этого, в него верят. Когда им читают, они говорят: «Мы поверили в нее, она — истина от нашего Господа. Мы до этого были смирившимися!». (28:52-53)
От удостоенных Предписания требуется лишь доверие ниспосланной информации, которая не ассимилирует, а дает возможность встать на следующую ступень духовного развития, ведущую к успеху:
Если бы они поверили и были осмотрительны, то награда от Зачинателя была бы лучше. Если бы они знали! (2:103)
Если они поверят в то, во что вы поверили, то они наставлены. А если они отвернутся, то, поистине, они в раздоре и избавит тебя от них Зачинатель. Поистине, Он – Слышащий, Знающий! (2:137)
Если бы удостоенные Предписания поверили и были осмотрительны, Мы скрыли бы их злодеяния и ввели бы их в сады благодати! (5:65)