Часть 1
Стремление к разгадкам тайн мироздания человечеству было присуще всегда. В основном пути к реализации этой мечты осуществлялись в двух направлениях: духовном и материалистическом. Были попытки комбинации этих векторов, но по большей части они противостояли друг другу.
Материальная точка зрения не может объяснить неожиданные проявления некогда скрытой информации, а духовные источники, напротив, дают некое представление об этом.
В Словесности тема сокровенного представлена довольно ясно, а механизм реализации показан следующим образом:
Зачинатель не таков, чтобы оставить верующих в вашем состоянии, пока не отличит порочного от здравого. Не таков Зачинатель, чтобы ознакомить вас с сокровенным, но Зачинатель выбирает из Своих посланников, кого хочет. Так верьте Зачинателю и Его посланникам. Если поверите и будете осмотрительными, то для вас великая награда! (3:179)
Мухаммад разъяснял окружающим, что он лишь посланник и не является инициатором, а уж тем более обладателем тайных знаний:
Скажи: «Я не говорю вам, что у меня сокровища Зачинателя! Я не говорю вам, что я знаю тайное! Я не говорю вам, что я управленец! Я следую исключительно тому, что мне внушено!».
Спроси: «Неужели сравнятся слепой и зрячий?! Так неужели вы не призадумаетесь?!». (6:50)
На фоне целого пласта преданий о вестнике с его описаниями будущего текст Словесности показывает посланника с другой стороны:
Я не говорю вам, что у меня сокровища Зачинателя! Что я знаю сокровенное! Я не говорю, что я управленец! Не говорю я тем, кто презренны в ваших глазах, что не даст им Зачинатель никакого добра. Зачинатель лучше знает, что в них. Поистине, я был бы тогда мракобесом! (11:31)
Основываясь на элементарной логике, Мухаммад старался обосновать трансцендентность вести:
Скажи: «Я властен для себя пользой и вредом, исключительно по желанию Зачинателя. Если бы я знал тайное, я добился бы добра и меня не коснулось бы зло. Поистине, я лишь предупреждающий и радующий для народа, который верит!». (7:188)
На обывательское мнение о возможности вестников самостоятельно инициировать знамения Зачинателя дан исчерпывающий ответ:
Говорят они: «Почему не ниспослано ему знамение от его Господа?».
Ответь: «Тайное принадлежит только Зачинателю. Ждите и я с вами ожидаю!». (10:20)
Даже в полемике посланник не опирался на свое мнение, а руководствовался лишь повелениями и информацией от Творца:
Это весть о сокровенном. Мы внушили ее тебе. Ты не был при них, когда они предоставили свои трости, чтобы решить, кто из них будет заботиться о Марии. Не был ты при них, когда они пререкались. (3:44)
Это весть о сокровенном. Мы внушили ее тебе. Не знал ее ты и твой народ до этого. Так терпи! Поистине, результат за осмотрительными! (11:49)
Это сокровенная весть. Мы внушили ее тебе, ведь ты не был при них, когда они замышляли козни и собрались на дело. (12:102)
Скажи: «Зачинатель лучше знает, сколько они пробыли. У него сокровенное небес и земли. Он лучше всех видит и слышит! Нет у них, помимо Него, покровителя и не было никого причастного в Его разбирательстве!». (18:26)
Настойчивый отказ Мухаммада от возможности знать скрытую информацию помимо внушенного Предписания дает основание сомневаться в преданиях о посланнике, особенно в части наступления времени Дня Долга.
Задачей же вестника было уведомление населения посредством получаемой информации, сопровождаемое контролем Господа за исполнением данной миссии:
Скажи: «Я не осведомлен, близко ли то, что вам обещано или установил этому мой Господь длительность. Знающий сокровенное. Он дает кому-нибудь узнать о сокровенном от Него, исключительно из тех, кем Он удовлетворился как посланниками! Так, поистине, идут перед ними и позади них наблюдатели, чтобы Он знал, что они передали послания своего Господа. Он объемлет все, что при них и исчислил всякую вещь счетом!». (72:25-28)
Вера в сокровенное из Предписания является одним из основных качеств, на которое ориентирована Словесность:
Алиф. Лям. Мим.
