Часть 1

       Выбор жизненной дороги важен для любого человека. От правильного следования зависит как благополучие в этой жизни, так и в будущей. Ведь как бы ни были экипированы люди, неправильный выбор приведет лишь к заблуждению и разочарованию.

       Для мусульман нет сомнений в том, что правильный путь указывает Словесность. Однако среди верующих возникло двойственное представление о нем. С одной стороны, Словесность – путь, с другой стороны, Мухаммад показал дорогу, которая не отражена в Предписании. В доказательство ссылаются на следующие отрывки:

 

       Кто будет противоречить посланнику после того, как стало ему ясно Наставление и последует не по дороге верующих, Мы обратим его к тому, к чему он сам обратился и спалим его в Аду! Скверный это исход! (4:115)

 

       Поистине, те, которые закрылись и отклонились от дороги Зачинателя, противились посланнику после того, как стало ясным им Наставление, ни в чем не навредят Зачинателю, и их дела окажутся тщетными! (47:32)

 

       Здесь использован термин «сабиль» – «дорога». Традиционалисты считают, что слова, образованные отданного корня, указывают на дорогу Мухаммада. Это является важным доводом в оправдание преданий о посланнике Зачинателя. Более того, для тех, кто не следует «сунне», приводят следующий угрожающий отрывок:

 

       Поистине, те, которые закрылись от Зачинателя, Его посланников и желают отделить Зачинателя от Его посланников, говорят: «Мы веруем в одних и закрыты от других!», они хотят найти между этим дорогу, они истинно закрывшиеся! Приготовили Мы закрывшимся унизительное наказание! (4:150-151)

 

       Как говорится, «сколько людей, столько и мнений», поэтому обратимся лишь к утверждениям Творца:

 

       Завершились Слова Господа твоего правдиво и справедливо! Нет заменяющего для Слов Его! Он – Слышащий, Знающий!

       Если ты послушаешься большинства из тех, кто на земле, то они собьют тебя с дороги Зачинателя! Они следуют исключительно за предположением! Поистине, они лишь выдумывают! (6:115-116)

 

       Налицо «привязка» Господом дороги к своим Словам, а указания людей Он относит к предположениям.

Усиливает данное утверждение информация об указующем на истинную дорогу:

 

       На Зачинателе лежит нацеленность дороги. Есть и отклоняющиеся от нее. Если бы Он пожелал, то ведь наставил бы вас всех! (16:9)

 

       Кого же направляет Всевышний по указанному маршруту? Тех, кто прикладывал усилия для поиска истины:

 

       Тех, которые усердствуют для Нас, Мы ведь непременно наставим на Наши дороги! Поистине, Зачинатель ведь с делающими добро! (29:69)

 

       Напротив, те, кто не прилагает силы для размышления, кто небрежен к пониманию знамений Создателя, непременно выберут дорогу заблуждения:

 

       Я отвращу от Моих знамений тех, которые превозносятся на земле без права! Если они увидят всякое знамение, то не поверят ему. Если увидят разумную дорогу, то не сделают ее своей дорогой, а если увидят дорогу заблуждения, то сделают ее своей дорогой. Это за то, что они считали ложью Наши знамения и были небрежны к ним. (7:146)

 

       Хотелось бы напомнить, что знамения Зачинателя записаны в письменном виде в Словесности. Нельзя сказать, что люди вообще не думают о Творце, но их главная ошибка состоит в опоре на человеческие понятия и разработки. Лишь опора на Предписание Господа позволяет не заблудиться в дебрях людских мыслей:

 

       Среди людей есть такой, кто препирается о Зачинателе без знания, без Наставления, без ясного Предписания, отворачивая свою шею, чтобы сбить с дороги Зачинателя. Для него в ближайшем мире позор, а в День Предстояния Мы дадим ему вкусить наказание пожара. (22:8-9)

 

       И в этом месте видна связка дороги и Предписания.

