Самоуверенность
Наша действительность изобилует всевозможными рецептами: счастья, успеха, спасения и единственно правильного пути следования. Предлагаемые панацеи несут разного рода методики и практики исполнения, призванных повысить эффективность действия духовных лекарств. Данное явление в истории человечества не ново. Корни попыток воздействия на умы и души общества уходят в глубокую древность, от которых питается определенная прослойка людей. Необходимо отдать должное таким людям, они являются генераторами интеллектуальной мысли среды обитания, руководствующихся определенным мировоззрением и ставящие перед собой цели на будущее. Анализ мировоззрений и целей – отдельная тема, а в этом материале хотелось бы обратить внимание читателей на одну общую черту, общее качество всех этих «целителей душ» - самоуверенность.
Почему вдруг возникло такое мнение? Если посмотреть обзорно все духовно-идеологические направления и мысли, включая религию и философию, то четко прослеживается особенность – они инициированы людьми. Эти люди взвалили на себя ответственность за определение истины, что изначально обречено на ошибку, ведь мы по природе не совершенны. Причина обреченности на подобную ошибку лежит в отсутствии чувства осмотрительности, которую притупляет как раз качество самоуверенности.
Что же видит обыватель в мире Ислама? Он видит всевозможные течения: сунниты, шииты, суфии, масхабы, партии, джамагаты, рациональные монотеисты и т.д. Абсолютно все позиционируют себя как истина в последней инстанции. Смысл всех этих брендов состоит в том, что они акцентируют свою исключительность на право понимать истину, знать ее и верно руководствоваться на прямом пути. Одни из них нивелируют право других на правоту, считают всех, кроме себя, заблудшими, отказывают в праве на ошибку. А ведь Зачинатель призывает нас к определенным действиям в надежде на то, что уверовавшие люди станут осмотрительными:
О люди! Служите вашему Господу, который сотворил вас и тех, кто был до вас, который установил землю для вас устланной, а небо - конструкцией, может быть, вы будете осмотрительными. (2:21)
Сам Всевышний не так категоричен, как это себе позволяют «учителя» и их адепты. Господь лишь признает возможность достижения результата, который зависит от личного развития каждого из нас.
Даже если человек боится дня предстояния, нет гарантии, что он будет осмотрительным:
Предупреди тех, кто боится, что их соберут к их Господу! Нет для них помимо Него покровителя, ни заступника! Может быть, они остерегутся! (6:51)
Не на осмотрительных какой-либо расчет с ними, но напоминание, может быть они остерегутся! (6:69)
Словесность – практическое руководство в отношениях людей, призванный пробудить это необходимое чувство:
Для вас в наказании существование, о обладатели разума! Может быть, вы будете осмотрительны! (2:179)
О те, которые поверили! Предписано вам воздержание, как оно было предписано тем, кто был до вас, может быть, вы будете осмотрительны. (2:183)
Таковы ограничения Зачинателя, так не приближайтесь к ним! Таким образом Зачинатель объясняет Свои знамения забывчивым людям, может быть, они будут осмотрительны! (2:187)
Суть предлагаемых «наставниками» человечества разного рода методологий сводится в гарантии достижения успеха, как в ближней жизни, так и в будущей. Однако, если мы обратим внимание на обращение Творца к верующим, то обнаружим следующее:
О вы, которые поверили! Не кормитесь умноженным ростом и остерегайтесь Зачинателя, может быть, вы преуспеете! (3:130)
О вы, которые поверили, терпите и будьте терпимы, будьте выдержанными и остерегайтесь Зачинателя, может быть, вы достигнете успеха! (3:200)
О вы, которые поверили! Остерегайтесь Зачинателя, стремитесь добиться Его расположения и усердствуйте на пути Его, может быть, вы преуспеете! (5:35)
О, вы, которые поверили! Закрывающие разум вещества, игры на деньги, идолы, гадальные стрелы - мерзость из деяния ослушника. Так сторонитесь этого, может быть, вы будете успешными! (5:90)
