Полумесяц - исламский ли символ?
Традиционно общепринятым символом исторического ислама на сегодняшний день принято считать полумесяц. Ниже приведены факты и мнения, проливающие свет на то, чем на самом деле является символ полумесяца.
Являются ли полумесяц и звезда символами ислама?
За долгую историю образ ислама и мусульманское сознание смешалось с огромным количеством окружавших его норм, традиций и стереотипов. Одним из таких символов, плотно увязываемых с нашей религией, по утверждениям историков, является полумесяц и звезда.
Версии происхождения символа
Многие мусульмане сами пытаются найти объяснение символам полумесяца и звезды. Некоторые утверждают, что полумесяц связан с переселением Мухаммада, когда он тайно покидал Мекку и отправлялся в Медину. По их словам, в эту ночь на небе был полумесяц. По другим версиям, полумесяц символизирует приверженность мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда – пять столпов ислама или пять ежедневных молитв.
Однако все это далеко от истины. В мусульманском мире имеет хождение в качестве символа не только пятиконечная звезда, но и восьмиконечная, семиконечная и даже шестиконечная, которая совершенно несправедливо считается символом иудаизма. Как заявляют мусульманские историки, символы полумесяца и звезды были известны человечеству за несколько тысяч лет до Мухаммада. Точно проследить их происхождение затруднительно. Но большинство специалистов согласны с тем, что эти древние символы небесных светил почитались еще древними народами Центральной Азии и Сибири, поклонявшимися солнцу, луне и небу. Существуют также исторические свидетельства относительно того, что полумесяц и звезду использовали в античности для обозначения карфагенской богини Танит или греческой богини охоты Артемиды (в римском варианте – Дианы). Кроме того, еще до появления христианства, полумесяц своим символом приняла древняя Византия.
Этот город впоследствии получил название Константинополя, а после овладения им мусульманами – Стамбул. По некоторым сообщениям, полумесяц был выбран римлянами для Византии в честь богини Дианы. По другим данным, этот символ восходит к битве, в которой римляне победили готов в первый день лунного месяца.
Заимствование символа мусульманами
В первые годы и века своего появления в мусульманской общине не было никакого общепринятого символа для обозначения ислама или мусульманского государства. Во время Мухаммада, над мусульманскими караванами и армиями развевались простые флаги однотонных расцветок – черные, зеленые или белые.
В фундаментальных мусульманских источниках ничего не говорится о том, что является символом ислама. Он универсален и глобален - поэтому идея какого-то отдельного символа исламу в определенном смысле чужда.
Даже более поздние поколения мусульман продолжали использовать для обозначения различных боевых подразделений простые полотна черного, белого или зеленого цвета, без определенной утвержденной или общепринятой символики, разметки или надписей. Так продолжалось вплоть до того момента, пока перехватившие власть в Халифате турки не заняли Константинополь в 1453 году. После этого они переняли у византийцев прежний флаг и символ, на котором как раз и была изображена эмблема города – полумесяц.
На данный счет существует легенда, согласно которой основатель Османской империи Осман увидел сон, в котором полумесяц простирался от одного конца земли до другого. Осман воспринял этот сон в качестве доброго предзнаменования, и решил сохранить полумесяц и сделать его символом своей династии. За сотни лет существования Империи в сознании мусульман и немусульман полумесяц начал устойчиво ассоциироваться с самим исламом и его приверженцами, хотя он был всего лишь символом османской династии.
Полумесяц в доисламской истории
Хорошо известен факт, что полумесяц был символом религии лунного божества, как в Аравии, так и всюду на Ближнем Востоке в доисламские времена. Археологи обнаружили многочисленные статуи и иероглифические надписи, в которых полумесяц был помещен на вершине головы божества, чтобы отобразить в символической форме культ лунного бога. Интересно, в то время как Луне поклонялись, как женскому божеству на всём Древнем Ближнем Востоке, арабы рассматривали её, как мужское божество. В Месопотамии Шумерскому богу Нанне, названному аккадцами «Син», поклонялись в особенности в Уре, где он был главным богом города, и также в городе Харран в Сирии, который имел близко религиозные связи с Уром. Тексты угаритов показали, что там лунному божеству поклонялись под именем Ур. На памятниках бог представлен символом полумесяца. В Хацоре, в Палестине в маленькой святыне ханнанеев позднего бронзового века была обнаружена стела из базальта, изображавшая две поднятые руки, как будто, в просьбе к полумесяцу, указывая на то, что святыня была посвящена лунному богу. Культ звездного божества, был всегда искушением, перед которым стояли израильтяне. Всюду на Ближнем Востоке археологи обнаружили храмы лунного бога. От гор Турции до плёсов Нила, самой широко распространенной религией древнего мира был культ лунного бога.
Шумеры, первая грамотная цивилизация, оставили множество глиняных табличек, описывающих их религиозные верования. Древние шумеры поклонялись лунному богу, который имел много различных имён. Самыми популярными были: Нана, Суен, и Асимбаббар. Их общим символом был полумесяц. Учитывая количество артефактов, относящихся к культу лунных богов, ясно, что это была доминирующая религия в Шумерии.
