Искушение
Человеческий опыт показывает, что для проверки прочности и надежности какой-либо вещи необходимо ее испытать. Чем разнообразней виды испытания и режимы применения, тем в итоге, при успешном результате, качественней объект.
Рассматривая нашу жизнь на земле как полигон для усовершенствования человеческой души, становится понятным трансцендентное испытание через Его искушение.
В Словесности часто употребляется термин «фитна», которое имеет несколько значений: «очаровывать, увлекать, соблазнять, совращать, отвращать, сеять смуту, искушать».
Главными инструментами искушения людей, конечно же, являются ослушники во главе с разочарованным:
О, дети Адама! Пусть не смутит вас ослушник таким же образом, как он вывел ваших родителей из сада, совлекши с них одеяние осмотрительности, чтобы показать им их злодеяние. Ведь он и его племя видит вас оттуда, откуда вы их не видите. Поистине, Мы сделали ослушников покровителями тех, которые не веруют! (7:27)
Это для того, чтобы сделать то, что вбрасывает ослушник, испытанием для тех, сердца которых больны и черствы! Поистине, ведь мракобесы в далеком расколе! (22:53)
Попавшие под влияние искушения люди, сами становятся искусителями для окружающих, ведь каждый из нас имеет определенный круг общения и некоторую степень влияния на них:
До тебя Мы посылали посланников. Они ведь исключительно ели пищу и ходили по рынкам. Установили Мы одних из вас для других искушением. Вытерпите ли вы? Ведь Господь твой видит! (25:20)
Поистине, ваш достаток и ваши дети являются искушением. Но у Зачинателя есть великая награда! (64:15)
Поистине, тем, которые искушали верующих мужчин и женщин, а затем не раскаялись, для них наказание Ада! (85:10)
Человеческая жизнь полна событий. Все они, так или иначе, оцениваются нами положительно или отрицательно. Но не оставляет сомнения, что все, что бы ни происходило, неспроста:
Каждая личность вкусит смерть. Мы испытываем вас, искушая, добром и злом! К Нам вы будете возвращены! (21:35)
«Поистине, я осведомлен, что, может быть это искушение для вас и пользование до времени!». (21:111)
Когда человека касается вред, он взывает к Нам. Затем, когда Мы предоставляем ему благо от Нас, он говорит: «Поистине, это дано мне по знанию!». Конечно, это искушение, но большинство их не знает! (39:49)
Неспроста появлялись посланники Зачинателя, неспроста предоставлялись ими знамения Творца. У всего есть свой смысл:
Когда Мы сказали тебе: «Поистине, твой Господь объемлет людей», то Мы установили показанное тебе видение, исключительно искушением для людей и дерево, проклятое в Словесности! Мы устрашаем их, но увеличивает у них, исключительно великий произвол! (17:60)
Окинув взглядом историю, можно увидеть, что наиболее часто посещаемым посланниками народом являлся народ Израиля. Соответственно этому иудеи и были искушены Всевышним:
Соломон не был закрывшимся, но ослушники были закрывшимися. Они обучали людей колдовству, тому, что было ниспослано двум управляющим в Вавилоне Харуту и Маруту. Но оба не учили никого, пока оба не говорили: «Поистине мы соблазняем. Так не будь закрывшимся!». И они учились у них тому, что разлучает мужа с женой. Они вредили этим только с позволения Зачинателя. Учились они тому, что вредило им и не приносило пользы. Ведь те, кто приобрел это, знал, что нет ему доли в Последней. Ведь если бы они знали, как плохо то, за что они продали себя. Если бы они поверили и были осмотрительны, то награда от Зачинателя была бы лучше. Если бы они знали! (2:102)
О, посланник! Не печалься из-за тех, которые стремятся закрыться из тех, кто говорят своими устами: «Мы поверили!», но в сердце они не верят.
