Имам

Человек формируется и набирается жизненного опыта в среде своего проживания. Этот жизненный опыт основывается на определенном руководстве, которое он принимает для себя как правильное. Это руководство диктует людям определенную модель поведения, подсказывает решения во всех жизненных ситуациях.

Это касается и жизни верующего. Людям ниспосылались Предписания, и они либо принимали, либо отвергали трансцендентное руководство.

В Исламе существует устойчивый термин «имам», который означает «стоять впереди, предводитель, руководитель, вождь, руководство».

Зачастую мусульмане ассоциируют это слово с конкретным человеком. В некоторых направлениях Ислама положение «имама» даже наделяют некоей сакральной составляющей, бывает, что эту категорию людей причисляют к роду вестника Мухаммада. Не вдаваясь в подробности, рассмотрим использование данного слова в Словесности:

 

Когда Господь испытал Авраама своими словами, то он исполнил их полностью. Сказал Зачинатель: «Поистине, Я назначу тебя предводителем забывчивых людей!». Авраам спросил: «А из моего потомства?». Ответил Зачинатель: «Не представится Мое обязательство мракобесам!».  (2:124)

 

Авраам в Словесности показан нам как образец для подражания, как ориентир следования. Не удивительно, что именно его Зачинатель назначил предводителем для людей.

Авраам попросил Зачинателя за свое потомство, и мы видим, что из его рода вышла плеяда вестников-предводителей:

 

Так Мы отомстили им! Поистине, ведь они оба (Авраам и Лот) ясные предводители! (15:79)

 

Однако ответ Словесности ясно показывает, что простое родство не дает гарантии и права быть «наследственным имамом». Это справедливо, ведь родство не дает никаких преимуществ. Более того, мы знаем из Словесности, что сын вестника Ноя умирает закрытым от Зачинателя, от Его знамений. На обращение вестника Творец отвечает следующее:

 

Обратился Ной к своему Господу и сказал: «Господи! Сын мой из моей семьи, а обещание Твое истина. Ты наилучший из разбирающихся!».

Ответил Он: «О Ной! Поистине, он не из твоей семьи! Поистине, он не исправился! Так не проси у Меня о том, о чем нет у тебя знания! Поистине, Я увещеваю тебя, чтобы ты не был одним из невежественных!». (11:45-46)

 

Перед нами наглядный пример того, как отказ от руководства трансцендентной информацией приводит к погибели, несмотря на кровное родство с вестником. Да и родство из-за отказа руководствоваться Предписанием аннулируется.

Предводителями своей семьи и рода могут выступать и просто верующие:

 

Тем, которые говорят: «Господь наш! Дай нам в наших супругах и потомках отраду глаз! Установи нас предводителями для остерегающихся!». (25:74)

 

В данном случае верующие хотят быть примером для подражания своим семьям и потомкам, а для этого им самим необходимо соответствовать «сакральным стандартам» верующего.

Слово «имам» в Словесности используется не только по отношению к людям, но и к Предписанию Зачинателя:

 

Так кто на явном доказательстве от своего Господа?! Читает его свидетель от Него! До него Предписание Моисея было руководством и милостью. Такие веруют в него. Обещанным местом тех, кто закрывается от него из разных партий, является Огонь! Так не будь в сомнении о нем! Поистине, это истина от твоего Господа, однако большинство забывчивых людей не верит! (11:17)

 

До этого было Предписание Моисея Руководством и Милостью, а это Предписание оправдывающее, на арабском языке, чтобы предупредить мракобесов и обрадовать делающих добро! (46:12)

 

У большинства людей есть свои руководители, и именно с ними вместе они предстанут в День Долга перед Зачинателем:

 

В тот День Мы призовем всех забывчивых людей с их руководителями! Так, кому дадут его книгу в правую руку, те будут декламировать их и не будут омрачены ни на «завиток»! (17:71)

 

Скрыть обличительные факты будет невозможно, ведь каждое наше действие до мельчайших подробностей фиксируется в главном Руководстве:

 

Поистине, Мы оживляем мертвых и записываем предпринятые шаги и оставленные ими шаги. Всякую вещь Мы подсчитали в Ясном Руководстве! (36:12)

 

Перед нами многогранное описание смысла термина «имам». Для верующих важно, чтобы «имам» как руководитель верующих сам руководствовался Предписанием. Положение «имама» не передается по наследству, не имеет сакральности, это качественный признак, который может быть присущ любому человеку.