Хамр и майсир

            Одним из устоявшихся правил в историческом исламе является тотальный запрет на потребление алкоголя. Рассмотрим все отрывки, касающихся этой темы:

 

Спрашивают они тебя о веществе, покрывающем разум (альхамри), и игре на деньги.  Ответь: «В них обоих есть великий грех и польза для забывчивых людей, но чем пользы, в них обоих грех более велик!». (2:219)

 

В Словесности используется термин, корнем которого выступает слово «хамара», означающее:

 

1) покрывать, скрывать;

2) вызывать брожение; заквашивать (тесто); хим. ферментировать;

 

            Данный отрывок повествует нам не только об алкоголе, а в принципе, о любых веществах, покрывающих разум. Это может быть любое химическое, медицинское, наркотическое вещество, это может быть выброс адреналина. Покрыть разум может также сильная тяга ко сну и сильная усталость.

            Есть ли однозначный запрет на покрывающие разум вещества? Очевидно, что нет. Творец предельно четко определил в них, и пользу, и грех. Зададимся вопросом, польза и грех присутствуют одновременно или нет? Ответ мы найдем в статье по теме «польза», где не обнаруживается прецедент греха в момент пользы. Химические вещества используются практически во всех сферах промышленности, что, несомненно, приносит пользу людям. Медицинские препараты, как и наркотические вещества используют для лечения и профилактики болезней, что также, несомненно, является пользой для людей. Именно превышение границ пользы этими же самыми веществами приводит к вреду, а значит и ко греху.

            По такой же логике рассмотрим игру на деньги. Сама по себе игра приносит только пользу для людей. Дети развиваются за счет игр, интеллект развивается за счет таких как шахматы, шашки и т.п. Здоровье развивается за счет спортивных игр. А вот, когда включается в игру азарт на деньги, к примеру, как в казино, в игровых автоматах на деньги, в ставках букмекерских контор и т.п., конечно же наступает грех, ведь человек теряет деньги, зачастую предназначенных для обеспечения семьи, порой люди становятся зависимыми и отсюда происходят большинство проблем. И такое проявление игры подпадает под категорию греха.

            Исходя из основополагающего посыла о пользе и грехе, рассмотрим следующий отрывок:

 

О вы, которые поверили! Покрывающие разум вещества (альхамру), игры на деньги, идолы, гадальные стрелы – мерзость из деяния ослушника! Так сторонитесь этого, может быть, вы будете успешными! (5:90)

 

В данном отрывке перечислены концепты:

 

1)     покрывающие разум вещества;

2)     игры на деньги;

3)     идолы;

4)     гадальные стрелы;

 

Все они определяются, как действия ослушника. Как и любое действие, перечисленные понятия имеют свою логику развития и степени действия. Разберем каждое понятие через призму пользы и греха.

Начнем с 3-го пункта, т.к. 1-й и 2-й уже были упомянуты и разобраны. Согласно данному отрывку, идолы являются мерзостью из деяния ослушника. Идолы воплощаются людьми в виде статуй, монументов и изваяний из разного рода материалов, и олицетворяют причастность кого или чего-либо к Зачинателю. Однако, если не использовать данные изделия, как символ причастия к Творцу, запрещено ли это?

 

Они делают для него то, что он желает, из святилищ, изваяний, чаш наподобие водоемов и неподвижных котлов. Будьте признательны семейство Давида! Мало признательны Мои слуги! (34:13)

 

Этот прецедент изготовления изваяний незримыми существами для Соломона показывает нам, что в изваяниях как таковых греха, запрета или иных нарушений нет. Посланник поручал изготовление изваяний и никакого порицания не было.

Рассмотрим мерзость в виде гадальных стрел. Само название указывает нам на то, что стрелы предназначены для гадания, для предопределения будущего, судьбы, что в прерогативе только Зачинателя. Каким образом это совершается? Путем рандомности, путем случая. Рандомность и случай – совершаемые действия, порицаются ли они? Запрещены ли такие действия?

