Арш

            Одним из образов в традиции исторического ислама выступает «трон Бога». На арабском языке для обозначения слова «трон» используется термин «арш», которые имеет следующие смыслы:

 

1) навес, беседка, трон

2) подпирать (виноградную лозу), класть на трельяж (растение)

3) обкладывать камнем (колодец)

4) пребывать

 

Согласно традиции, «арш» везде переводят как «трон», ведь под это понимание существуют разного рода «хадисы». Однако, если мы проанализируем Словесность, то обнаружим, что сам Зачинатель, как и все, что с ним ассоциируется не может отождествляться с материальным:

 

Нет ничего подобного Ему! Он – Слышащий, Видящий! (42:11)

 

Исходя из этого положения, вполне логично выбрать из всех значений термина «арш» то, что наименее отождествляется с материальным. И это значение – «пребывать».

Теперь рассмотрим отрывки Словесности, где упоминается термин «арш» и переведем его как «пребывать»:

 

А если они отвернутся, то скажи: «Достаточно мне Зачинателя! Зачинатель исключительно Он! На Него я положился! Поистине, Он – Господь огромного пребывания!». (9:129)

 

Всевышний Зачинатель истинный Царь! Зачинатель исключительно Он! Господь почетного пребывания! (23:116)

 

Зачинатель исключительно Зачинатель! Он Господь огромного пребывания! (27:26)

 

Вознесен степенями Обладатель пребывания. Низводит Он Дух от своего повеления тому, кому пожелает из слуг, чтобы тот предупреждал о Дне Встречи! (40:15)

 

Поистине, это ведь слова посланника почтенного, обладающего мощью при обладателе прочного пребывания. (81:19-20)

 

Поистине, Он – Прощающий, Любящий, Обладатель прославленного пребывания, совершающий то, что желает! (86:14-16)  

 

Перед нами утверждение Зачинателя о том, что Он – Обладатель пребывания. О чем идет речь? Речь идет о действительности, в которой может существовать жизнь.

Как это происходило?

 

Зачинатель - Тот, кто вознес небеса без опор, которых вы могли бы увидеть, затем устроил их для пребывания. Подчинил солнце и луну. Все движется до определенного срока. Он управляет делом. Он подробно разъясняет знамения, может быть, вы убедитесь во встрече с вашим Господом! (13:2)

 

Ниспосланием от Того, кто сотворил землю и возвышающиеся небеса,

устроенные Щадящим для пребывания! (20:4-5)

 

            Как мы видим, сперва было сотворено все материальное, а затем адаптировано для существования жизни. Процесс творения материального занял некоторое время, после которого были созданы условия для жизни:

 

Поистине, ваш Господь Зачинатель, который сотворил небеса и землю за шесть дней! Затем устроил их для пребывания. Он окутывает ночью день, который поспешно ищет ее. Солнце, луна и звезды все принуждены работать по Его повелению! О, Ему принадлежит творение и повеление! Благословенный Зачинатель, Господь народов мира! (7:54)  

 

Поистине, ваш Господь Зачинатель, который сотворил небеса и землю за шесть дней! Затем устроил их для пребывания. Он управляет делом. Нет заступника, кроме как после Его дозволения. Это для вас Зачинатель – Господь ваш! Так служите Ему! Неужели вы не опомнитесь?! (10:3)

 

Он - Тот, который сотворил небеса и землю за шесть дней. Пребывание этого покрывает воду, чтобы испытать вас, кто из вас лучше в деле. (11:7) 

 

Он - Тот, кто сотворил небеса, землю и то, что между ними, за шесть дней. Затем Щадящий устроил для пребывания. Так спроси об этом осведомленного! (25:59)

 

Зачинатель - Тот, который сотворил небеса, землю и то, что между ними, за шесть дней, затем устроил для пребывания. (32:4)

 

Он - Тот, который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем устроил для пребывания! (57:4)

 

Конечно же, шесть дней – условный временной период, не соответствующий человеческим суткам. В Словесности есть сообщения о том, что день у Зачинателя может быть, и 1000 лет, и 50 000 лет. Суть в том, что за некоторое время был создан материальный мир, а затем были созданы условия, пригодные для жизни.

Факт того, что все гармонично и просчитано, является доводом к тому, что это не могло быть случайным, как не могло быть у всего сотворенного нескольких «авторов»:

 

Скажи: «Если бы были вместе с Ним зачинатели, как они говорят, то тогда они бы устремились к пути обладания пребыванием!». (17:42)

 

Если бы были в них зачинатели, за исключением единственного Зачинателя, то испортились бы они. Так бесконечно далек Зачинатель, Владыка пребывания, от того, что они Ему приписывают! (21:22)

 

Налицо обращение к логике и разуму людей, но, к сожалению, у большинства в отношении к Зачинателю эти качества не срабатывают:

 

Спроси: «Кто Господь семи небес и Господь великого пребывания?». (23:86)

 

Бесконечно далек от этого Господь небес и земли, Господь пребывания, от того, что они приписывают!». (43:82)

 

            Закрытость от информации Зачинателя ничем хорошим для таких людей не обернется. Настанет тот момент, когда будут подведены итоги:

 

Ты увидишь управленцев, окруживших пребывание и восхваляющих славой их Господа! Решено будет между ними по истине и сказано: «Слава Зачинателю, Господу миров!». (39:75)

 

Те, которые обременены пребыванием, и те, которые вокруг этого, восхваляют славой своего Господа, и они верят Ему. (40:7)

 

Расколется небо, станет слабым, а управленцы будут по краям его. В тот День их восемь. Перенес пребывание Господь твой выше их. (69:16-17)

 

            Существует мнение о том, что Зачинатель в Словесности обращался к людям на их уровне понимания и поэтому, мол, допускал «антропоморфные» и «тварные» выражения. Трудно с этим согласиться, т.к. красной линией в Словесности проходит обращение к разуму и логике. Мы зачастую недооцениваем интеллектуальный уровень тех времен и способность к аналитике. Разница между нами и людьми тех времен лишь в среде обитания, в «техносреде», но не в способности анализировать и делать выводы. Этому подтверждение то, что и в наше время существуют материалисты и агностики, несмотря на обладание большими знаниями в науках.

Как и в те времена, люди применяют логику и интеллект в материальном аспекте, но отказываются их применять в метафизической сфере. Зачинатель не принуждает никого к вере. Словесность предназначена тем, кто доверяет Зачинателю, кто уверен в Зачинателе и следует предписаниям.