Слышат ли мертвые?

       В историческом исламе одной из спорной тем служит вопрос, слышат ли умершие праведники или нет? Рассмотрим места в Словесности, на которые опираются сторонники тезиса о том, что праведники и после смерти слышат живых:

 

       Не называйте тех, кто погиб на пути Зачинателя, мертвыми. Напротив, они живые, но вы этого не чувствуете. (2:154)

 

       Они считают, раз погибшие на пути Зачинателя живы, то и обращаться к ним можно. Как понимать это место? Ключевым смыслом в данном моменте служит утверждение о том, что мы не чувствуем! Что же мы не чувствуем? Мы не чувствуем, что они живы, т.е. для нас они мертвы. Если не чувствовать, что кто-то жив, как можно обращаться тогда к мертвому?

       Почему погибшие на пути Зачинателя считаются живыми? Обратимся к следующему отрывку:

 

       Не считайте тех, которые убиты на пути Зачинателя, мертвыми! Напротив, живые! Они у своего Господа получают удел! Ликуют они оттого, что даровал им Зачинатель от Своего избытка! Радуются они за тех, которые еще не присоединились к ним из оставшихся после них. (3:169-170)

 

       Погибшие на пути Зачинателя уже получают награду за свое дело. Они, минуя «барзах» — «перешеек», минуя Суд Зачинателя получают награду, которая дается только в Раю. Нет прецедента в Словесности связи между обитателями Рая и жителей ближней жизни. Более того, даже после Дня Долга, когда обитатели Ада обращаются к обитателям Рая с простой просьбой пролить воды, им отказывают: 

 

       Обратились присоединенные к Огню к присоединенным к Саду: «Пролейте на нас воду или то, чем вас наделил Зачинатель!». Они ответят: «Зачинатель запретил, и то, и другое давать закрывшимся». (7:50)

 

       Утверждается, что просьба праведников быстрее доходит до Зачинателя, т.к. они менее грешны, что их обращение к Зачинателю исполняется, а простого грешника может и не исполниться. Обратимся к следующим фактам из Словесности.

Мухаммад считается в историческом исламе наилучшим творением среди людей, безгрешным и обращение к нему позволяет исполнится мольбе. В Словесности же мы обнаруживаем следующий прецедент:

 

       Проси для них прощения или не проси, если ты попросишь прощения семьдесят раз за них, то не простит их Зачинатель! Это за то, что они закрылись от Зачинателя и Его посланника! Зачинатель не наставляет отступников! (9:80)

 

       Перед нами наглядный пример отказа в просьбе вестнику. Могут возразить, что речь идет о противниках Зачинателя и посланника. Но ведь и мотив обращения к вестнику как раз состоит в том, что обращающийся считает себя грешником, что его мольба не примется Зачинателем, а вот посредством Мухаммада примется. Если человек считает себя грешником, откуда он знает, что не считается Зачинателем же — закрывшимся? Если он себя не считает закрывшимся от знамений Зачинателя, то именно к нему обращается Зачинатель следующим образом:

 

       Когда спросят тебя Мои слуги обо Мне, то, поистине, Я близок. Я отвечаю на зов зовущего, когда он взывает! Так пусть они отвечают Мне и верят Мне, может быть, они образумятся! (2:186)

 

       Зачинатель предписывает обращаться к Нему. Если верующий отбрасывает это предписание об обращении именно к Зачинателю, то он становится закрывшимся к этому знамению и тогда даже если бы было обращение Мухаммада за него, оно бы не принялось.

       Так же утверждают, оправдывая обращение к вестнику и праведникам, что они близки к Зачинателю. На что Сам Зачинатель говорит следующее:

 

       Поистине, Мы сотворили человека, и Мы знаем, о чем тревожится его личность. Мы ближе к нему, чем шейная артерия. (50:16)

 

       Если Зачинатель ближе всех к нам, если Зачинатель предписывает обращаться именно к Нему, почему должны верующие игнорировать эти факты и делать так, как предписывают им люди?

