Часть 1

            Происходящие вокруг события оцениваются людьми по-разному. В зависимости от сложившегося мировоззрения, полученного результата и вида воздействия создавшимся ситуациям присваивались пары названий: хорошо – плохо, счастье – несчастье, польза – вред, прибыль – убыток и т.д. Эти связки определяют линию поведения, внутреннее состояние, принятие решения и действие человека.

            Проявление таких ситуаций требуют определенной психологической устойчивости для поддержания внутреннего равновесия индивидуума. Психологическая устойчивость напрямую зависит от духовного наполнения личности. Если оно пропитано трансцендентным источником, то равновесие поддерживается успешно. Если же оно пропитано человеческими доктринами, то и равновесие будет менее устойчивым. Тому подтверждение – поведение верующих людей в критических ситуациях.

            В Словесности негативные ситуации описываются словами, которые образованы от корня «дарра» – «вред, ущерб, убыток, нужда».

            С обретением веры в Зачинателя людям необходимо показать ее истинные возможности. А показывается она в предоставленных Творцом ситуациях:

  

кто, заключив договора, выполняет их, терпелив в беде, во вреде и во время нужды. Это те, которые правдивы, они осмотрительны! (2:177)

 

Или вы считаете, что войдете в Сад пока не пришло к вам подобное тому, что было с теми, которые были до вас?! Их касалась нужда, несчастье и потрясение до тех пор, пока посланник и вместе с ним верующие не говорили: «Когда же будет помощь Зачинателя?». О, поистине, помощь Зачинателя близка! (2:214)

 

которые расходуют в радости и в нужде, сдерживающих гнев и извиняющих людей! Поистине, Зачинатель любит творящих добро!  (3:134)

 

            Подобно закаливанию стали, вера человека «прокатывается» в агрессивной среде, где и проявляется ее качество. Одним из таких требуемых качеств является смирение:

           

Мы отправляли вестника только в такое селение, жителей которых Мы подвергали невзгодам и ущербам, может быть они станут смиренными. Затем Мы заменяли зло добром, пока они не поправлялись и говорили: «Наших отцов также касались вред и радость!».  Мы поражали их внезапно, а они не предчувствовали! (7:94-95)

 

Мы ведь посылали к главенствам до тебя. Так Мы поражали их бедой и вредом, возможно они покорятся! (6:42)

 

Смирение предполагает под собой признание высшего трансцендентного уровня власти и зависимости от нее:

 

Если коснется тебя вредом Зачинатель, то избавить от него может только Он. Если коснется добром, то ведь Он над всякой вещью мощен! (6:17)

 

Спроси: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему? Кто устраняет зло? Кто устанавливает вас наследниками земли? Неужели зачинатель вместе Зачинателем? Мало что вы помните!». (27:62)

 

Амплитуда колебания духовности у большинства населения вызывает изумление у стороннего наблюдателя. Ведь оно проявляется в прямо противоположных состояниях:

 

Когда касается человека вред, он взывает к Нам на своем боку, либо сидя, либо стоя. Но после того, как Мы устраняем от него вред, он идет так, как будто он и не взывал к Нам из-за коснувшегося его вреда. Таким образом, разукрашено излишествующим то, что они делают! (10:12)

 

Когда Мы дали вкусить людям милость после вреда, который коснулся их, тогда они хитрят против Наших знамений.

Скажи: «Зачинатель быстрее хитростью», ведь Наши посланники записывают ваши хитрости. (10:21)

 

Поистине, если Мы дадим ему вкусить благо после коснувшегося его вреда, то он ведь непременно скажет: «Прошла моя черная полоса!». Поистине, он ведь ликующий хвастун! (11:10)

 

То, что есть у вас из благодеяния то от Зачинателя! Потом, когда вас касается вред, то вы громко зовете Его на помощь, а затем, когда Он избавляет вас от вреда, часть из вас устраивают причастных своему Господу. (16:53-54)

 

Когда касается вас в море вред, теряются те, к кому вы взывали, помимо Него! После того, как Он спасает вас и выводит на сушу, вы отстраняетесь. Поистине, человек становится закрывшимся! (17:67)

 

Когда людей коснется зло, они взывают к своему Господу, покоряясь Ему. Затем, когда они вкушают от Его милости, тогда часть из них устраивает своему Господу причастных. (30:33)

 

Когда касается забывчивого человека вред, он взывает к своему Господу, моля Его о помощи! Затем, когда предоставляется ему благодеяние от Него, он забывает, что взывал раньше к Нему, и устанавливает Зачинателю равноправных, чтобы сбить с Его пути. Скажи: «Попользуйся своей закрытостью немного, ты ведь из обитателей Огня!». (39:8)

 

Человек зачастую впадает из крайности в крайность. Будучи ведомыми желанием достичь своей цели, люди, не смотря на предупреждение Создателя об опасности, используют вредящие им же инструменты воздействия:

 

И они учились у них тому, что разлучает мужа с женой. Они вредили этим только с позволения Зачинателя. Учились они тому, что вредило им и не приносило пользы. Ведь те, кто приобрел это, знал, что нет ему доли в последней. Ведь если бы они знали, как плохо то, за что они продали себя. (2:102)

 

Основным мотивом, приводящим к вреду самим себе, является намерение нанести ущерб, в угоду своим страстям, другому человеку. Но права людей наделены Всевышним определенной неприкосновенностью:

