Часть 1

            В осмыслении Словесности существуют некоторые разногласия в понимании того или иного выражения или слова. Есть буквалистский подход и есть аллегорический подход. Оба подхода имеют один недостаток – крайность и игнорирование контекста.

            Как же правильно понимать Словесность? Конечно же, понимать нужно так, как предписал Творец, главным алгоритмом которого является глава 3 знамение 7:

 

Он - Тот, кто ниспослал тебе Предписание. В нем есть разборчивые знамения, являющиеся основой Предписания, и другие похожие. А что касается тех, в сердцах которых отклонение, то следуют они за похожими на них, стремясь смутить и стремясь растолковать это. Не знает толкования этого никто, за исключением Зачинателя, а укрепленные в знаниях говорят: «Мы поверили в него, все от нашего Господа!». Вспоминают исключительно обладатели разума! (3:7)

 

            Зачинатель нам сообщает, что существуют разборчивые (мухкамаат) смыслы знамений и похожие (маташаабихаат) на них. Для правильного руководства нам предписано следовать только за разборчивыми

знамениями, тогда как следование за похожими указывает на отклонение в сердце и намерение навести смуту в сердцах людей.

            Разберем смысл отрывков, где используются слова от корня سَجَدَ (саджа), означающее «простираться ниц». Руководствуясь 3:7, определим отрывки Словесности, содержащие слова от корня سَجَدَ (саджа), относящиеся к разборчивому знамению, а также похожие на них:

 

Когда Мы сказали управленцам: «Простритесь ниц пред Адамом!», то простерлись они ниц, кроме разочарованного. Он воспротивился и, возгордившись, стал из закрывшихся. (2:34)

 

Мы сотворили вас, потом придали вам форму, затем сказали управленцам: «Простритесь ниц пред Адамом!». Все простерлись ниц пред ним, кроме разочарованного. Он не был среди простершихся ниц.

Спросил Он: «Что удержало тебя от того, чтобы простереться ниц, раз Я приказал тебе?». Он ответил: «Я лучше него! Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины!». (7:11-12)

 

Тот ответил: «Я не буду простираться ниц пред вещающим человеком, которого Ты сотворил из гончарной глины, сделанной из гладкой грязи!». (15:33)

 

Когда Мы сказали управленцам: «Простритесь ниц перед Адамом!», и они простерлись ниц, кроме разочарованного, то он сказал: «Неужели я прострусь ниц перед тем, кого Ты сотворил из глины?! (17:61)

 

Когда Мы сказали управленцам: «Простритесь ниц перед Адамом», то они простерлись ниц, за исключением разочарованного. Был он из незримых и уклонился от повеления Господа своего. Так неужели вы возьмете его и его потомство покровителями помимо Меня?! Они для вас противники! Плоха для мракобесов подмена! (18:50)

 

Когда Мы сказали управленцам: «Простритесь ниц пред Адамом», то простерлись они за исключением разочарованного, он отказался. (20:116)

 

Когда выровняю его и вдохну от Своего Духа, то расположитесь ниц пред ним!». Простерлись ниц все управленцы вместе, кроме разочарованного. Он отказался быть среди простершихся ниц.

Спросил Он: «О разочарованный! Почему ты не оказался среди простершихся ниц?». (15:29-32)

 

Когда сказал Господь управленцам: «Поистине, Я сотворю вещающего человека из глины, а когда Я его выровняю и вдохну в него от своего Духа, то расположитесь пред ним ниц!», протерлись ниц все собравшиеся управленцы, за исключением разочарованного. Он возгордился и стал из закрывшихся.

Спросил Он: «О разочарованный! Почему ты избег того, чтобы простереться ниц перед тем, кого Я сотворил «собственными руками»? Неужели ты возгордился или ты из превосходящих?». (38:71-75)

 

Приведенные отрывки сообщают об истории с Адамом, которого Зачинатель поставил преемником. Установление преемником Адама естественным образом требовало признание его таковым, и, конечно же, подчинение ему. Сторонники аллегории высказываются об однозначном образном смысле «простирания ниц», как просто о подчинении Адаму, без телесного выражения. Сторонники аллегорического понимания утверждают, что управленцы Зачинателя – «мала'ика» не являются телесными, материальными объектами, а значит не могут простираться ниц физически перед Адамом. Однако, такое утверждение не имеет под собой почвы. Дело в том, что в Словесности показаны прецеденты того, как управленцы Зачинателя приходили к людям в виде людей, т.е. приобретали физическую форму. Это было с Авраамом, Лотом и Марией. Если управленцы Зачинателя могут принимать форму людей, значит и простираться ниц физически для них не составляет труда. В данном случае, нельзя сказать однозначно, физически или образно простирались ниц управленцы Зачинателя, а значит, данные отрывки относятся к разряду похожих (маташаабихаат) на разборчивые (махкамаат) знамения.

Есть другое мнение, что под «мала'ика» и «джин» подразумеваются также люди. Но в таком случае, физически простираться ниц перед Адамом вообще не составляет труда и никакой аллегории в этом выражении подчинения нет.