Среди иудеев есть прислушивающиеся ко лжи. Они прислушивающиеся к другим людям, не приходившим к тебе. Они меняют местоположение слов и говорят: «Если вам это даровано, то берите его, а если вам не даровано, то оберегайтесь!».
Поистине, кого Зачинатель пожелает смутить, над тем ты не будешь властен пред Зачинателем. Это те, у которых не хочет Зачинатель очистить сердца. Для них в ближайшем мире позор, для них в Последней Жизни великое наказание! (5:41)
Разбирай между ними по тому, что ниспослал Зачинатель. Не следуй их желаниям и остерегайся их, чтобы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Зачинатель. А если они отвернутся, то знай, что Зачинатель желает поразить за часть их провинностей. Поистине, многие люди являются отступниками! (5:49)
Они посчитали, что не будет искушения и стали слепы и глухи. Затем Зачинатель принял их покаяние, но после многие из них снова стали слепы и глухи. Зачинатель видит то, что они совершают! (5:71)
Наиболее часто упоминаемым в Словесности вестником, направленным к народу Израиля, является Моисей. Произошедшие с ними искушения ярко описаны в Предписании Создателя:
Поверило Моисею только потомство из его народа, не смотря на страх перед фараоном и его знатью, что он их ввергнет в смуту. Поистине, фараон возвеличился на земле, ведь он являлся излишествующим! (10:83)
Сказал Зачинатель: «Так, поистине, Мы искусили твой народ, после твоего ухода и сбил их Самирий!». (20:85)
Ведь говорил им Аарон до этого: «О мой народ! Поистине, вас искушают этим! Ваш Господь - Щадящий! Следуйте за мной и слушайтесь моих повелений». (20:90)
Информация была бы не полной без упоминания событий с другими посланниками к детям Израиля:
Ответил Давид: «Он ведь омрачил тебя, попросив твою овцу к своим. Поистине, многие из партнеров преступают друг против друга, кроме тех, которые поверили и исправились, а их мало!».
Подумал Давид, что Мы искушаем его и просил прощения у Господа своего, пав на колени, моля о прощении! (38:24)
Мы подвергли Соломона искушению. Мы возложили на его трон тело, после чего он раскаялся. (38:34)
Верующие в Словесности люди, являясь наследниками последнего откровения, также подвержены трансцендентному искушению. В свете нынешних событий актуальным является вопрос об отпоре агрессии, что предполагает и вооруженное сопротивление злу:
Убивайте их там, где вы их обнаружите и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Ведь смута сильнее в грехе, чем убийство. Но не сражайтесь с ними у запретного для сражения места земного поклонения, пока они не станут сражаться с вами в нем. Если же они начнут сражаться с вами, то убивайте их. Таким образом, будут наказаны закрывшиеся. А если они прекратят сражаться, то, поистине, Зачинатель Прощающий, Жалеющий!
Сражайтесь с ними, чтобы не было соблазна смуты, а была обязанность перед Зачинателем. Если же они прекратят, то агрессия допускается только против мракобесов! (2:191-193)
Они спрашивают тебя о священном месяце, о сражении во время него.
Ответь: «Сражение в это время большой грех, но препятствовать на пути Зачинателя, закрываться от него и священного места земного поклонения, изгонять оттуда его жителей еще больший грех пред Зачинателем! Смута более велико в грехе, чем убийство!».