       В Словесности однозначно сказано, что мертвые не слышат:

 

       Поистине, ты не заставишь слышать мертвых! Ты не заставишь глухих услышать обращение, когда они отворачиваются! (27:80)

 

       Так, поистине, ты не заставишь слышать мертвых и не заставишь услышать глухих зов, когда они отвернулись! (30:52)

 

       Не равны живой и мертвый. Поистине, Зачинатель дает слышать кому пожелает, но ты не можешь заставить услышать того, кто в могиле! (35:22)

 

       Это закон Зачинателя и утверждение об обратном — оппонирование с Зачинателем и Его законами.

       Утверждается, что есть прецедент в Словесности о том, что мертвые все-таки слышат, на примере истории с Салихом:

 

       Отвернулся он от них, сказав: «О народ мой! Я передал вам послание Господа моего и рекомендовал вам, но не любите вы советников!». (7:79)

 

       Утверждается, что Салих обратился к людям, после их гибели. Так ли это? Давайте рассмотрим контекст:

 

       Спросила из его народа знать, возвеличившаяся над теми, которые считались слабыми, у поверивших из них: «Неужели вы знаете, что Салих послан от Господа своего?». Они ответили: «Поистине, мы верим в то, с чем он послан!». Сказали те, которые возвеличились: «Поистине, мы от того, во что вы поверили, закрыты!». Ранили они верблюдицу, ослушавшись повеления, и сказали: «О Салих! Пошли нам то, чем ты угрожаешь, если ты из посланных!». И постигло их сотрясение, а на утро они лежали в своих жилищах неподвижными! (7:75-78)

 

       Очевидно, что не весь народ нарушил предписание Зачинателя и ранил верблюдицу, а именно знать из народа. Именно знать из народа была наказана, а народ остальной остался жив, но который был на стороне своей знати. Именно к оставшимся в живых и идет обращение Салиха. Иначе, какой смысл отворачиваться от погибших и обращаться к ним же?! Обращаются обычно лицом к кому-либо. Точно так же произошло и с Шуайбом:

 

       Отвернулся он от них и сказал: «О народ мой! Я довел до вас послание моего Господа и рекомендовал вам. Так как мне соболезновать закрывшемуся народу?!». (7:93)

 

       А вот что сообщается в предыдущем отрывке:

 

       Сказала знать из его народа, которая закрылась: «Если вы последуете за Шуайбом, тогда вы окажетесь в убытке!». И постигло их сотрясение, а на утро они лежали в своих жилищах неподвижными! Те, кто посчитал Шуайба лжецом, как будто бы они там и не проживали! Те, кто посчитал лжецом Шуайба, оказались в убытке! (7:90-92)

 

       И в данном случае, была наказана именно знать, а не весь народ. Шуайб отвернувшись от погибшей знати обратился к оставшемуся народу. Таким образом, мы видим наглядный пример ссылки на вырванный из контекста отрывок Словесности и утверждение того, о чем Зачинатель не говорил.

       Оппоненты так же ссылаются на следующее место, утверждая, что Зачинатель предписал обращаться Мухаммаду к посланникам до него, т.е. к тем, которые уже умерли:

 

       Спроси тех, кого Мы посылали до тебя из Наших посланников, устанавливали ли Мы, помимо Щадящего, зачинателей для служения? (43:45)

 

       Они утверждают, мол здесь прямое доказательство о том, что умершие посланники слышат. Как понимать это? Давайте разберемся, кто такие посланники:

 

       Зачинатель выбирает посланников из управленцев и из людей. Поистине, Зачинатель – Слышащий, Видящий! (22:75) 

 

       Как мы видим, посланниками могут быть не только люди, но и управленцы Зачинателя:

 

       Ведь ранее являлись посланники Аврааму с радостной вестью. Он сказал им: «Мир!», они ответили: «Мир!». И он не замедлил явиться с жареным теленком. После того, как он увидел, что руки их не протягиваются к нему, он усомнился в них и почувствовал опасение. Они сказали: «Не бойся, мы посланы к народу Лота». (11:69-70)

 

       Сказали управленцы: «О Лот! Мы посланники Господа твоего! Они не достанут тебя. Так иди со своей семьей после части ночи. Никто не обернется из вас, за исключением твой жены. Поистине, ее постигнет то же, что и их. Обещание это для них исполнится утром! Разве утро не близко?». (11:81)

 