Рассмотрим другие примеры похожих на разборчивые отрывки Словесности:

 

Поистине, те, которые пред Господом не превозносятся служением Ему, они хвалят Его и простираются ниц пред Ним! (7:206)

 

Так восхвали славой Господа твоего и будь из простершихся ниц! (15:98)

 

Когда для них декламировалась Словесность, они не простирались ниц! (84:21)

 

Так простритесь ниц пред Зачинателем и служите Ему! (53:62)

 

Так нет! Не слушайся его! Прострись ниц и приблизься! (96:19)

 

Приведенные примеры позволяют воспринимать, как образно, так и непосредственно. Однозначного вывода в данном случае делать не приходится.

Теперь рассмотрим прецеденты с однозначным выводом:

 

Когда им было сказано: «Простритесь ниц перед Щадящим!», они ответили: «Кто такой Щадящий? Почему мы должны простираться ниц по твоему повелению?». Увеличилось у них чувство неприязни. (25:60)

 

Нам показан тезис конфронтации людей и посланников. В данном примере мы не можем однозначно утверждать о том, что посланники требовали именно физического простирания ниц. Прежде чем человек будет простираться ниц, ему следует в принципе поверить вестнику, смириться, а значит подчиниться законам Зачинателя. В этом примере можно однозначно признать образное выражение о простирании ниц перед творцом.

Рассмотрим отрывки из истории:

 

Войдите в ворота простираясь ниц и умоляйте. (2:58)

 

При договоре с ними Мы возвысили гору над ними, сказав: «Входите в ворота и простритесь ниц», а также Мы говорили им: «Не нарушайте субботу». Мы заключили с ними великий договор. (4:154)

 

Данное предписание было дано детям Израиля. Очевидно, что входить в ворота и простираться ниц физически несовместимые действия. Тут сам контекст показывает образное выражение о подчинении законам данного селения.

Следующий пример из жизни Иосифа:

 

Когда сказал Иосиф своему отцу: «О мой отец! Поистине, я видел, как одиннадцать звезд, солнце и луна простерлись ниц передо мной!». (12:4)

 

Тут также довольно ясна образная картина о подчинении Иосифу звезд, солнца и луны, как образов членов его семьи.

В следующих отрывках показаны подчиненное состояние творений Зачинателю:

 

Перед Зачинателем простираются ниц те, кто на небесах и земле послушно и принудительно, и их тени по утрам и вечерам! (13:15)

 

Или они не думают о том, что Зачинатель сотворил всякую вещь?! Их тени склоняются направо и налево, простираясь ниц пред Зачинателем! Они покорны!

Перед Зачинателем простираются ниц те, кто на небесах и на земле из животных и управленцев! Они не превозносятся! (16:49)

 

Неужели ты не думал о том, что перед Зачинателем простираются ниц те, кто на небесах и на земле: солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные и многие забывчивые люди, но для большинства станет истиной наказание! (22:18)

 

звезды и деревья простирающимися ниц (55:6)

 

Чтобы понять, что в приведенных отрывках использовано образное выражение «простираться ниц» не нужно ни чьих пояснений и толкований. Все предельно ясно.

Теперь рассмотрим те отрывки, которые дают однозначный смысл:

 

Я обнаружил, что она и ее народ простирается ниц пред солнцем, вместо Зачинателя. Разукрасил ослушник им их деяния и отвратил от пути. Так они не наставлены!

Неужели они не простираются ниц пред Зачинателем, который выводит скрытое небес и земли?! Он знает то, что они скрывают и что выявляют! (27:24-25)

Посланник приходили в языческую среду, где служили, помимо Зачинателя, другим объектам, что выражалось в физическом простирании ниц. Отсюда и предписание о запрете простирания физически ниц перед любыми объектами, как акте служения:

 

Из Его знамений день и ночь, солнце и луна. Не простирайтесь ниц перед солнцем и луной, а простирайтесь ниц перед Зачинателем, который сотворил их, если вы Ему служите! (41:37)

 

Практика физического простирания ниц была и во времена Авраама и Исмаила:

 

Мы обязали Авраама и Исмаила: «Очистите Мой дом для странствующих, посвящающих, встающих на коленях ниц (рукка'и суджуд)». (2:125)

 

Вот Мы указали Аврааму место для дома: «Не приобщай Мне ничего и очисти Мой дом для странствующих, и стоящих, и встающих на коленях ниц! (рукка'и суджуд)». (22:26)

 

Однозначность физического простирания ниц показывает совместное использование другого выражения физического движения, образованного от корня «рака'а», означающего «вставать на колени». Тут очевидная картина, ведь чтобы простереться ниц, человек сперва встает на колени, по другому физически невозможно это сделать естественным образом.

В истории с Моисеем, колдуны непосредственно простерлись ниц, поняв могущество Зачинателя:

 

Бросились колдуны ниц. (7:120)

 

Бросились колдуны ниц. (20:70)

 

И бросились колдуны ниц. (26:46)

 

Тут также прямое описание физического действия колдунов.