Хорошее

Человеческая материальная составляющая неизбежно стремится к обеспечению себя всем необходимым для существования. То, что расценивалось людьми как польза, обрело смысл как нечто хорошее. В силу разного состояния психики, воззрения личности, это понятие носит субъективный характер. Субъективизм определяет разные стремления у людей, и как следствие – разные цели. Но, несмотря на это, все виды блага можно разделить на две категории: материальные и духовные.

В своих ежедневных намазах мусульмане просят хорошее как в этом мире, так и в будущей жизни:

 

среди них есть и такие, которые говорят: «Господь наш! Дай нам в этой жизни хорошее и в Последней Жизни хорошее и защити нас от мучений в Огне!». (2:201)

 

Используемое в этом месте слово «хасана» переводится как «хорошее, прекрасное, доброе». Так как в обращении озвучена просьба о чем-то хорошем в двух мирах, рассмотрим блок отрывков, связанных с хорошим в этом мире:

 

Хорошее в ближней жизни

 

Главным для людей проявлением промысла Творца в жизни служит испытание. Человечество всегда сопровождало испытание, которое наблюдалось в чередовании уровня материального положения:

 

Затем Мы заменяли зло добром, затем они поправлялись и говорили: «Наших отцов также касались вред и радость!». (7:95)

 

Сугубо материальное отношение к благу затмевало многим народам путь к духовным благам. Однако посредством чередования положения Создатель давал возможность переосмыслить свое духовное состояние. Этот пример отображен в истории Иосифа и его братьев:

 

Он сказал: «О мой отец! Это толкование моего раннего видения! Господь мой сделал это реальностью! Он сделал мне добро, освободив из темницы! Он привел вас из пустыни после того, как ослушник посеял конфликт между мною и моими братьями! Поистине, мой Господь добр, к кому пожелает! Поистине, Он – Знающий, Мудрый!». (12:100)

 

Потомок Иосифа – Моисей – был также подвергнут испытаниям Зачинателя. Пройдя испытания Господа, Моисей удостоился получить от Всевышнего руководство, в котором, несомненно, содержалось духовное благо для детей Израиля:

 

Мы предписали для него в скрижалях увещевание и подробное изложение по отношению ко всякой вещи: «Так возьмись за это с усилием и повелевай твоему народу, чтобы они держались за лучшее в этом!». Я покажу вам обиталище отступников! (7:145)

 

Моисей не был одинок в воздействии испытанием. Народ Моисея тоже сполна побывал в роли испытуемых. Как они прошли испытание, судить Зачинателю, но в результате их прохождения Творец наделил материальным благом детей Израиля:

 

Мы дали в наследство слабым восточные и западные земли, которые Мы благословили! Завершились Слова Господа твоего хорошо для детей Израиля за то, что они терпели. Мы погубили то, что вытворял фараон, его люди, и то, в чем они пребывали! (7:137)

 

Стремясь исполнить предписания Господа, Моисей всеми силами пытался совершать благие дела, учесть которые он самозабвенно просил Создателя:

 

«Запиши за нами в этой ближайшей жизни благое деяние и в Будущей. Поистине, мы направлены к Тебе!».

Зачинатель ответил: «Наказанием Моим Я поражаю того, кого желаю, а милость Моя объемлет всякую вещь!».

Поэтому Я запишу ее тем, которые осмотрительны, дают обеляющий расход и верят в Наши знамения (7:156)

 

Как мы видим, благие дела засчитываются только при определенных условиях, это осмотрительность, расход и вера в знамения Зачинателя. Все эти качества присущи искренне верующим людям, однако среди верующих людей зачастую находятся и лицемеры. Они выделяются своим поведением:

 

Если тебя постигнет что-либо хорошее, это злит их, а если тебя постигнет несчастье, они говорят: «Мы порицали наше дело и раньше!», и отворачиваются, радуясь. (9:50)

 

Искренне же верующие люди руководствуются универсальными законами Творца, которые приводят лишь к гармонии в отношениях:

 

Поистине, Зачинатель повелевает делать справедливость, благодеяние и дары близким. Он удерживает от чрезмерности, ненавистного и притеснения. Он увещает вас, может быть, вы опомнитесь! (16:90)

 

Определил твой Господь, чтобы вы служили исключительно Ему!

Родителям благодеяние! После того, когда достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им «уф!» и не кричи на них, а говори им слова почтения!

Склоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: «Господи! Пожалей их, так как они воспитывали меня с детства!». (17:23-24)

 

Приближайтесь к достоянию сироты исключительно с наилучшим, пока он не достигнет своей зрелости. Исполняйте в полной мере обязательства. Поистине, об обязательствах спросят!

