Схожесть знамений

       Среди мусульман четко прослеживается ностальгия по былому величию. По сравнению с нынешним «периферийным» статусом, верующие того времени являлись лидерами и диктовали условия мировой геополитики. Хотя уже после смерти Мухаммада начались распри, тем не менее, коранический импульс дал мощный толчок, инерция которого удерживала мусульман на передовых позициях довольно продолжительное время.

       В чем же причина регресса некогда доминирующего общества? На эту тему написано большое количество трудов, которые оправдывают нынешнее положение вещей в основном, как происками вредителей, так и отклонением от пути посланника. Откровенно говоря, проблема кроется в отказе нормальной работы «механизма» управления и развития государства. Сбой в любой системе функционирования, по сути, есть нарушение режима «эксплуатации». В нашем случае прослеживается явный отход от правильного руководства предписаниями Творца. Каково же оптимальное следование за Словом Создателя?

 

       Он - Тот, кто ниспослал тебе Предписание. В нем есть разборчивые знамения, являющиеся основой Предписания и другие похожие. А что касается тех, в сердцах которых отклонение, то следуют они за похожими на них, стремясь очаровать и стремясь растолковать это. Не знает толкования этого никто, за исключением Зачинателя, а укрепленные в знаниях говорят: «Мы поверили в него, все от нашего Господа!». Вспоминают исключительно обладатели разума! (3:7)

 

       Налицо указание на возможную ошибку и причину отклонения от намеченного Господом курса. В отрывке однозначно сказано, что существуют ясные, недвусмысленные знамения и похожие на них. Это утверждение усиливается следующим:

 

       Зачинатель ниспослал наилучший рассказ со схожими, повторяющимися предписаниями. Содрогается кожа у тех, кто страшится своего Господа! Затем их кожа и сердца смягчаются при поминании Зачинателя! Это Наставление Зачинателя! Он наставляет им того, кто желает! Для того, кого Зачинатель сбивает, нет наставника! (39:23)

 

       Хотелось бы отметить, что в данном случае использовано слово, корнем которого служит морфема «шабиха, шабахун» – «быть сходным, похожим». Никоим образом нельзя руководствоваться похожими знамениями вместо ясных. Они могут применяться лишь как дополнение к четкому знамению. В Словесности достаточно примеров заблуждения людей по причине ориентирования на схожесть. Чтобы полнее понять, в чем же заключается смысл схожести, рассмотрим другие ситуации, где употреблен данный термин:

 

       Он - Тот, кто ниспослал с неба воду. Мы вывели ею всякого рода растения, а из них зелень. Из них Мы выводим: семена, тесно расположенные; из пальм, из ее завязей, свисающие гроздья; сады из виноградов, масличных деревьев, похожих и непохожих гранатов. Посмотрите на них, когда они дают плоды и на их созревание. Поистине, в этом знамения для верующего народа! (6:99)

 

       Он - Тот, кто вырастил нависающие и не нависающие сады, пальмы, растения с разнообразными плодами, масличные деревья, похожие и непохожие гранаты. Ешьте из их плодов, когда они созреют. Отдавайте должное во время сбора урожая и не излишествуйте, поистине, Он не любит излишествующих! (6:141)

 

       Человек, будучи наделенным способностью анализировать и различать, может классифицировать происходящие в окружающей среде процессы. Встречающиеся в природе закономерности позволяют сделать вывод, что в ней существуют разные предметы, но схожие между собой. Это касается не только растений, но и животных:

 

       Они сказали: «Призови Господа твоего за нас, пусть Он разъяснит нам, какая она? Поистине, для нас все коровы похожи. Поистине, если пожелает Зачинатель, мы ведь наставимся!». (2:70)

 

       В известной истории препирательства с Моисеем о коровах опирались на то, что они лишь внешне похожи и могут привести к ошибке в выборе жертвы. Для определения точной жертвы Всевышний дал все приметы. В сложившейся ситуации спутать похожую корову с требуемой было невозможно.

       В другой известной истории тоже присутствует факт схожести:

 

       За их закрытость и за сказанную на Марию огромную клевету, за их слова: «Мы ведь убили помазанника Иисуса, сына Марии, посланника Зачинателя!». А ведь они его не убили, не казнили его распяв, это показалось им. Поистине, у тех, которые разногласят об этом, в сомнении о произошедшем, нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. Они не убили его, достоверно убедившись в этом. Напротив, Зачинатель возвысил его к Себе, ведь Зачинатель – Всемогущий, Мудрый! (4:156-158)

 

       Видимая глазу схожесть со смертью привела к формированию целого направления, основанного на ошибочном мировоззрении о «жертве». Зачинатель недвусмысленно указывает на отсутствие ясного доказательства смерти Иисуса на кресте, схожесть с которой привела к расколу в среде монотеистов. Ситуации с внешним сходством явлений или предметов повторяются и в будущей жизни:

 

       Обрадуй поверивших и исправившихся тем, что для них будут сады с текущими в низовьях реками. Всякий раз, когда из садов даруются плоды, они говорят: «Это то, что нам давалось и раньше!». Но давалось им похожее. Для них там очищенные пары, и будут они там пребывать! (2:25)

 

       Наличие «образца» и его подобия служит еще одним видом испытания верующих. Соблазн «подтянуть» какое-нибудь знамение под свое представление весьма велик. И это объясняет причину образования разных течений, опирающихся на один и тот же источник – Словесность.

       Почему люди все же отходят от указанного Зачинателем направления? Истинная причина отклонения находится в сердце:

 

       Спроси: «Кто Господь небес и земли?». Ответь: «Зачинатель!». Спроси: «Так неужели вы взяли, помимо Него, покровителей, которые не владеют для самих себя ни пользой, ни вредом?!». Спроси: «Сравнятся ли слепой и зрячий?! Или сравнятся мрак и свет?!». Или устроили они Зачинателю причастных, которые творят, как Он творит, и сходным показалось пред ними творение? Скажи: «Зачинатель - Творец всякой вещи! Он – Единственный, Покоряющий!». (13:16)

 

       Опора лишь на сходство без выяснения ясности приводит порой к фатальным ошибкам. Как бы мы ни хотели увидеть в чем-либо сходство со сложившейся доктриной, без четкого указания Творца объявлять это истиной нельзя.