Примеры

Большинство людей, в начале обретения веры в Зачинателя, ощущает огромный энтузиазм. Это чувство толкает человека на поиск истины. Естественно, этот поиск обычно ведется прежде всего у носителей знания о вере.

На протяжении продолжительного времени знающие люди разработали методику обучения вере, объясняющего ее на различных примерах. Однако практически во всех конфессиях эти примеры взяты не из самого Предписания. Люди пытаются научить понимать Творца с помощью своих объяснений.

Правомочен ли такой подход? Очевидно, что приведенные Создателем примеры на порядок выше человеческих.

В тексте Словесности встречаются слова, корнем которых служит выражение «масаля» – «представлять, являться, быть подобным, похожим, пример, образец»:

 

Поистине, Зачинатель не смущается приводить в пример то, что с комара и то, что больше него. Что касается тех, которые поверили, то они знают, что это истина от Господа. А что касается тех, которые закрылись, то они спрашивают: «Что хотел показать Зачинатель этим примером?». Этим Он многих приводит в заблуждение, а многих этим Он наставляет, но заблуждаются им только отступники! (2:26)

 

Он низвел с неба воду, и потекла она по определенным руслам. Унес поток выросшую пену. То, что они разжигают в огне, желая получить ценности или товар – пена вроде этого. Таким образом приводит Зачинатель истину и напраслину. Что касается пены, то она уходит как мусор, а что касается того, что полезно забывчивым людям, то оно остается на земле. Таким образом Зачинатель приводит примеры! (13:17)

 

            Неужели ты не думал о том, как Зачинатель приводит примером здравое слово?! Оно как здравое дерево. Корень его непоколебим, а крона в небе.

Оно приносит свои плоды в любое время с позволения своего Господа. Приводит Зачинатель примеры забывчивым людям, может быть, они опомнятся!

Пример порочного слова. Оно как порочное дерево. Вырваны корни его из земли, нет у него устойчивости! (14:24-26)  

 

Зачинатель приводит в пример слугу-невольника, который не может ничего, и того, кого Мы наделили от Себя хорошим уделом. Так он расходует из него тайно и явно. Одинаковы ли они? Слава Зачинателю! Но большая часть их не знает!

Приводит Зачинатель в пример двух мужчин: один немой, ничего не может, и он в тягость для своего покровителя. Куда его направляют, оттуда он не возвращается с добром. Разве одинаковы он и тот, кто побуждает к справедливости, стоя на прямом пути? (16:75-76)

 

Зачинатель приводит в пример селение, которое было мирно, спокойно. К нему приходил удел благополучно изо всех мест, но оно закрылось от благодеяний Зачинателя. Так дал вкусить ему Зачинатель одеяние голода и боязни за то, что они совершали! (16:112)

 

Привел Он вам пример из вас самих. Есть ли среди ваших невольников соучастники в том, чем Мы наделили вас? Так равны ли вы в этом? Опасаетесь ли вы их, как опасаетесь друг друга? Таким образом Мы подробно разъясняем знамения для разумного народа. (30:28)

 

Зачинатель приводит в пример человека, у него несговорчивые соучастники, и человека благополучного к человеку. Равны ли они в примере? Слава Зачинателю! Но большинство их не знает! (39:29)

 

Если бы Мы ниспослали эту Словесность на гору, ты бы увидел ее благоговейно разрушившейся от страха пред Зачинателем! Таковы примеры. Мы представляем их забывчивым людям, может быть, они задумаются! (59:21)

 

Зачинатель привел в пример тем, которые закрылись, жену Ноя и жену Лота. Обе были ниже Наших исправных слуг, и обе изменили им. Но не избавило их от Зачинателя ничего! Было им сказано: «Войдите в Огонь вместе с входящими!».

Приводит Зачинатель в пример для тех, которые поверили, жену фараона. Вот она сказала: «Господи! Возведи мне в Твоем Саду дом! Спаси меня от фараона и его дела! Спаси меня от мракобесов!». (66:10-11)

 

Людям свойственно образное восприятие. Это выражается в сказках, пословицах, поговорках и т.п. Конечно же, Всевышний лучше знает наше восприятие, поэтому в Предписании содержатся соответствующие нашему пониманию разнообразные примеры:

 

Поистине, пример ближней жизни похож на воду. Мы низводим ее с неба, смешиваются с ней растения земли, которыми питаются забывчивые люди и животные, пока земля не берет на себя свои убранства и не разукрашивается. Ее обитатели думают, что они властны над ней. А когда приходит к ней Наше повеление ночью или днем, то Мы делаем ее сжатой, как будто бы и не была она вчера богатой. Таким образом Мы подробно разъясняем знамения для размышляющего народа! (10:24)

 

Поистине, Мы ниспослали вам знамения объясненными и пример о тех, кто миновал до вас, как увещание для осмотрительных. (24:34)

 

Знайте, что жизнь ближайшая забава, игра, украшение, похвальба среди вас во множестве достатка и детей подобно примеру дождя, растение от которого восхищает закрывшихся. Затем оно увядает, и ты видишь его пожелтевшим. Потом становится оно остатком. В Последней Жизни - суровое наказание и прощение от Зачинателя с довольством! Жизнь ближняя пользование исключительно обманчивое! (57:20)

 

Предания о вестнике Мухаммаде повествуют о многих приведенных им образах и сравнениях. Ими изобилует исламский мир, одни принимают их, другие отвергают. Обратившись же к Словесности, мы обнаруживаем примеры, приведенные вестником, не вызывающие сомнения ни у кого, включая оппонентов Ислама:

 

Приведи им пример двух мужей. Одному из них Мы установили два сада из виноградников, окружили их пальмами и установили между ними посевы. (18:32)

 