Это Предписание, нет сомнения в нем Наставление для осмотрительных, которые верят в тайное, совершают сближающую связь и расходуют из того, чем Мы их наделили. (2:1-3)
Однако многие люди не приемлют известия о скрытых от их понимания вещах. Самоуверенность диктует им определенный вид поведения и высказывания:
Так видел ли ты того, кто закрылся от Наших знамений, говорившего: «Непременно, мне будет предоставлены достаток и дети!».
Неужели он узнал про сокровенное или взял с Щадящего обязательство? (19:77-78)
Было бы понятно, если бы у таких людей были незыблемые основания для своих мнений, но их нет:
Или у них есть тайное и они записывают? (52:41)
Неужели у него знание о сокровенном, и он видит? (53:35)
Или у них есть тайное и они это записывают? (68:47)
Ограниченность человеческого интеллекта породил понятие «случайность». Однако беспрецедентная логичность, устроенность и разумность всего сущего позволяет понять, что все процессы, не вмещаемые разумом человека, подконтрольны и управляемы:
У Него ключи от тайного! Знает ее исключительно Он! Он знает то, что на суше и в море! Только Он знает точное время падение листа! Свежесть и сухость записано, исключительно в Ясном Предписании. (6:59)
Абсолютные возможности Творца демонстрирует наше вселенское окружение. Современные научные данные свидетельствуют, что тайн бытия неизмеримо много. Все известно только Господу:
Он - Тот, который сотворил небеса и землю в истине! В то время, когда Он говорит: «Будь», оно сбывается. Слова Его истина! Ему принадлежит власть в то время, когда подуют в трубу! Знающий тайное и засвидетельствованное! Он - Мудрый, Осведомленный! (6:73)
Поэтому потуги людей определить дату наступления «Часа Х» бесполезны и беспочвенны:
Зачинателю принадлежит тайное на небесах и на земле. Наступление Часа исключительно, как мгновение ока или еще ближе! Поистине, Зачинатель над всякой вещью мощен! (16:77)
И уж тем более рассчитывать на кого-либо из «святых» не стоит:
Скажи: «Знает скрытое в небесах и на земле, исключительно Зачинатель! Не знают они, когда будут воскрешены!». (27:65)
При условии же знания качеств Создателя можно избежать многих ошибок:
Знающий скрытое и явное - Великий, Превознесенный! (13:9)
Скажи: «Поистине, Господь мой отбрасывает истиной, Знающий сокровенное!». (34:48)
Поистине, Зачинатель знает скрытое в небесах и на земле. Поистине, Он знает помыслы! (35:38)
Он Зачинатель! Зачинатель исключительно Он! Знающий тайное и явное! Он - Щадящий, Жалеющий! (59:22)
Демонстрацию Создателем знания о сокровенном можно проследить на примере диалога с управленцами:
Сказал Он: «О Адам! Сообщи их названия!». После того, как он назвал их, Он сказал: «Разве не говорил вам Я, что, поистине, Я знаю тайну небес и земли?! Я знаю, что вы совершаете открыто и что вы скрываете!». (2:33)
Свою ограниченность в тайных знаниях поняли и все незримые существа:
После того, как Мы решили послать на него смерть, указало им на его смерть, исключительно земляное животное, подъевшее его посох. И после того, как он упал замертво, стало ясно незримым, что, если бы они знали тайное, то не оставались бы в унизительном наказании. (34:14)
Однако отсутствие веры в абсолютные возможности Всевышнего подталкивало лицемеров ко всяким козням и заговорам:
Неужели они не знали, что Зачинатель знает их секреты и тайны? Поистине, Зачинатель - Знающий про сокровенное! (9:78)
Они будут оправдываться перед вами, когда вы вернетесь к ним.
Скажи: «Не оправдывайтесь, мы не поверим вам! Уже известил нам Зачинатель сведения о вас! Увидит Зачинатель ваше дело и посланник Его! Потом вы будете возвращены к Знающему тайное и засвидетельствованное! Он сообщит вам, что вы делали!». (9:94)
Контакт посланника с Зачинателем позволил обнаружить истинные намерения лицемеров.
Они не понимали, что все дела фиксируются Творцом:
Скажи: «Действуйте и увидят ваши дела Зачинатель, посланник Его и верующие! Будете вы возвращены к Знающему тайное и засвидетельствованное! Он сообщит вам то, что вы делали». (9:105)
Поистине, Зачинатель знает тайное на небесах и на земле! Зачинатель видит то, что вы делаете! (49:18)