       Перед нами ясные доказательства того, что посланниками могут быть и управленцы, а не люди. А управленцы не умирают в этой жизни. Они присутствуют в этом мире и контачат с посланниками среди людей. Что касается конкретно Мухаммада, то контакт с посланником уже был определен Зачинателем:

 

       Когда взял Зачинатель договор с вестников: «Вот то, что Я даю вам из Предписания и разборчивости. Потом придет к вам посланник, оправдывающий то, что у вас. Вы обязательно поверите ему и будете ему помогать», то спросил: «Признаете ли вы и принимаете ли на себя Мое обязательство?». Они ответили: «Мы признаем!». Он сказал: «Так засвидетельствуйте, и Я буду с вами среди свидетелей!». (3:81)

 

       Какой посланник приходил к Мухаммаду при его жизни? Гавриил. Согласно Словесности, Гавриил может появляться с посланниками — управленцами, что видно на примере истории с Марией:

 

       Вот сказали управленцы: «О Мария! Поистине, Зачинатель радует тебя своим Словом. Имя ему помазанник Иисус, сын Марии. Он значительный в этой жизни, а в Последней он среди приближенных. (3:45)

 

       Здесь обращаются к Марии управленцы-посланники, а вот обращение Гавриила к ней:

 

       Напомни в Предписании о Марии. Когда она удалилась от своей семьи в восточное место, то устроила себе перед ними завесу. Так, Мы послали к ней Нашего Духа, и представился он перед ней в образе человека. Она сказала: «Поистине, я ищу защиты от тебя у Щадящего, чтобы ты остерегся!». Он ответил: «Поистине, я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого!». (19:16-19)

 

       Казалось бы, что идет некое противоречие, в одном месте обращаются управленцы, а в другом месте об этом же сообщает Дух. Но это на первый взгляд. Вот довод о том, что Дух и управленцы появляются вместе:

 

       Он ниспосылает управленцев с Духом по Своему повелению тому из слуг, кому пожелает, чтобы они предупреждали, что зачинатель исключительно Я! Так остерегайтесь Меня! (16:2)

 

       Нисходят управленцы и Дух в ней, с позволения их Господа, со всяким повелением! (97:4)

 

       То, что Дух — Гавриил доказывают следующие отрывки:

 

       Скажи: «Ниспослал его Дух Святой от твоего Господа с истиной, чтобы укрепить тех, которые поверили, Наставлением и радостной вестью для смирившихся!». (16:102)

 

       Сошел с ней Дух верный (26:193)

 

       Таким образом Мы внушили тебе Дух с Нашим повелением! Ты не был сведущ ни в Предписании, ни в вере! Однако Мы установили Предписание Светом! Мы наставляем им кого пожелаем из Наших слуг! Поистине, ты ведь наставляешь на прямой путь. (42:52)

 

       Здесь речь идет о ниспослании Словесности, а вот еще одно сообщение:

 

       Спроси: «Кто был противником Гавриилу?». Поистине, он ниспослал на твое сердце ее, с позволения Зачинателя, оправдывающая то, что было раньше, Наставлением и радостной вестью для верующих. (2:97)

 

       Мы видим, что Словесность был ниспослан Гавриилом, он же Дух.

       Вернемся к предписанию Мухаммаду спрашивать у посланников, посылавшихся до него. Если это понимать буквально, то Мухаммад контачил с управленцами — посланниками, которые и до него посылались к людям. Если понимать образно, то это означает обращение к былым Предписаниям.

       В итоге: мы убедились, что прецедентов того, чтобы мертвые слышали в Словесности нет. Более того, есть прямое указание Зачинателя о том, что они не слышат. Нет прецедента о том, что праведники доносили мольбу до Зачинателя, однако напротив, даже просьба Мухаммада может не приняться Зачинателем, если человек закрылся от Зачинателя. Если же человек верующий, то ему предписывается обращаться на прямую к Зачинателю. Единственным источником, позволяющим обращаться к умершим посланникам и праведникам, выступают хадисы, но они не являются откровением Зачинателя и более того, Зачинатель порицает хадисы после Его знамений:

 

       Это знамения Зачинателя! Мы читаем их тебе в истине! Так в какой рассказ (хадис) после Зачинателя и Его знамений они поверят? (45:6)