            Приведи им пример ближней жизни. Она подобна воде, которую ниспослали Мы с неба, и перемешались с нею растения земли. Так стало это сухостоем, развеянное ветром. Зачинатель над всякой вещью Могущественный! (18:45)

 

О люди! Приводится пример, так прислушайтесь к нему! Поистине, те, кого вы призываете, помимо Зачинателя, не сотворят и мухи, если бы и собрались вместе для этого. Если лишит их чего-нибудь муха, они не могут спасти это. Слабы, и добивающийся, и требуемый! (22:73)

 

Приведи им в пример обитателей селения, когда пришли к ним посланные. (36:13)

 

Никогда в истории не было человека, равно угодного всем. Мухаммад не исключение. Его противники в противовес его словам старались привести свои доводы. Они не воспринимали его как вестника Зачинателя, соответственно, и информация, озвученная посланником, считалась ложной:

 

Так не приводите Зачинателю примеры. Поистине, Зачинатель знает, а вы не знаете! (16:74)

 

            Посмотри, как они приводят тебе примеры. Так они сбились и не могут найти дорогу! (17:48)

 

            Поистине, Мы привели людям в этой Словесности всякие примеры. Ведь если ты явишься к ним со знамением, непременно скажут те, которые закрылись: «Поистине, вы являетесь исключительно болтающими вздор!». (30:58)

 

Приводит он Нам примеры и забыл про свое творение. Он говорит: «Кто оживит истлевшие кости?». (36:78)

 

Идя против вестника, они шли против самого Творца, не понимая этого. Несмотря ни на что, Всевышний привел в Предписании свои примеры на все доводы отрицающих знамения Господа:

 

Как только они приводят тебе какой-нибудь пример, так Мы приводим истину и еще лучшее, как толкование. (25:33)

 

Примеры, приведенные Создателем, касаются не только объяснения всего сущего, но и показывают качества отрицающих знамения Всевышнего людей. Эти качества универсальны и применимы к любому человеку, независимо от его статуса:

 

            Пример тех, которые закрылись, похож на пример с тем, который кричит тому, кто слышит только зов и клич. Глухие, немые, слепые, они ничего не понимают! (2:171)

           

            О те, которые поверили! Не делайте напрасными ваши милостыни попреками и обидой. Это подобно тому, кто расходует свое имущество, выставляя напоказ перед людьми, не веря Зачинателю и в Последнюю Жизнь. Подобно примеру скалы, покрытой почвой. Обрушился на скалу ливень, и осталась она голой. Не смогут они воспользоваться чем-либо из того, что они приобрели. Поистине, Зачинатель не наставляет закрывшихся людей! (2:264)

 

            Пример того, что они тратят в этой ближайшей жизни, подобен ветру, в котором холод. Он поразил посев людей, омрачивших самих себя, и погубил его. Не омрачал их Зачинатель, но они сами были мракобесами! (3:117)

 

            Пример для тех, которые закрылись от Господа деяния их подобны пеплу, над которым усилился ветер в бурный день. Нет возможности у них что-либо приобрести. Это далекое заблуждение! (14:18)

 

Этот пример о зле для тех, которые не верят в Последнюю Жизнь, ведь у Зачинателя пример величайший! Поистине, Он – Всемогущий, Мудрый! (16:60)

 

            Мы предоставили в этой Словесности для людей всякие примеры, но человек в большинстве всего препирается! (18:54)

 

Неужели они не путешествовали по земле и не видели, каков был конец тех, кто был до них? Зачинатель погубил их и сделал для закрывшихся это примером! (47:10)

 

            Пример тех, на кого возложили Тору, но затем они ее не удержали, подобен ослу, нагруженному книгами. Скверен пример людей, считающих ложью знамения Зачинателя! Зачинатель не наставляет мракобесов! (62:5)

 

Наряду с описанием отвергающих знамения, Зачинатель дал подробное описание верующих, приведя определенные образы:

 

            Пример тех, кто расходует свое имущество на пути Зачинателя, подобен примеру зерна, от которого произросли семь колосьев, а в каждом колосе сто зерен. Поистине, Зачинатель умножает тому, кому пожелает! Зачинатель – Объемлющий, Знающий! (2:261)

 

            А пример тех, кто расходует свое имущество, стремясь к довольству Зачинателя и укреплению себя, подобен примеру сада на холме. После проливного дождя сад дал свои плоды вдвое больше. И при отсутствии проливного дождя образовывается роса. Поистине, Зачинатель – Видящий то, что вы делаете! (2:265)

 

            Пример Сада, который обещан остерегающимся. Там реки из не портящейся воды, реки из молока, вкус которого не меняется, реки из вина, приятного для пьющих, и реки из чистого меда! Для них там всякие плоды и прощение от их Господа! Пример тех, кто остается в Огне. Их поят кипятком и разрывают внутренности! (47:15)

 

            Прославляемый – посланник Зачинателя. Те, которые с ним, суровы над закрывшимися, милостивы между собой. Ты видишь их коленопреклоняющимися, падающими ниц, стремящимися к избытку от Зачинателя и Его довольству. Приметы их на их лицах от следов падения ниц. Таков пример их в Торе, а в Евангелии пример их подобен растению, выведшему свой побег, который укрепился и, став твердым, выровнялся на стебле, восхищая сеятелей, чтобы разъярили они закрывшихся. Обещал Зачинатель поверившим и исправившимся прощение и огромную награду! (48:29)

 

Речь не идет о непризнании людских доводов в любой форме, речь идет о приоритетах. Ведь наш Господь Мудрый и привел наимудрейшие примеры. Исходя из этого, хотелось бы призвать пропитаться сперва трансцендентными примерами, а затем уж опираться на людское, при этом не ставя их на один уровень.