Они не прекратят сражаться с вами, пока не отвернут вас от вашей обязанности, если смогут. Кто из вас отвернется от обязанности перед Зачинателем и умрет, то он закрывшийся. У таких все действия в ближней жизни будут бесполезными, а в последней такие будут присоединены к Огню и будут там пребывать. (2:217)
Сражайтесь с ними, чтобы не было смуты, а долг каждого принадлежал Зачинателю. Если они удержатся, то ведь Зачинатель видит то, что они делают! (8:39)
Нет речи о том, что искушение преодолеть легко, да и декларация о вере в Зачинателя не дает гарантии на спокойную жизнь:
Неужели люди считают, что их оставят, из-за того, что они скажут: «Мы поверили!» и не подвергнут искушению? Мы ведь подвергли искушению тех, кто был до них. Так, Зачинатель непременно узнает тех, которые говорят правду и непременно узнает лжецов. (29:2-3)
Остерегайтесь искушения, которое постигает не только омрачивших из вас. Знайте, что Зачинатель суров в наказании! (8:25)
Среди людей есть те, что говорят: «Мы поверили Зачинателю», а когда обижают их из-за Зачинателя, они к установленному испытанию людей относятся как к наказанию Зачинателя. А если придет помощь от твоего Господа, они непременно скажут: «Поистине, мы были с вами». Неужели Зачинатель не самый знающий о помыслах людей? (29:10)
Наиболее сильным искушением является искушение через семью, к примеру, как с Ноем и Лотом:
Знайте, что ваш достаток и ваши дети являются искушением! Знайте, что у Зачинателя великая награда! (8:28)
Поэтому, осознавая всю тяжесть испытания, верующие обращаются к Творцу следующим образом:
Господи наш! Не устанавливай нас соблазном для тех, которые закрылись! Прости нас Господи! Поистине, Ты - Всемогущий, Мудрый! (60:5)
Конечно же, не бывают все верующие одинаковыми. Более того, встречаются откровенно слабые, жалкие люди, у которых при искушении вера не выдерживает испытания:
Вы обнаружите, что другие хотят безопасности, и вам, и своему народу. Всякий раз, когда их возвращают в смуту, они вновь попадают в нее. Если они не отступят от вас, не предложат вам мира и не уберут свои руки, то хватайте их и убивайте, где бы вы их не нашли. Мы предоставили вам против них ясное распоряжение. (4:91)
Если бы они вышли с вами, то увеличили бы лишь беспорядок и спешили бы расстроить вас, задумав смуту для вас. Среди вас есть слушающие их, но Зачинатель знает мракобесов! Они и раньше стремились к смуте, переворачивая пред тобой дела, пока не явилась истина и не проявилось веление Зачинателя, для них отвратительное! Среди них есть и такой, который говорит: «Позволь мне и не смущай меня!». О, они впали в смущение! Воистину, Ад объемлет закрывшихся! (9:47-49)
Они возгласят к ним: «Разве мы не были с вами?».
Ответят те: «Конечно, но вы искушали самих себя, выжидали, сомневались и обольстились мечтаниями, пока не явилось повеление Зачинателя. Вас соблазнил от Зачинателя соблазнитель». (57:14)
Мухаммад, являясь образцом веры для окружающих, подвергался испытаниям, возможно, даже более тяжелыми, чем для обычных людей:
Поистине, они едва не соблазнили тебя от того, что Мы внушили тебе, чтобы ты измыслил на Нас другое и тогда они взяли бы тебя своим другом. (17:73)
Ни в коем случае не заглядывайся на то, что Мы дали воспользоваться красотой ближней жизни парам из них, чтобы их этим искусить. Это блеск ближней жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее! (20:131)
Печальный опыт верующих после успешного начала приводит к мысли об их главной ошибке: неправильное понимание и исполнение условий Предписания Зачинателя:
Он - Тот, кто ниспослал тебе Предписание. В нем есть разборчивые знамения, являющиеся основой Предписания и другие похожие. А что касается тех, в сердцах которых отклонение, то следуют они за похожими на них, стремясь очаровать и стремясь растолковать это. Не знает толкования этого никто, за исключением Зачинателя, а укрепленные в знаниях говорят: «Мы поверили в него, все от нашего Господа!». Вспоминают, исключительно обладатели разума! (3:7)
Этим отрывком Всевышний регламентирует правильное руководство Его Словом. Безошибочным применением знамений в жизни может быть лишь опора на четкие и ясные установления, не дающие более одного смысла, которые не требуют толкования «ученых», отклоняющихся от них.