Кыбла

            Устойчивый термин «кыбла» главным образом ассоциируется у мусульман с Каабой в Мекке, чтобы молиться в ее сторону. Что же на самом деле означает этот термин и каков его истинный смысл?

            Термин «кыбла» означает – «ниша, юг, направление, ориентир».

            По этому поводу в Словесности сказано следующее: 

 

Скажут неразумные среди забывчивых людей: «Что заставило их отвернуться от их ориентира?». Ответь: «Зачинателю принадлежит и Восток, и Запад. Он наставляет на прямой путь того, кто желает!». (2:142)  

 

Это недоумение возникло среди обладателей Предписания – иудеев и христиан, т.к. изначально их ориентир с мусульманами был един – служение Единому Зачинателю. Однако, когда в процессе полемики выяснилось, что ориентир иудеев и христиан отошел от трансцендентного наставления, то автоматически стала видна разнонаправленность.

Былой единый ориентир с обладателями Предписания был испытанием для поверивших Зачинателю:  

 

Так Мы установили вас центральным главенством, чтобы вы свидетельствовали о забывчивых людях, а посланник свидетельствовал о вас. Мы установили ориентир, на котором ты был только для того, чтобы Нам отличать тех, кто следует за посланником от тех, кто выступает против следования за ним. Ведь это упущение, кроме тех, кого Зачинатель наставил. Поистине, Зачинатель не таков, чтобы погубить вашу веру! Поистине, Зачинатель ведь к забывчивым людям - Сострадающий, Жалеющий! (2:143)

 

В чем же испытание? В том, что были видны явные противоречия между ниспосылаемым Мухаммаду и декларируемым обладателями Предписания. Смешанные чувства испытывал и посланник:

 

Мы видели, как ты поворачивал свое направление к небу. Мы непременно назначим тебе ориентир, которым ты будешь доволен. Так обрати свое направление в сторону священного места земного преклонения. Где бы вы ни были, обращайте свое направление в его сторону. Поистине, те, которым дано Предписание, знают, что это истина от их Господа. Зачинатель ничего не упускает из того, что они делают. (2:144)

 

И вот, когда стала очевидной разнонаправленность, ориентир был определен - запретное для сражений место земного преклонения.

Реакция была ожидаемой, обладатели Предписания отказались сменить свой ориентир на вновь предписанный:

 

Поистине, если ты придешь с любым знамением к тем, кому дано Предписание, они не последуют за твоим ориентиром, и ты не последуешь их ориентиру. Не последуют одни из них ориентиру других. А если ты последуешь их желаниям после того, как пришло к тебе знание, то, поистине, ты будешь одним из мракобесов! (2:145)

 

Данное положение всегда сопутствовало всем посланникам, прецедент чего мы видим в истории с Моисеем:

 

Внушили Мы Моисею и его брату: «Поистине, разместите в Египте ваш народ в домах. Устройте ваши дома ориентиром и выходите на сближающую связь. Обрадуй верующих!». (10:87)

 

В условиях прессинга властей, Зачинатель предписал им в домах выходить на сближающую связь с Зачинателем, где можно было согласовывать дальнейшие действия. Судя по тому, что дети Израиля смогли организованно уйти от погони фараона, сговориться у них получилось.

Хотелось бы обратить внимание на то, что мусульмане, вставая на «намаз», стараются обращаться в сторону Мекки, оправдывая это предписанием Словесности. Однако, если мы посмотрим на это предписание, то не обнаружим того, что они утверждают:

 

Откуда бы ты ни вышел, обращайся своим направлением в сторону запретного для сражения места земного преклонения. Ведь, поистине, оно истина от твоего Господа. Зачинатель ничего не упускает из ваших действий!

Откуда бы ты ни вышел, обращай свое направление в сторону запретного для сражения места земного преклонения. Где бы вы ни были, обращайте свое направление в его сторону, чтобы не было у людей аргументов против вас, кроме тех, которые являются мракобесами. Так не бойтесь их, а бойтесь Меня, чтобы Я завершил благодеяние для вас, может быть, вы будете наставлены!  (2:149-150)

 

Очевидно, что речь не идет о правиле для «намаза», речь идет о принципиальной направленности. Мекка с Каабой является ориентиром для мусульман, но не ориентиром для сближающей связи с Зачинателем. Сближающая связь с Зачинателем возможна при любом расположении:

 

Зачинателю принадлежит восток и запад. Так куда бы вы ни поворачивались, то там способ Зачинателя. Поистине, Зачинатель – Объемлющий, Знающий! (2:115)