Отмеривайте полностью, когда мерите, и взвешивайте правильно соразмерными весами! Это лучше! Это наилучшее объяснение! (17:34-35)

 

Словесность полон примеров для людей размышляющих. Одним из методов, примененных в Предписании, является метод сравнения:

 

Зачинатель приводит в пример слугу-невольника, который не может ничего, и того, кого Мы наделили от Себя хорошим уделом. Так он расходует из него тайно и явно. Одинаковы ли они? Слава Зачинателю! Конечно, большая часть их не знает! (16:75)

 

Каждый по мере своего духовного развития делает из подобных примеров свои выводы. А выводы подталкивают людей на определенные действия. Все происходящее, несомненно, заносится в «банк данных» управленцами Всевышнего. Главное в такой ситуации, чтобы дела расценивались Зачинателем как благие:

 

То, что у вас, исчерпывается, а то, что у Зачинателя, остается!

Поистине, Мы непременно воздадим тем, которые терпели, наилучшей наградой за то, что они делали!

Тех, кто исправился, будь то мужчина или женщина, будучи верующим, Мы оживим их здравой жизнью и непременно воздадим им наилучшей наградой за то, что они делали! (16:96-97)

 

Поистине, для тех, которые поверили и исправились, Мы не утратим вознаграждения, для тех, кто делал добро! (18:30)

 

Анализ приведенных отрывков показывает связь материального блага с духовным. Для чего все это нужно? Для достижения высшей цели верующих людей – хорошее в будущей жизни.

 

Хорошее в будущей жизни

 

Духовная составляющая также стремится обеспечить личность всем необходимым. В нашем случае – духовность на базе Словесности стремится достичь блага для человека, исходящего от Зачинателя:

 

Тем, которые делали добро – добро и надбавка! Не постигнет их образ ни скупость, ни унижение. Они будут присоединены к Саду для пребывания в нем! (10:26)

 

Тех, которые переселились на путь Зачинателя, потом были убиты или умерли, ведь наделит их Зачинатель хорошим уделом!

Поистине, Зачинатель – Он ведь лучше наделяющих! (22:58)

 

Хотя материальные ценности и относятся к категории «добро», Господь противопоставляет их высшим ценностям:

 

Приукрашена для людей любовь к желаниям: к женщинам, детям, накопленным богатствам из золота и серебра, пасущимся лошадям, скоту и посевам. Это пользование ближайшей жизни, а у Зачинателя хорошее пристанище! (3:14)

 

Тем, которые ответили на призыв своего Господа, приготовлено прекрасное место!

С теми, которые не ответили на Его призыв, даже если бы у них было все то, что на земле и еще столько же, чтобы откупиться, будет злой расчет! Их пристанищем будет Ад! Как скверно это ложе! (13:18)

 

Любому сознательному человеку ясно, что идеальных людей не бывает. Все мы совершаем ошибки и грехи. Поэтому, тот, кто смог переосмыслить свою жизнь, изменить цели и устремиться к высшему, не должен отчаиваться из-за совершенных ранее плохих дел. По своей безграничной милости Творец обещает списать все наши проступки:

 

Умножено будет ему наказание в День Предстояния, и останется он в нем униженным! Исключением будут те, кто обратился с раскаянием, поверил и исправился. Этим Зачинатель заменит их злые деяния на добрые, поистине, Зачинатель – Прощающий, Жалеющий! (25:69-70) 

 

Простили Мы ему это. Поистине, для него у Нас близость и хорошее пристанище! (38:25)

 

Для них то, что они пожелают, у их Господа! Это воздаяние делающим добро, чтобы Зачинатель закрыл их злейшее, что они сделали, и воздал им наилучшей наградой за то, что они делали! (39:34-35)

 

Внимательный читатель обратил внимание на частое упоминание о благом пристанище и жилище. Это конечная остановка для успешно прошедших все испытания и отчет перед Всевышним:

 

Тем, которые поверили и исправились, им благословение и хорошее пристанище! (13:29)

 

Спросят у осмотрительных: «Что такого ниспослал вам Господь?».

Они ответят: «Лучшее!». Для тех, кто делал добро в этом мире добро, а жилище будущее лучше! (16:30)

 

Для них сады Эдема с текущими в низовьях реками! Они украсятся там в браслеты из золота! Облекутся в одеяния зеленые из атласа и парчи, сияя, опираются они там на седалища! Благая награда и хорошая опора! (18:31)

 

Присоединенные к Саду в тот День лучше по местопребыванию и прекраснее по месту отдыха! (25:24)

 

Таким вознаграждением будут палаты за то, что терпели. Встретят их там приветствием, и будут они пребывать там с миром. Прекрасное там местопребывание и место остановки! (25:75-76)

 

Это Напоминание! Поистине, ведь для осмотрительных прекрасное пристанище – сады Эдема с открытыми для них вратами! (38:49-50)

 

Судя по изложенным отрывкам, наилучшим в Будущей Жизни является обитель Сада.

Для кого-то все это звучит сказочно, и такие люди скептически относятся к данным обещаниям. Любой человек имеет право на свое мнение, но для озаренного верой в Зачинателя человека это не что иное, как высшая форма жизни и развития личности. В этом сомнений нет!