Часть 1

Совместная жизнедеятельность людей позволила выработать один из важнейших инструментов воздействия – свидетельство. Человеческая натура имеет свойство доверять любой информации, которая подтверждается из разных источников. Как и в древности, современная юриспруденция, судебная система и другие сферы жизни не могут функционировать в оптимальном режиме без института подтверждения. Подобное понятие свойственно не только формальным отношениям, но и активно применяется в религиях.

Рассматривая Ислам, мы сталкиваемся с таким понятием, как «шахада» и «шахид». Первое слово относится к свидетельству веры, а второе традиционно связывается в основном с погибшими в военных действиях.

Корень слова «шахида» переводится как «быть, присутствовать, быть свидетелем, то, что явно». С этим понятием сталкивались вестники с древних времен:

 

Он ответил: «Напротив, Господь ваш – Господь небес и земли, тот, который их создал, а я из числа свидетельствующих об этом!». (21:56)

 

Авраам выступил как противник приобщения, что вызвало негативную реакцию со стороны общества. Оппоненты Авраама, чтобы уличить его в преступлении (порча каменных идолов), решили выставить его на обозрение народа для выявления свидетелей:

 

Они сказали: «Мы слышали юношу, который поминал их, которого зовут Авраамом». Они сказали: «Так приведите его пред глаза людей, может быть, они засвидетельствуют!». (21:60-61)

 

Если быть буквалистом, свидетельствующие против Авраама считаются «шахидами». К чему такое сравнение? К тому, что понятие «шахид» не однозначно, и стереотипы применять к этому явлению не стоит. Необходимо понимать, что это лишь арабская калька, за которой стоит некий смысл, проясняющийся только при определенных обстоятельствах.

Исторические примеры Словесности предоставляют возможность рассмотреть некоторые стороны применения понятия «свидетельства»:

 

Или вы были свидетелями, когда к Якову пришла смерть? Когда он сказал детям своим: «Кому вы будете служить после меня?», они ответили: «Мы будем служить твоему Зачинателю, Зачинателю отцов твоих: Авраама, Исмаила, Исаака. Пред Единственным Зачинателем мы смиряемся!». (2:133)

 

Таким образом, в вере личные или народные домыслы не могут быть достаточным основанием для истинности. Проводниками истины всегда выступали посланники, приносившие Предписание Зачинателя людям:

 

Поистине, Мы ниспослали Тору, в которой Наставление и Свет! Разбирают по ней смирившиеся вестники для тех, которые стали иудеями, а раввины и ученые мужи разбирают по тому, что им дано на хранение из Предписания Зачинателя. Они этому свидетели. Так не бойтесь забывчивых людей, а бойтесь Меня! Не приобретайте Моими знамениями небольшие ценности! Кто не разбирает по тому, что низвел Зачинатель, то это закрывшиеся! (5:44)

 

Предписание само по себе универсально, ведь оно выступает, помимо всего прочего, в качестве договора между Творцом и верующими:

 

Когда Мы заключили договор с вами, что вы не будете проливать вашей крови, и не будете изгонять друг друга из ваших жилищ, то после вы признали и засвидетельствовали это. (2:84)

 

Договор со Всевышним, соблюдение которого не всеми получалось, неизбежно подвергался испытанию:

 

Когда Иисус почувствовал в них закрытость, то спросил: «Кто мои помощники пред Зачинателем?». Ответили последователи: «Мы помощники пред Зачинателем! Мы поверили Зачинателю! Так засвидетельствуй, что мы смиряющиеся!». (3:52)

 

Когда внушил Я последователям Иисуса, чтобы они поверили Мне и Моему посланнику, они ответили: «Мы поверили! Засвидетельствуй, что мы смирились!».

Когда сказали последователи Иисуса: «О Иисус, сын Марии! Спроси Господа, чтобы Он низвел с неба трапезу!», то Иисус ответил: «Остерегайтесь Зачинателя, если вы верующие!».

Они сказали: «Мы хотим отведать ее, и успокоятся наши сердца. Будем мы знать, что ты сказал нам правду, а мы будем о ней свидетелями!». (5:111-113)

 

Открытые оппоненты единственности закрывались, в оправдание своего непринятия, своими зачинателями:

 

Поистине, мы говорим только, что тебя поразил один из наших зачинателей злом!». Сказал он: «Я призываю в свидетели Зачинателя! Засвидетельствуйте, что я непричастен к тому, что вы приобщаете! Так хитрите против меня все, а потом не давайте отсрочки мне!». (11:54-55)

 

Зачастую противостояние с посланниками доходило до решимости убить вестника Зачинателя:

 

Они сказали: «Поклянитесь Зачинателем друг другу, мы ведь непременно нападем ночью на него и его семью! Потом мы непременно скажем его покровителю: «Мы не присутствовали при гибели его семьи. Поистине, мы ведь правдивы!»». (27:49)

 

Вестники Зачинателя – такие же люди, как и мы, поэтому испытанию они подвергались так же, как и все. Иосиф был испытан на предмет целомудрия:

 

Ответил он: «Она соблазняла меня!». Засвидетельствовал свидетель из ее семьи: «Если его рубашка порвана спереди, то она сказала правду, а он из лжецов.