Общеизвестным фактом служит то, что Предписания были распространены посланниками среди народов:

 

       Отвечали им их посланцы: «Поистине, мы лишь люди, подобные вам! Однако Зачинатель благодетельствует тому из Своих слуг, кому желает! Мы можем явить вам распоряжение исключительно с дозволения Зачинателя! На Зачинателя пускай полагаются верующие! Мы полагаемся исключительно на Зачинателя! Он наставил нас на наши дороги! Мы ведь непременно будем терпеть то, чем вы нас обижаете! На Зачинателя пусть полагаются полагающиеся!». (14:11-12)

 

        Как видно из утверждения посланников, их путешествие было определено Зачинателем, но не их личным видением. Мухаммад не был исключением из череды вестников:

 

       Алиф. Лям. Ра. Предписание. Ниспослали Мы его тебе, чтобы ты вывел людей из мрака к свету, с дозволения их Господа, на путь Всемогущего, Славного Зачинателя, которому принадлежит то, что на небесах и на земле. Горе закрывшимся от сурового наказания, которые любят жизнь ближнюю превыше Последней и отклоняют от дороги Зачинателя, стремясь к кривизне в ней! Такие в глубоком заблуждении! (14:1-3)

 

       Именно Словесность призвана вывести людей из тьмы невежества и искажений. Однако, к искажению смысла Предписания стремились противники истины. Самым эффективным способом увести от истинной дороги является предложение параллельной дороги. Для того, чтобы у верующих не было сомнений, ее причислили к вестнику посредством свидетелей его жизни. Однако свидетелем того, что Предписание – истинная дорога, является Сам Господь:

 

       Однако Зачинатель свидетельствует о том, что ниспосланное тебе Он ниспослал по Своему знанию, и управленцы свидетельствуют. Достаточно Зачинателя Свидетеля! Поистине, те, которые закрылись и отклонились от дороги Зачинателя, впали в глубокое заблуждение! (4:166-167)

 

       Отрицание предписаний откровения дает понятие о заблуждении:

Наряду с этим, стремление согласовывать каждый свой шаг с вестником тоже не одобряется Творцом:

 

       Или вы хотите спросить вашего посланника, как раньше спрашивали Моисея? Кто поменяет веру на закрытость, тот сбился с ровной дороги. (2:108)

 

       Ведь дети Израиля дотошно выведывали у Моисея разные ответы, несмотря на ясное изначальное предписание. Такая же картина наблюдается сейчас и в среде мусульман, которым объяснений Зачинателя недостаточно. Этим пользуется руководящая прослойка между Создателем и верующими, которая от имени Мухаммада дает ответы, систематизированные в виде «хадиса», что и называется «сунной пророка»:

 

       Зови к дороге Господа разборчиво и с хорошим увещанием! Спорь с ними тем, что лучше! Поистине, Господь твой Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги! Он лучше знает наставленных! (16:125)

 

       Мухаммаду же было предписано призывать к дороге, указанной Всевышним. Вестник недвусмысленно обозначил, что Предписание и есть его дорога:

 

       Скажи: «Это моя дорога! Я призываю к Зачинателю осознанно, я и те, кто за мной последовали! Слава Зачинателю, я не из числа приобщающих!». Мы посылали мужчин, которым внушали, исключительно из обитателей селений. Неужели они не путешествовали по земле и не видели, каков был конец тех, кто был до них! Поистине, обитель Последней Жизни лучше для тех, кто был осмотрителен! Неужели они не понимают? (12:108-109)

 

       И снова указанная посланником дорога неразрывно связана с откровением, что показывается на основании былых событий.

       То, что под внушением подразумевается Предписание, нет никаких сомнений. Этому подтверждением является то, что Мухаммад приглашал послушать ЧИТАЕМУЮ информацию, т.е. Словесность:

 

       Скажи: «Приходите! Я прочитаю запрещенное вам». (6:151)

 

       И буквально через небольшой промежуток вестник снова утверждает, что его дорога – Словесность:

 

       «Поистине, это мой прямой путь! Так следуйте по нему и не следуйте по другим дорогам, чтобы отделиться вам от Его дороги! Это для вас завещание, может быть, вы остережетесь!». (6:153)

 

       Внимательный взгляд обнаружит тождество прямого пути и дороги Зачинателя. В данном отрывке мы видим категорическое наставление посланника следовать по Слову Творца. Он четко и ясно сообщил, что Словесность и есть его дорога, по которой следовать всех верующих приглашал вестник.

К тем же, кто не воспринимал Предписание, Творец рекомендовал не навязываться и оставить их в покое:

 

       Так отстранись от тех, кто отвернулся от Нашего напоминания, и желает исключительно ближней жизни.