Культ лунного бога был самой популярной религией повсюду в древней Месопотамии. В древней Сирии и в Канне, лунный бог Син обычно изображался луной в ее возрастающей фазе. Иногда, полная луна помещалась внутри полумесяца, чтобы подчеркнуть все фазы луны. Богиня солнца Тне была женой Сина, а звезды были их дочерями. Например, Иштар была дочерью Сина. Фактически, всюду в древнем мире символ полумесяца может быть найден на оттисках, стелах, глиняной посуде, амулетах, глиняных табличках, цилиндрах, весах, сережках, стенных фресках, и так далее. В Тель-Эль-Обейде, был найден медный теленок с полумесяцем на лбу. В Уре, на стеле Ур-Намму поместили символ полумесяца над богами, потому что лунный бог был главой богов. И даже хлеб, напоминающий круассан, был испечен в форме полумесяца, как акт преданности лунному богу.
Жертвы лунному богу описаны в текстах Рас Шамры. В текстах угаритов, лунного бога иногда называли Кусу. В Персии, так же как в Египте, лунный бог изображен на стенных фресках и в заголовках уставов. По убеждению язычников, он был судьей людей и богов.
В 1950г. главный храм лунному богу был раскопан в Хацоре в Палестине. Были найдены два идола лунного бога. Каждый был статуей человека, сидящего на троне с полумесяцем, вырезанным в его груди. Сопровождающие надписи поясняют, что они были идолами лунного бога. Несколько найденных статуй меньшего размера, были идентифицированы по надписям на них, как дочери лунного бога. В 1940 г., археологи Г. Катон Томпсон и Карлтон С. Кун сделали несколько удивительных открытий в Аравии. Ими были собраны тысячи надписей со стен и скал. Были обнаружены барельефы и жертвенные чаши, используемые в культе «дочерей бога» Эти три дочери иногда изображаются вместе с богом, представленным над ними полумесяцем.
Когда другие жители аравийского полуострова – древние евреи, впадали в идолопоклонство, то это обычно был культ лунного бога. Во времена Ветхого Завета, Набонид, последний царь Вавилона, построил Тайму в Аравии, как центр культа лунного бога.
Современные исследования еврейского царства Хим’ар, находившегося на территории Саудовской Аравии, и покоренного в эпоху подъема ислама, показывают, что полумесяц использовался и в древнееврейских культах. Особенно часто он использовался идумеями, перешедшими в иудаизм. Ими проводились календарные расчеты, с помощью которых вычислялось новолуние (его изображали в виде полумесяца), о чем объявляли в храмах. Идумеи-прозелиты перенесли этот символ в Иорданию, а затем – на восток, в Саудовскую Аравию, куда их вытеснили римляне, вторгшиеся в 135 г.н.э. Царь-прозелит Йосеф дху Нувас был последним еврейским царем, правившим в Саудовской Аравии. Его войско было разгромлено во времена раннего ислама.
Помимо перечисленных примеров лунной символики, нельзя не сказать и о мире исламского искусства, где полумесяц — неотъемлемая часть символики изображений, в том числе религиозных. Многочисленные исторические сведения о полумесяце в Исламе говорят о том, что это был не столько религиозный символ, сколько династический, а средневековые авторы чаще говорят о полумесяце на знамёнах, чем на мечетях.
Исторический анализ показывает, что полумесяц как символ, во многом имеет глубокие языческие корни. Возможно, это может показаться не так уж важным, но, обладая информацией от Зачинателя, верующему человеку, вероятно, придется пересмотреть свои взгляды по этому поводу.
Хотелось бы напомнить, что слово мечеть образовано от арабского слова «саджада», которое переводится, как - падать ниц, земное преклонение. От этого слова и происходит слово «мечеть», означающее - место земного преклонения.
В служении Зачинателю в любом месте земного преклонения, особо важно неуклонное следование Предписанию и отказ от обращения к кому бы то ни было помимо Зачинателя:
Поистине, места земного преклонения предназначены Зачинателю. Так не взывайте ни к кому вместе с Зачинателем! (72:18)
Порицается не только зов к кому бы то ни было, кроме Зачинателя, но и телесное выражение своего служения в виде падания ниц:
Из Его знамений день и ночь, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Зачинателем, который сотворил их, если вы Ему служите! (41:37)
Этот запрет нарушается практически во всех религиях. Ислам не исключение. На большинстве мечетей в мире установлен полумесяц символ древнего лунного божества. Не обращая внимание на этот факт, верующие отправляют религиозные ритуалы в молитве, которые автоматически относятся и к символу на куполе мечети. Оправданий можно услышать много, но сути запрета это не меняет: нельзя падать ниц перец луной.
Естественно, ни один из прихожан не скажет, что он падает ниц перед луной, а напротив, преклоняется перед Зачинателем. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что в приведенном отрывке Зачинатель предостерегает от действия, т.е. от земного поклонения. Ведь православные богословы так же оправдывают наличие в церкви икон, говоря, что верующие поклоняются не им, а Богу. Для многих, иконы являются лишь символами христианской веры.