А если рубашка его порвана сзади, то она солгала, а он из правдивых». (12:26-27)

 

Младший брат Иосифа был испытан ложным обвинением и свидетельством родных братьев:

 

А вы вернитесь к вашему отцу и скажите ему: «О отец наш! Поистине, сын твой украл! Мы свидетельствуем только о том, что знаем! Мы не храним скрытого!». (12:81)

 

Хотелось бы напомнить, что корень «шахида» означает «присутствовать»:

 

Мы присутствовали при разбирательстве Давида и Соломона, когда они решали по поводу продуктов земледелия, которые выщипал скот народа. (21:78)

 

Она сказала: «Дайте мне решение в моем деле. Я не могу прекратить дело, пока вы не присутствуете при мне!». (27:32)

 

Ты не был со стороны запада, когда Мы решили для Моисея дело. Ты не присутствовал при этом. (28:44)

 

Знамения же, содержащиеся в Словесности, ясны и понятны любому человеку и являются продолжением в цепи миссий, завершил которую Мухаммад:

 

Так кто на явном доказательстве от своего Господа?! Читает его свидетель от Него! До него Предписание Моисея было руководством и милостью. Такие веруют в него. Обещанным местом тех, кто закрывается от него из разных партий, является Огонь! Так не будь в сомнении о нем! Поистине, это истина от твоего Господа, однако большинство забывчивых людей не верит! (11:17)

 

О, вестник, Мы послали тебя свидетелем, радующим и предупреждающим. (33:45)

 

Поистине, Мы послали тебя свидетелем, радующим и предупреждающим. (48:8)

 

Поистине, Мы послали к вам посланника, свидетельствующего против вас, как Мы посылали к фараону посланника. (73:15)

 

Поэтому сопротивление обладателей Предписания вызывает недоумение и упрек:

 

Скажи: «О удостоенные Предписания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам служить исключительно Зачинателю и не приобщать Ему никого, не брать одним из нас других господами, помимо Зачинателя!». А если они отвернутся, то скажи: «Засвидетельствуйте, что мы смирившиеся!». (3:64)

 

О удостоенные Предписания! Почему вы закрываетесь от знамений Зачинатель, раз вы их свидетели? (3:70)

 

Скажи: «О удостоенные Предписания! Почему вы отклоняете от дороги Зачинателя тех, кто поверил, стремясь его искривить, свидетельствуя? Поистине, Зачинатель не пренебрегает тем, что вы делаете!». (3:99)   

 

Полемика вестника с оппонентами выражалась не просто в обмене мнениями, а в требовании ясных доказательств из надежных источников. В вере таким источником может быть только Слово Зачинателя, в противовес словам Его творений:

 

«Два верблюда и две коровы». Спроси: «Он запретил двух самцов или двух самок? А также что касается того, что в утробах двух самок? Или вы были свидетелями, когда это завещал Зачинатель? Так кто темнее того, кто измыслил на Зачинателя ложь, чтобы сбить забывчивых людей без знания?! Поистине, Зачинатель не наставляет мракобесов!». (6:144)

 

Скажи: «Давайте сюда ваших свидетелей, которые свидетельствуют, что Зачинатель это запретил!». А если они засвидетельствуют, то ты не свидетельствуй с ними. Не следуй страстям тех, которые считают ложью Наши знамения, которые не верят в Последнюю Жизнь и которые устраивают Господу равных! (6:150)

 

Как видно, свидетелями можно быть и в отрицательном смысле.

Тем, кто уверовал в Словесность и принял Мухаммада, были даны определенные предписания, чтобы они могли засвидетельствовать положения истины:

 

Возвести забывчивым людям о переубеждении. Они придут к тебе пешком и на всяких поджарых отовсюду, чтобы свидетельствовать о пользе для них и поминать имя Зачинателя в определенные дни над наделенными животными из скота. Так ешьте их и накормите несчастного бедняка! (22:27-28)

 

Бытует мнение о том, что невозможно доказать либо опровергнуть существование Зачинателя. Исходя же из этимологии корня «шахида», получается, что как минимум верующие должны быть свидетелями существования Господа. Однако мы в этой жизни с Ним не встречались явно. Тогда как мы можем свидетельствовать о Нем? Согласно Словесности, мы все-таки встречались с Господом, но до нашего появления в нынешнем состоянии:

 

Когда Господь твой взял из спин детей Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: «Не Я ли ваш Господь?», то они ответили: «Конечно, мы свидетельствуем!». Это на тот случай, если они скажут в День Предстояния: «Мы были небрежны к этому». (7:172)

 

В связи с чем, верующие в Словесность с уверенностью свидетельствуют о Всевышнем, о Его предписаниях, о заложенном Им смысле жизни:

 

Так Мы установили вас центральным главенством, чтобы вы свидетельствовали о забывчивых людях, а посланник свидетельствовал о вас. Мы установили ориентир, на котором ты был только для того, чтобы Нам отличать тех, кто следует за посланником от тех, кто выступает против следования за ним. Ведь это упущение, кроме тех, кого Зачинатель наставил. Поистине, Зачинатель не таков, чтобы погубить вашу веру! Поистине, Зачинатель ведь к забывчивым людям Сострадающий, Жалеющий! (2:143)

 

Вера Зачинателю, отсутствие сомнения в Его Предписании позволяет верующим обращаться напрямую к Творцу:

 

Господи наш! Мы поверили в то, что Ты ниспослал! Мы последовали за посланником, так запиши нас вместе со свидетелями!». (3:53)

 

Когда они слышат то, что ниспослано посланнику, то ты видишь, как глаза их переполняются слезами от истины, которую они узнали. Они говорят: «Господи наш! Мы поверили! Так запиши нас вместе со свидетелями!». (5:83)

 

Искренне верующие в Предписания, ниспосланные ранее, как мы видим, с воодушевлением приняли Словесность.

«Коран» с арабского означает «Словесность. Само название Предписания определяет действие – чтение:

 

Выходи на сближающую связь при склонении солнца к сумраку ночи, и чтение на заре. Поистине, чтение на заре засвидетельствовано. (17:78)