Часть 1

Разъяснение и объяснение

 

Мы ниспослали тебе Предписание исключительно для того, чтобы ты объяснил им то, в чем они разногласят – Наставление и Милость для верующих людей. (16:64)

 

Общепринятым убеждением мусульманской традиции является утверждение о необходимости разъяснения Словесности учеными людьми и их эксклюзивном праве на это. Об этом написано множество книг, развиты целые научные направления. В них приводятся многочисленные примеры из Словесности, которые, якобы, могут быть поняты только посредством пояснения ученых. Изучив такие комментарии, человека начинает считать, что Словесность ниспослана узкому кругу посвященных и для того, чтобы приобщится к этому кругу, надо изучить десятки и сотни древних трудов раннеисламских «богословов».

Обратившись же к самому Предписанию, мы обнаружим совершенно другое утверждение. Зачинатель в Словесности использовал слово «фассоля», что означает «делить на части, подробно излагать, детализировать». Вот как оно используется в отношении Словесности:

 

Таким образом Мы подробно разъясняем знамения, чтобы стал ясным путь преступников! (6:55)

 

Это прямой путь Господа твоего! Мы подробно разъяснили знамения для запоминающих людей! (6:126)

 

Ведь приходили Мы к ним с Предписанием и подробно разъяснили со знанием, с наставлением и милостью для людей, которые верят. (7:52)

 

Не могла эта Словесность быть измышленным никем, помимо Зачинателя! Но она оправдывает то, что было до нее, и подробно разъясняет Предписание! В ней нет сомнения, она от Господа миров! (10:37)

 

Алиф. Лам. Ра. Предписание. Его знаки закреплены, затем подробно разъяснены Мудрым, Осведомленным! (11:1)

 

Предписание, знамения которого подробно разъяснены в виде Словесности на арабском языке для людей, которые знают! (41:3)

 

К сожалению, всем уверовавшим в Зачинателя людям систематически внушают, что они не смогут понять Словесность без так называемых знатоков. В результате большинство отвыкает самостоятельно использовать свой разум для размышлений, анализа и понимания сути вопроса. Ведь традиционно считается, что без особой религиозной подготовки людям не дано понять слово Зачинателя. Однако наш Создатель лучше знает способности нашего разума и соответственно ему излагает Свои наставления:

 

Что с вами, вы не кушаете то, над чем упомянуто имя Зачинателя? Поистине, уже было подробно разъяснено вам, что запрещено, за исключением случая, когда вы вынуждены! Поистине, в большинстве своем они сбились по страсти, по невежеству! Поистине, Господь твой лучше знает преступивших! (6:119)

 

Спроси: «Кто запретил украшения Зачинателя, которые Он вывел для Своих слуг, и приятный надел?!».

Скажи: «Это только для тех, которые поверили искренне в ближней жизни в День Предстояния!». Таким образом Мы подробно разъясняем знамения для знающих людей! (7:32)

 

Поистине, пример жизни ближней похож на воду, которую Мы низвели с неба. Смешиваются с ней растения земли, которыми питаются люди и животные. Когда земля расцветает и разукрашивается, обитатели ее предполагают, что они властны над ней. А когда приходит к ней Наше повеление ночью или днем, то Мы делаем ее сжатой, как будто бы и не была она вчера богатой. Таким образом Мы подробно разъясняем знамения для людей, которые размышляют! (10:24)

 

Поистине, в повествовании о них есть поучение для обладающих разумом! Это не было вымышленным рассказом! Однако это – оправдание того, что было перед этим, подробное разъяснение всякой вещи, Наставление и милость для людей, которые поверили! (12:111)

 

Привел Он вам пример из вас самих. Есть ли среди ваших невольников, причастных к тому, чем Мы наделили вас? Так равны ли вы в этом? Опасаетесь ли вы их, как опасаетесь друг друга? Таким образом Мы подробно разъясняем знамения для людей разумеющих. (30:28)

 

Предписание Зачинателя универсально. Оно разъясняет не только простые истины, но и научные данные, которые, кстати, также доступны человеческому разуму, что подтверждают открытия 20-го века:

 

Он установил для вас звезды, чтобы вы направлялись во время тьмы на суше и в море. Так Мы подробно разъяснили знамения для понимающих людей!

Он – Тот, кто воздвиг вас из Единой Личности! Устроил местопребывание и место хранения! Мы подробно разъяснили знамения для понимающих людей! (6:97-98)

 

Он – Тот, кто установил солнце светящим, а луну сияющей! Он определил им положение, чтобы вы знали число годов и исчисление! Сотворил это Зачинатель исключительно в истине! Он подробно разъясняет знамения для знающих людей! (10:5)

 

Зачинатель - Тот, кто вознес небеса без видимых опор, затем устроил их для пребывания. Подчинил солнце и луну. Все предназначено до определенного срока. Он управляет делом. Он подробно разъясняет знамения, может быть, вы поверите во встречу с вашим Господом! (13:2)

 

Установили Мы ночь и день двумя знамениями. Стираем Мы знамение ночи и устанавливаем знамение дня дающим видеть, чтобы вы стремились к избытку вашего Господа, чтобы знали число годов и счета. Мы подробно разъяснили всякую вещь подробным разъяснением! (17:12)

 

Подробные разъяснения содержали и предыдущие Предписания:

 

Затем Мы дали Моисею полное Предписание для того, кто делал добро, подробным разъяснением для всякой вещи, Наставление и Милость! Может быть, они во встречу с их Господом поверят! (6:154)

 

Мы предписали для него в скрижалях в отношении всякой вещи увещевание и подробное разъяснение по отношению ко всякой вещи: «Так возьмись за это с усилием и повелевай твоему народу, чтобы они держались за лучшее в этом!». (7:145)

 

Наряду с вышеприведенным словом Зачинатель применяет в Словесности слова «байина, байинун», означающее «разъяснять, показывать, ясный, явный, очевидный», и «байинатун», означающее «явное доказательство, показание». Исходя из этих значений, вполне корректно перевести однокоренные слова в смысле «объяснение» Этими терминами Всевышний четко дал понять, кто должен разъяснять Его Слово:

 

Таким образом Зачинатель объясняет Свои знамения людям, может быть, они будут осмотрительны! (2:187)

 

Так объясняет Зачинатель вам Свои знамения, может быть, вы будете признательны! (5:89)

 

В тот День Мы пошлем от каждого главенства свидетеля из них против них и приведем тебя как свидетеля против этих. Ниспослали Мы тебе Предписание с объяснением для всякой вещи, наставлением, милосердием и радостной вестью для смирившихся! (16:89)

 

Таким образом Мы ниспослали ее объясняющими знамениями! Поистине, Зачинатель наставляет тех, кто желает! (22:16)

 

Поистине, Мы низвели знамения объясненными! Зачинатель наставляет того, кто желает на прямой путь! (24:46)

 

Таким образом объясняет вам Зачинатель знамения! Зачинатель – Знающий, Мудрый! (24:58)

 

Затем, поистине, на Нас ее объяснение! (75:19)