Мысли о сочинении Энгельса. Часть 2

Пропагандируя материализм, разрушая религиозную идею, Энгельс сам того не понимая «льет воду на мельницу» капитализма. Только религиозные ценности сдерживают человека от животного состояния, от безудержного потребления – главных целей капитализма. Как показал опыт социалистического проекта, отсутствие первичности идеи/мысли в сознании человека не позволяет существовать балансу в обществе. Материалистическое сознание ставит личное благополучие в этом мире на первое место. Попытка замены религиозных ценностей разного рода правил, деклараций и кодексов не увенчались успехом. Люди с неудержимой радостью, после развала СССР и соцлагеря, прыгнули в распростертые «капиталистические объятья», потеряв при этом определенности с будущим и элементарных социальных благ.  

Существует довольно много экономических исследований, анализирующих экономические уклады, разрабатывающие системы отношений и объясняющие разного рода экономические механизмы, но смысл остается один – экстенсивный путь развития капитализма обречен на крах. Планета не безгранична, как и потребление, а без все увеличивающегося производства выстроенная экономическая система существовать не сможет. Как минимум, периодически возникающие экономические кризисы, в основе которых стоит банальное перепроизводство, указывают на конечность капитализма как такового.  

 

Заключение

 

Будучи фабрикантом по наследству, Энгельс, как представитель интеллектуальной мысли, понимал грядущие проблемы капитализма. Решение проблемы капитализма лежит в налаживании всеобъемлющего баланса хозяйственной деятельности, что и предопределяет отношение к средству производства. Баланс по умолчанию подразумевает всестороннее планирование, что предполагает некий монолитный центр принятия решений. Капиталистический способ существования априори делает невозможным единство бенефициаров (конкуренцию никто не отменял). Перечисленные данности требовали теоретического обоснования для новой формации, базирующейся на новой идее.

Новая идея должна была нивелировать господствующую на тот момент идею, коей и выступала гегелевская философия. Убрав ее с господствующих позиций в интеллектуальной мысли, «Энгельс и ко» стремились установить свое воззрение, что позволило бы навязать новый экономический уклад. Суть нового уклада состояла в том, чтобы производство как таковое имело постоянный сбыт, избегало кризиса, в первую очередь из-за перепроизводства. Стабильный сбыт возможен только в монопольном присутствии на рынке, что автоматически уничтожает конкуренцию. Конкуренцию можно убрать только в одном случае – при формировании одного центра управления средствами производства, что и предопределило непримиримую борьбу с разрозненными группами собственников.

Конфронтация с центрами силы требовала «пушечное мясо» для борьбы с ними и для этого был выбран пролетариат. «Руками» пролетариата предполагался повсеместный снос управляющего слоя по всему миру и передача средств производства в государственную систему. Только единая система может сбалансированно распределять продукты производства, тем самым обеспечив бескризисный постоянный сбыт. Вот для реализации данного проекта и требовалось теоретическое обоснование, а осознание жесткой реакции власть имущих простимулировало революционную методику реализации. 

Энгельс считал, что развитие истории является неким критерием истины. По прошествии времени, история показала несостоятельность философского обоснования Энгельса. Главным неучтенным критерием оказалась чувственная (эмоциональная) сторона человека как такового. Убрав «идеалистическое начало» бытия, атеистическая философия, убрав ограничители, напротив способствовала формированию разбалансированного индивидуума в системе, требующей стабильного поведения. Речь конечно же не идет о «пушечном мясе» - пролетариате, речь идет об управленческой элите. Именно управленческая элита СССР разрушила социалистический строй, а массы устремились в разного рода религиозные течения.

На самом деле, общий баланс в хозяйственной деятельности человечества необходим, но без «идеального начала» в философии все обречено на неудачу. Только самоограничение, взятое из трансцендентной информации, хоть как-то позволит сохранить баланс в обществе, а главными последователями такой информации однозначно должны быть представители управленческой группы.