Скажи: «Не равны порочное и здравое!», даже если бы тебя изумляло обилие порочного! Остерегайтесь Зачинателя, о обладатели разума! Может быть, вы достигнете успеха! (5:100)
О те, которые поверили! Становитесь на колени, падайте ниц, служите вашему Господу и совершайте добро, быть может, вы преуспеете! (22:77)
Как уже было сказано, все предлагаемые вероучения, идеи, методологии и т.д. претендуют на исключительность в правильном следовании по прямому пути. Нет сомнения, что люди могут понимать ориентир на правильную дорогу, ведь для этого и служил институт ниспослания Предписаний. Однако, 100%-й уверенности в правильном следовании быть не может:
Откуда бы ты ни вышел, обращай свое направление в сторону священного места земного преклонения. Где бы вы ни были, обращайте свое направление в его сторону, чтобы не было у забывчивых людей аргументов против вас, исключая мракобесов среди них. Так не бойтесь их, а бойтесь Меня, чтобы Я завершил благодеяние для вас, может быть, вы будете наставлены! (2:150)
Когда спросят тебя Мои слуги обо Мне, то, поистине, Я близок. Я отвечаю на зов зовущего, когда он взывает! Так пусть они отвечают Мне и верят Мне, может быть, они образумятся! (2:186)
Абсолютно все направления предлагают некие объяснения, утверждая, что без них верующий может заблудиться. Сравним такое положение с обращением Господа:
Держитесь, собравшись за связующую нить с Зачинателем, и не разделяйтесь! Помните благо Зачинателя вам, когда вы были противниками, а Он сблизил ваши сердца! По Его благодеянию вы стали братьями! Вы были на краю пропасти огня, а Он спас вас от нее! Таким образом объясняет вам Зачинатель Свои знамения, может быть, вы наставитесь! (3:103)
Нет среди мусульманских сект ни одной, которая бы не претендовала на самое истинное следование за Мухаммадом. Все это декларируется как единственно-правильное поведение, непременно ведущее по прямому пути. Но и в этом случае, гарантировать прямой путь не приходиться:
Скажи: «О забывчивые люди! Я посланник Зачинателя, которому принадлежит власть над небесами и землей, к вам всем. Зачинатель исключительно Он! Он оживляет и умертвляет!». Так верьте Зачинателю и Его посланнику, вестнику, неискушенному, который верит Зачинателю и Его Словам. Следуйте за ним, может быть, вы наставитесь! (7:158)
Как следствие, адептам внушается непременное спасение, обреченность на милость Зачинателя при неуклонном следовании предлагаемым разработкам. Хотя Всевышний не давал никому гарантий на помилование:
Остерегайтесь Огня, который приготовлен закрывшимся!
Слушайтесь Зачинателя и посланника, может быть, вы будете помилованы! (3:131-132)
Мы ниспослали это Предписание благодатным! Так следуйте за ним, будучи осмотрительными, может быть вы будете помилованы! (6:155)
Когда декламируется Словесность, то прислушивайтесь к нему и умолкайте, может быть, вы будете помилованы! (7:204)
Выходите на сближающую связь, давайте обеляющий расход и слушайтесь посланника, может быть, вы будете помилованы! (24:56)
Поистине, верующие братья, так улучшайте между вашими братьями и остерегайтесь Зачинателя, может быть, вы будете помилованы! (49:10)
Обстоятельства внушения пастве в своей основе практически во всех течениях одинаковы – «важного» вида «мудрец» наставляет смотрящих ему в рот последователей, при этом дает понять, что он то и есть вышедший из темноты невежества:
Если бы Зачинатель схватил людей за их мракобесие, то не оставил бы на ней никакого животного! Однако, Он дает отсрочку им до определенного времени! Так, когда наступит их срок, они ни на час не отсрочат его и не ускорят! (16:61)
Адептам же кажется, что их лидер(ы) – праведные люди.
Если бы Зачинатель поразил с людей за то, что они приобрели, то не оставил бы на ее поверхности животных! Однако, Он отсрочивает им до определенного срока. А когда наступит их срок, то, поистине, Зачинатель видит своих слуг! (35:45)
Истина и прямой путь даны человечеству, они в Словесности, но правильность следования по нему и точно ли мы не в категории заблудших гарантировать не может, никто. Лишь Творец всего сущего будет решать, кто на прямом пути, а кто в заблуждении, кого помиловать, а кого наказать.