Ложь о брачном возрасте

            В историческом исламе укоренилось положение о возможности раннего брака, брака несовершеннолетних детей. Такое установление берет свое начало из преданий, через призму которых и воспринимается Слово Зачинателя – Словесность:

 

Те, которые потеряли надежду на менструации, и те, у которых не пришли менструации, из ваших женщин, если вы сомневаетесь, то пусть отсчитывают три месяца. У обладающих ношей срок, когда они сложат ношу. Кто остерегается Зачинателя, тому Он устроит в его деле легкость. (65:4)

 

Ас-Саади объясняет данный отрывок следующим образом: «Установленный срок для девушек, не достигших половой зрелости, у которых менструации пока еще не начались, а также для взрослых женщин, у которых вообще не могут быть менструации, также составляет три месяца».

А вот что пишет 'Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз в книге «Ханафитский мазхаб в новом обличии» в главе «Заключение браков между малолетними детьми и суждение о раннем браке»:

 

«Шариат предоставляет отцу право женить (выдавать замуж) своих безумных или малолетних детей, не достигших половой зрелости, когда к этому его побуждает жалость и забота об их благе. Кроме того, по шариату отец может выдать замуж свою малолетнюю дочь (женить своего малолетнего сына) или женить своего взрослого, но безумного сына, если увидит, что это соответствует интересам его ребенка, например, в таких случаях, когда это может спасти его от голода. Заключение брака может послужить причиной исцеления безумца, особенно если сделать это рекомендуют врачи. Если у ребенка нет отца его может заменить дед со стороны отца. Указанием на действительность такого брака служит айат, в котором сказано: «Что касается тех из жен ваших, которые не надеются на (возобновление) месячных, то, если вы сомневаетесь, установленный срок (должен составлять) три месяца, (как) и для тех, у которых месячные еще не начинались. Для тех (из них), которые беременны, (установленный) срок (продолжается до тех пор, пока) они не родят. Того, кто боится Аллаха, приведет Он к облегчению».

Согласно этому айату, для девушек, у которых еще не было месячных, установленный срок (идда) должен составлять три месяца, но такой срок устанавливается только в случае развода. Следовательно, содержание приводимого выше айата указывает на то, что малолетняя девочка может вступить в брак, но разрешение на это по шариату имеет право дать только ее опекун.

Все, о чем говорилось выше, показывает нам, что ранние браки в Исламе узаконены как для юношей, так и для девушек. Хотя некоторые и считают такие браки предосудительными, на самом деле в этом нет ничего порицаемого. Более того, с учетом широкого распространения безнравственности в наше время заключать ранние браки желательно. Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Мой брачный договор с Пророком был заключен, когда мне исполнилось шесть лет, а моя свадьба состоялась, когда мне было девять лет»».

 

 Именно предание о том, что якобы 'Аиша имела сексуальный контакт с посланником в возрасте девяти лет дает повод понимать вырванный из контекста приведенный выше отрывок Словесности. Если внимательно проанализировать Слово Зачинателя, то адекватному разуму станет ясно, что традиционное заключение о брачном возрасте – ложь. Давайте рассмотрим последовательно все, что относится к заданной теме – брачному возрасту. Сперва проанализируем весь контекст приведенного отрывка:

 

О вестник, когда вы разводитесь с женщинами, то разводитесь с ними в установленный для них срок. Отсчитывайте срок. Остерегайтесь Зачинателя, Господа вашего! Не выгоняйте их из их домов. Их можно выгнать исключительно при совершении очевидной чрезмерности. Таковы ограничения Зачинателя. Кто нарушит ограничения Зачинателя, тот омрачил себя. Ты не знаешь, может быть, Зачинатель скажет после этого повеление.

Так, когда они достигнут назначенного срока, то либо удержите их с одобрением, либо разлучайтесь с ними с одобрением. Засвидетельствуйте двумя справедливыми среди вас и установите свидетельство пред Зачинателем. Этим увещевается тот, кто верит Зачинателю и в Последний День. Кто остерегается Зачинателя, тому Он установит выход и наделит его, откуда он и не рассчитывает. Кто полагается на Зачинателя, для того Он достаточен. Поистине, дело Зачинателя совершенно. Установил Зачинатель для каждой вещи меру.