 

Нельзя вредить матери за ее ребенка и отцу за его ребенка. (2:233)

 

Не старайтесь навредить писарю и свидетелям. А если вы совершите вред, то, поистине, это для вас будет отступничеством! Остерегайтесь Зачинателя, ведь Зачинатель обучает вас! Зачинатель о всякой вещи Знающ! (2:282)

 

Они могут навредить вам только страданием. Если они станут сражаться с вами, то повернутся к вам тылом. Потом не будет им помощи. (3:111)

 

Поселяйте их там, где вы живете и имеете сами. Не причиняйте им вреда, чтобы притеснить их. (65:6)

 

Даже взыскание долга рассматривается относительно последствия для должника. Верующие должны придерживаться принципа «не навреди». Если взыскание долга приведет должника к ущербу его семье, то необходимо предоставить отсрочку либо списать долг:

 

Если будет затруднение, то ожидайте облегчения. Поистине, дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы знали! (2:280)

 

Исполнение религиозных ритуалов и участие в празднествах не является показателем истинной веры. Зачинатель противопоставляет «внешнюю» веру и веру, подвергшуюся испытанию:

 

Те из верующих, которые отсиживаются, не испытывая вреда, не равны тем, которые сами усердствуют на пути Зачинателя и своими достатками. (4:95)

 

Нельзя забывать, что наша «глиняная» составляющая несовершенна. Даже избранные посланники под воздействием чувств совершали ошибки, которые приводили к ущербу для них:

 

Помяни также Иова, когда он воззвал к своему Господу: «Поистине, меня коснулся вред, ведь Ты - самый Жалеющий из жалеющих!».

Мы ответили на ему и сняли с него постигший вред. Дали ему его семью и подобное им. С ними милость от Нас и напоминание для тех, кто служит. (21:83-84)

 

Испытание людей происходит и посредством природных катаклизмов, что также расценивается ими как ущерб:

 

После того, как они вошли к нему, они сказали: «О могущественный! Нас и наши семьи поразил ущерб! Мы прибыли с незначительным товаром. Так отмерь нам меру сполна и окажи нам милость! Поистине, Зачинатель вознаграждает творящих милость!». (12:88)

 

В борьбе за умы и души людей манипуляторами применяются закамуфлированные хитроумные приемы, которые используются в культовых местах:

 

Те, которые устраивают место земного преклонения перед Зачинателем во вред, для закрытости, для разделения среди верующих и для слежки за теми, кто воевал с Зачинателем и Его посланником раньше, они будут непременно клясться: «Мы желали исключительно хорошего!», о них Зачинатель свидетельствует, что поистине они лжецы. (9:107)

 

При осмыслении данного отрывка, ограниченные в восприятии персоналии хотят найти следы вреда в культовых местах от воздействия внешних факторов. Внутреннее же содержание практически не рассматривается, а если и рассматривается, то также ограниченно, с опорой на внешние признаки духовности. Мол, какой может быть вред от посещения таких мест и исполнения ритуалов. Однако если указанное жрецами направление приводит к заблуждению, т.е. к отходу от основы – Предписания, то это расценивается Зачинателем как вред:

 

Поистине, Мы ниспослали тебе Предписание с истиной, для людей. Кто наставится, то для самого себя, а кто сбился, то, поистине, он сбил себя! Ты для них не поручитель! (39:41)  

 

Беспристрастный ум понимает, что нанесение духовного вреда не происходит спонтанно, а носит специальный характер. Это можно рассматривать как строение козней, которые уверенному в Предписании человеку не страшны:  

 

Если вас коснется хорошее, это их огорчает, если вас постигнет дурное, они радуются этому. Если вы будете терпеливы и осмотрительны, не повредят вам их козни ни в чем. Поистине, Зачинатель объемлет то, что они делают! (3:120)

 

Поистине, тайная беседа от ослушника, чтобы опечалить тех, которые поверили. Она повредит, исключительно с позволения Зачинателя. На Зачинателя пусть полагаются верующие! (58:10)

 

Основной задачей противников Создателя является попытка ввести в заблуждение последователей Предписания:

 

Если бы не одолжение Зачинателя тебе и не Его милость, то группа из них вознамерилась бы ввести тебя в заблуждение, однако они вводят в заблуждение лишь самих себя и ничем не вредят тебе. Зачинатель ниспослал тебе Предписание и разборчивость, научил тебя тому, чего ты не знал. Одолжение Зачинателя тебе велико! (4:113)

 

Но, как было уже сказано выше, введение в заблуждение и есть само заблуждение, которое не может повлиять на людей, проникнутых предписаниями Господа:

 

О те, которые поверили! Вы сами для себя. Когда вы наставлены, не повредит вам тот, кто заблудился. К Зачинателю все вы возвратитесь и тогда возвестит Он вам о том, что вы делали! (5:105)

 

В надежде хоть как-то навредить верующим, идущим по прямому пути, такие субъекты пытаются ввести их в смятение посредством привлечения к решению своих проблем. При этом деятельность подобных персонажей пронизана запрещенными вещами:

 

Если они явятся к тебе, то разберись между ними или же отстранись от них. Если ты отстранишься от них, то они ничем не навредят тебе. Но если ты будешь разбираться, то разбирайся между ними соразмерно. Поистине, Зачинатель любит соразмерных! (5:42)