Эпитеты Зачинателя. Часть 1

            Согласно вероубеждению исторического ислама, единобожие зиждется на трех пунктах, одно из которых – «таухид аль - асма уа ас сыфат» - единственность в именах и атрибутах. То, что качества Зачинателя идеальны и абсолютны, доказывать нет смысла. Однако, Сам Зачинатель в Словесности применяет некоторые эпитеты как к себе, так и к творениям:

 

            аль-малику, маликун:

 

            Сказал царь (аль-малику): «Поистине, было у меня видение о семи тучных коровах, поглощающих семь тощих. О семи зеленых колосьях и других засохших. О знать! Выскажитесь по моему видению, если вы имеете объяснение видению!». (12:43)

 

            Сказал царь (аль-малику): «Приведите его ко мне» После того, как явился посланник, он сказал: «Вернись к своему господину!». Тот спросил его: «Какому испытанию подверглись женщины, которые порезали себе руки?». Юсуф ответил: «Поистине, Господь мой знает об их кознях!». (12:50)

 

            Сказал царь (аль-малику): «Приведите его ко мне. Я выбрал его для себя». После своего высказывания, он обратился: «Поистине, ты сегодня надежный доверенный!». (12:54)

 

            Начал он с содержания их сумок до содержания сумки своего брата. Потом извлек её из сумки своего брата. Таким образом ухитрились Мы для Иосифа. Он смог взять своего брата по царской обязанности, исключительно по желанию Зачинателя. Мы возвышаем степени того, кого пожелаем, ведь выше всякого обладателя знания есть знающий! (12:76)  

 

            Что касается судна, то оно принадлежало беднякам, работающих в море. Так я захотел повредить его, ведь позади них был царь (маликун), захватывающий любое судно насильно. (18:79)

 

            аль-куддус, куддусун:

 

            Поистине, дали Мы Моисею Предписание и направили вслед за ним посланников. Мы привели Иисусу, сыну Марии, явные доказательства и поддержали Мы его Духом Святости (аль-кудуси). (2:87)

 

            Таковы посланники. Одним Мы дали преимущество над другими. Среди них были те, кто говорил с Зачинателем. Часть из них Мы возвысили по статусу. Дали Мы Иисусу, сыну Марии, ясные аргументы и поддержали его Духом Святости (аль-кудуси). (2:253)

 

            Вот скажет Зачинатель: «О Иисус, сын Марии! Вспомни благодеяние Мое тебе и твоей родительнице! Я подкрепил тебя Духом Святости (аль-кудуси). (5:110)

 

            Скажи: «Ниспослал его Дух Святой (аль-кудуси) от твоего Господа с истиной, чтобы укрепить тех, которые поверили, наставлением и радостной вестью для смирившихся!». (16:102)

 

            аль-му,мину, му,минун:

 

            Не вступайте в интимные отношения с женщинами, приобщающих, пока они не поверят. Поистине, поверившая служанка лучше, чем приобщающая, хотя бы она и нравилась вам. Не вступайте в интимные отношения с мужчинами, приобщающих, пока они не поверят. Поистине, поверивший (му,минун) слуга лучше, чем приобщающий, хотя бы он и нравился вам. Они призывают к Огню, а Зачинатель призывает к Саду и прощению с Его позволения! Он объясняет забывчивым людям Свои знамения, может быть, они опомнятся! (2:221)

 

            Верующий (му,минин) не может убивать верующего (му,минан) (4:92)

 

            Кто исправится, мужчина или женщина, будучи верующими (му,минун), те войдут в сады и не будут они омрачены ни на грош! (4:124)

 

            аль-,азиизу, азиизун:

 

            К вам явился посланник из вас самих. Ценно (,азизун) ему то, чем вы дорожите. С верующими, он - сострадательный, жалеющий! (9:128)

 

            В городе, женщины говорили: «Жена могущественного (,аль-азиизи) соблазняла собой их юношу! Охватила ее страсть! Поистине, мы ведь видим ее в явном заблуждении!». (12:30)

 

            Спросил царь: «Что с вами случилось, когда соблазняли Иосифа?». Они ответили: «Защита у Зачинателя! Не знаем мы о нем ничего плохого!». Ответила жена могущественного (,аль-азиизи): «Теперь стала ясной истина! Я ведь соблазняла его! Поистине, он из правдивых!». (12:51)

 

            Они обратились: «О могущественный (,аль-азиизу)! Поистине, у него отец, глубокий старец! Так возьми одного из нас, вместо него. Поистине, мы видим, что ты один из добродеющих!». (12:78)

 

            Поистине, это ведь могущественное (,азиизун) Предписание! (41:41)

 

            аль-джаббаару, джаббаарун:

 

            Этот народ 'Ад, отказался от знамений их Господа и воспротивился Его посланнику! Они последовали за повелением всякого жестокого (джаббаари) упрямца! (11:59)

 

            Потерпит неудачу каждый жестокий (джаббаари) упрямец! (14:15)

 

            Был он осмотрительным, благим своим родителям и не был он жестоким (джаббаари), неповинующимся! (19:12-14)

 

            Благим к моим родителям, но не устанавливал Он меня жестоким (джаббаран) негодяем! (19:32)

 

            Поистине, ты желаешь быть, исключительно жестоким (джаббаран) на земле! (28:19)

 

            Таким образом, запечатывает сердце всякого жестокого (джаббаарин) гордеца! (40:35)

 

            аль-мутакаббир, мутакаббир:

 

            И сказал Моисей: «Я прибегаю к Господу моему и Господу вашему от всякого превозносящегося, который не верит в день расчета!».

            Ответил Моисей: «Поистине, я взываю о помощи к моему Господу и Господу вашему от всякого гордеца (мутакаббирин), не верящего в День Расчета!». (40:27)

 

            Таким образом, запечатывает сердце всякого жестокого (джаббаарин) гордеца! (40:35)

 

            аль-,алим, ,алиимун:

 

            Они сказали: «Не опасайся! Поистине, мы пришли обрадовать тебя знающим (,алиими) мальчиком!». (15:53)

 

            Он испытал от них страх, но они сказали: «Не бойся! Мы радуем тебя знающим (,алиими) мальчиком!». (51:28)

 

            ас-самии,у, самии,ун:

 

            Пример двух противостоящих лагерей подобен примеру слепого и глухого со зрячим и слышащим (ас-самии,и). Равны ли они в примере? Так неужели вы не запомните?! (11:24)

 

            Поистине, Мы сотворили человека из смеси капли. Мы испытали его и установили его слышащим (самии,ан), видящим. (76:2)

 

            аль-басыыру, басыырун:

 

            Пример двух противостоящих лагерей подобен примеру слепого и глухого со зрячим (аль-басыыри) и слышащим. Равны ли они в примере? Так неужели вы не запомните?! (11:24)

 

            Мы ведь создали человека из капли, смеси, испытывая его, и сделали его слышащим, видящим.

            Поистине, Мы сотворили человека из смеси капли. Мы испытали его и установили его слышащим, видящим (басыыри). (76:2)

 

            аль-халииму, халиимун:

 

            Поистине, Авраам был сострадательный, выдержанный (халиимун)! (9:114)

 

            Поистине, Авраам ведь выдержанный (халиимун), прибегающий к раскаянию! (11:75)

 

            И Мы обрадовали его выдержанным (халиими) мальчиком. (37:101)

 

            аш-шакууру, шакуурун:

 

            Поистине, в этом знамение для всякого терпеливого, признательного (шакуурин)! (14:5)

 

            Поистине, он был признательным (шакууран) слугой! (17:3)