Те, которые потеряли надежду на менструации, и те, у которых не пришли менструации, из ваших женщин, если вы сомневаетесь, то пусть отсчитывают три месяца. У обладающих ношей срок, когда они сложат ношу. Кто остерегается Зачинателя, тому Он устроит в его деле легкость. (65:1-4)

 

Контекст нам сообщает о том, что темой является бракоразводный процесс. Но, прежде чем вступить в брак, супруги должны исполнить определенные условия, а условия прописываются в договоре:

 

Как вы можете брать это, когда одни из вас достались другим, а женщины взяли с вас полноправный договор?! (4:21)

 

О чем заключается полноправный договор между мужчиной и женщиной? Об интимных отношениях:

 

Не решайтесь на соглашение об интимных отношениях ('укдатанникяяхи), пока не закончится предписанный срок траура. И знайте, что Зачинатель знает о том, что в вас самих. Берегитесь Его и знайте, что Зачинатель – Прощающий, Жалеющий! (2:235)   

 

Если развелись с ними до того, как вы коснулись их и назначили им долю, дайте половину из назначенного. Исключением освобождение ею от выплаты или освобождения теми, у которого в руках соглашение об интимных отношениях ('укдатунникяяхи). Если вы освободите от уплаты, то это ближе к осмотрительности. Не забывайте о превосходстве между вами. Поистине, Зачинатель – Видящий то, что вы делаете! (2:237)

 

Выражение «'укдатанникяяхи» состоит из двух слов - «'укдатун», означающего «узел, сочленение, заключение договора» и «никяяхун», означающего «совокупление, интимное отношение», что в наше время мы вправе понимать как «брачный контракт».

Какой главный пункт в брачном контракте?

 

Разрешено вам то, что вне списка, чтобы вы стремились к интимным отношениям своим достатком (биамуааликум), недоступными, не развратными. Так то, что вы используете его по отношению к ним, то давайте им их установленное право вознаграждения (уджуурахунна). Не будет бедой для вас в том, в чем вы удовлетворитесь между собой после установленного права вознаграждения. Поистине, Зачинатель – Знающий, Мудрый! (4:24)

 

Зачинатель предписывает стремиться к брачному союзу при помощи достатка. Для обозначения достатка, использовано выражение во множественном числе «амуаалун», в единственно числе «маалюн», означающее «богатство, имущество, деньги». Переданный достаток в обеспечение брачного договора выражает слово «уджуур» во множественном числе, в единственно числе «аджр», означающее «награда, вознаграждение, плата». Тем самым, Зачинатель предписывает заключать соглашение об интимных отношениях на основе материального обеспечения. Этому правилу следовал и посланник:

 

О вестник, поистине, Мы разрешили тебе в супруги вознагражденных (уджуурахунна) тобой. (33:50)

 

Отсюда и правило для всех верующих:

 

 Нет проступка для вас, если вы вступите в интимные отношения с ними, когда дадите им их вознаграждение (уджуурахунна). (60:10)

 

Без условия материального обеспечения, брачный контракт в Словесности просто не рассматривается. Это значит, что до заключения брачного союза интимные отношения не разрешены.

Теперь разберемся, в каком возрасте можно давать женщине материальное обеспечение:

 

Давайте женщинам одобренный ими подарок. А если они от себя захотят сделать вам любезность и дать что-нибудь из него, то вкушайте это на здоровье.

Не давайте неразумным ваше достояние (амуаалякум), которое Зачинатель установил вам для существования. Наделяйте их из достояния и одевайте. Говорите им слова одобрения.

Заботьтесь о сиротах, пока они не достигнут зрелости совокупления (балагуунникяха). А если заметите в них сознательность (рушдан), отдавайте им их достояние (амуааляхум). Не поглощайте его расточительно и поспешно, пока они не станут большими. Кто богат, пусть будет добродетелен, а кто беден, пусть потребляет с одобрения. Когда вы отдаете им их достояние, то засвидетельствуйте это для них. Достаточно Зачинателя как ведущего счет! (4:4-6)

 

Контекст показывает материальные отношения с женщинами, которые возможны только при наступлении половозрелости и сознательности. Достаток (маалюн) давать неразумным запрещено до наступления сознательности (рушд). Напомню, что достаток, переданный в обеспечение соглашения об интимных отношениях, становиться для женщины вознаграждением, т.е. до передачи вознаграждения, а это возможно только после заключения соглашения об интимных отношениях, сексуальный контакт в Словесности не предусмотрен. Поводом для материального обеспечения является сознательность, предваренный половозрелостью.

Сознательность – способность отдавать себе отчет в окружающей действительности и в том, как надлежит действовать, что невозможно в несовершеннолетнем возрасте, без соответствующего образования и опыта.

В итоге, чтобы девушка вышла замуж, ей в первую очередь необходимо достигнуть половозрелости и сознательности (4:5-6), где только сознательность позволяет ей принять материальное обеспечение. Отсюда, восприятие 65:4 будет совершенно другим, отличным от традиционного понимания. В отрывке речь идет о тех, кто отчаялся в менструациях, а это пожилые женщины, и тех, у которых идет задержка регулов, причина которых может быть разная. Тем самым, констатируем факт того, что несовершеннолетние и несознательные девушки не могут выйти замуж, согласно Словесности. Соответственно, предания о раннем браке посланника являются прямой дискредитацией, как самого посланника, так и Словесности, ее предписаний. В Словесности нет противоречий, все в ней упорядочено и ясно.