Такова степень их знания. Поистине, Господь твой, Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги. Он лучше знает тех, кто наставлен! (53:29-30)

 

       Упомянутое «напоминание» – одно из синонимов Словесности. Вся миссия вестника была подчинена распространению Предписания. Естественно, было много оппонентов, но Господь прочно защитил Мухаммада от их влияния:

 

       Когда ты декламируешь Словесность, Мы делаем между тобой и теми, которые не верят в Последнюю Жизнь, скрывающую завесу. Мы установили в их сердцах покровы, чтобы не понимали ее, а в уши их глухоту. Когда ты поминаешь своего Господа в Словесности единственным, они отворачиваются в отвращении. Мы лучше знаем, к чему они прислушиваются, когда слушают тебя. Когда они втайне беседуют, говорят мракобесы: «Вы следуете исключительно за околдованным человеком!». Посмотри, как они приводят тебе примеры. Так они сбились и не могут найти дорогу! (17:45-48)

 

       Противоречащие Словесности, закрывшиеся от Предписания Зачинателя, считаются заблудшими, не могущими найти правильную дорогу. Только критерий соответствия Предписанию дает основание считать выбранную дорогу правильной:

 

       Сказали те, которые закрылись: «Это исключительно его измышленный наговор, а помог ему в этом другой народ!». Они проявили мрачную фальшь!

Сказали они: «Легенды первых! Он переписал их, ведь диктуются они ему утром и вечером!».

Ответь: «Ниспослал ее Тот, который знает тайну небес и земли. Поистине, Он – Прощающий, Жалеющий!».

Сказали они: «Что это за посланник? Он ест пищу и ходит по рынкам. Почему не был ниспослан к нему управленец и не был он вместе с ним предупреждающим?

Или не было брошено ему сокровище! Или не оказался у него сад, откуда бы он ел!». Говорят мракобесы: «Следуете вы исключительно за помешанным мужчиной!».

Посмотри, как они тебе приводят примеры, но сбились и не могут найти дороги! (25:4-9)

 

       В итоге, Творец сравнивает закрывшихся от знамений с поверившими. Это сравнение зиждется на основе принятия Предписания – Словесности:

 

       У тех, которые закрылись и уклонились от дороги Зачинателя, сбились дела.          

Для тех, которые поверили и исправились, поверили тому, что было ниспослано Мухаммаду, а это истина от их

Господа, Он закроет дурные деяния и улучшит их разум! (47:1-2)

 

       Показательным является обращение к удостоенных Предписания, где вскрывается суть ранних искажений истины:

 

       О, удостоенные Предписания! К вам пришел Наш посланник, чтобы разъяснить многое из того, что вы скрываете в Предписании, проходя мимо многого. Пришел к вам от Зачинателя Свет — Ясное Предписание! Им Зачинатель наставляет тех, кто последовал за Его довольствием, по дорогам смирения. Он выводит их из мраков к свету со Своего дозволения и наставляет их на прямой путь. (5:15-16)

 

       «Жрецы» удостоенных Предписания ясно представляли источник угрозы для себя и предприняли, да и до сих пор предпринимают, ряд мер по дискредитации Словесности:

 

       Скажи: «О удостоенные Предписания! Почему вы отклоняете от дороги Зачинателя тех, кто поверил, стремясь его искривить, свидетельствуя? Поистине, Зачинатель не пренебрегает тем, что вы делаете!». (3:99)

 

       Каким образом они пытались отклонить верующих от истинной дороги? Путем закрытости от знамений:

 

       О удостоенные Предписания! Почему вы закрываетесь от знамений Зачинателя, раз вы их свидетели? (3:70)

 

       Скажи: «О удостоенные Предписания! Почему вы закрываетесь от знамений Зачинателя? Ведь Зачинатель о том, что вы делаете Свидетель!». (3:98)

 

       Главным событием для всех людей будет, конечно же, День Долга. В этот День будет выявлена истинная причина заблуждений. «Разбор полетов» непременно упрется в отношение к ниспосланному Предписанию:

 

       В тот День Он соберет их и тех, кому они служили, помимо Зачинателя. Спросит Он: «Неужели вы сбили этих Моих слуг или сами сбились с дороги?».

Ответят они: «Бесконечно далек Ты! Не престало нам брать, помимо Тебя, покровителей! Однако Ты дал наслаждаться им и их отцам, пока они не забыли напоминание и не стали народом пропащим!». (25:17-18)