 

Это весть о сокровенном. Мы внушили ее тебе. Ты не был при них, когда они предоставили свои трости, чтобы решить, кто из них будет заботиться о Марии. Не был ты при них, когда они пререкались. (3:44)

 

Отрывок сообщает нам о выборе покровителя для Марии путем предоставления тростей и определении, кому выпадет такая честь. Тут очевидное полагание на волю случая. Еще одним прецедентом рандомности выступает история с Ионой:

 

Когда он подался в бега на зафрахтованном судне, то бросил жребий и оказался среди выброшенных. (37:140-141)

 

Данная информация сообщает нам о том, что был брошен жребий, по итогам которого именно Иона был выброшен из корабля.

В итоге, рандомность, случай или жребий для определения решения на момент «здесь и сейчас» использовалось праведниками и посланником. В чем же заключается мерзость гадальных стрел? Как уже отмечалось, в прогнозе будущего, в предопределении судьбы, что полностью зависит только от Творца, а не от гадания, прорекания или прорицания.

Теперь рассмотрим действия покрытия разума и игр на деньги в продолжении отрывка с перечислением концептов мерзости:

 

Поистине, ослушник желает заронить среди вас противостояние и ненависть покрывающими разум веществами (альхамри) и игрой на деньги, а также отклонить вас от поминания Зачинателя и сближающей связи! Удержитесь ли вы? (5:91)

 

Посредством покрытия разума и игр на деньги, ослушник желает добиться противостояния и ненависти. Тем самым, мы понимаем, что речь идет о крайнем проявлении действия покрывающих разум веществ и игр на деньги. Конечно же, при покрытом разуме человек неадекватен и зачастую проявляет агрессию, это же касается игр на деньги. Потеря денег вызывает также агрессию у человека, психологические расстройства и неадекватные действия, от которых страдают, как близкие люди, так и другие.

В итоге, если использовать покрывающие разум вещества и игры на деньги только в контексте пользы, то в этом нет греха, как и нет греха в изготовлении изваяний и использовании жребия для конкретного решения в момент «здесь и сейчас».

Усиливает данный итог сообщение Творца о будущем:

 

Пример Сада, который обещан остерегающимся. Там реки из не портящейся воды, реки из молока, вкус которого не меняется, реки из покрывающего разум вещества (хамрин), приятного для пьющих, и реки из чистого меда! Для них там всякие плоды и прощение от их Господа! (47:15)

 

В перечне вознаграждений, людям обещаны и покрывающие разум вещества. Данный перечень присутствует и в этой жизни, и ни один из них не состоит в категории запретных: мед, молоко и чистая вода. Это объясняется как раз воздействием на организм:

 

Обходить будут их пребывающие мальчики с чашами, сосудами и кубками из источника, которые не вызывают головную боль и слабость. (56:16-19)

 

Довольно любопытно, что состояние опьянения не возводится в ранг порицаемого. Только лишь крайнее его проявление не позволяет выполнять определенные действия:

 

О те, которые поверили! Не выходите на сближающую связь с опьяненным разумом, пока не станете понимать то, что произносите. (4:43)

 

Тут может быть опьянение лекарствами, напитками, это может быть эмоциональное состояние, состояние усталости и желание спать. Логика очевидна, если опьянение не дает человеку адекватно воспринимать сказанное, то конечно же качество связи с Зачинателем исчезает. И в этом прецеденте мы видим некое ограничение проявления действия, а не полный его запрет. 

Отсюда становится понятным следующий отрывок:

 

Из плодов пальм и лоз вы берете себе напиток пьянящий и хороший (хасанан) удел. Поистине, в этом знамение для разумного народа! (16:67)

 

На первый взгляд, можно увидеть некое противопоставление между пьянящим напитком и хорошим уделом, однако, если бы было негативное отношение к пьянящему напитку, то было бы так и сказано. С другой стороны, хороший удел, в данном случае, не означает лучший в отличие от пьянящего напитка, а в смысле хорошего урожая. Простой пример, кочевые народы издревле делали пьянящий напиток из кобыльего молока. В этом напитке большая польза, как для пищеварения, так и для профилактики многих болезней. На Кавказе у разных народов есть культура потребления «молодого» вина, что также идет на пользу организму. О кавказком здоровье многие наслышаны, как и о кавказком долголетии.

Исходя из всего анализа, категорическое отрицательное отношение к покрывающим разум веществам, как это утверждается в историческом исламе, в Словесности не обнаруживается. Да и практика жизни также показывает неоднозначность покрывающих разум веществ.