Чтение

О важности чтения говорят многие, однако далеко не все понимают, насколько чтение обогащает духовный мир человека.

На первый взгляд кажется, что чтение – вопрос современности, однако о важности книг задумывались уже много лет назад. Тысячи лет назад великими умами того времени собирались огромные библиотеки, такие как Великая библиотека в Александрии, библиотеки Дамаска и Багдада, библиотеки в древнем Риме и в монастырях западной Европы.

Хочется вспомнить всем известную фразу и немного перефразировать ее на новый лад: «Глупый учится на своих ошибках, умный – на чужих, а мудрый… учится с помощью книг».

Одним из трансцендентных предписаний, полученным Мухаммадом, было повеление «Читай!». Вопрос важности чтения в исламе имеет приоритетный статус, и Зачинатель многократно обращает внимание верующих на важность чтения:

 

Скажи: «Если бы Зачинатель пожелал, я не читал бы ее вам и не осведомлял бы ею вас! Так ведь я пребывал с вами всю свою жизнь до нее, неужели вы не поймете?!». (10:16)

 

Таким образом, послали Мы тебя к главенству, до которого миновали главенства, чтобы ты читал им то, что Мы внушили тебе! Поистине, они закрылись от Щадящего! (13:30)

 

Сказал Мухаммад: «Поистине, мне велено служить Господу этого города, который Он сделал священным. Ему принадлежит все! Мне велено, чтобы я был среди смирившихся и, чтобы читать Словесность!». (27:91-92)

 

Читай то, что внушено тебе из Предписания и вставай на сближающую связь. Поистине сближающая связь удерживает от чрезмерности и неодобряемого, но ведь поминание Зачинателя более велико! Зачинатель знает то, что вы совершаете! (29:45)

 

Являясь повелением вестнику, чтение Словесности также является предписанием и приказом для всех верующих людей. Любой здравомыслящий человек понимает, что за исполнение приказа «высшего командования» следует поощрение. А трансцендентная награда того стоит:

 

Поистине, те, которые читают Предписание Зачинателя, выходят на сближающую связь, расходуют из того, чем Мы их наделили, тайно и явно, надеются на торговлю, которая не пропадет, чтобы Он сполна воздал им и увеличил им от своего избытка! Поистине, Он - Прощающий, Благодарный! (35:29-30)

 

В чем же смысл чтения Предписания? Какая польза от того, что человек узнает предложенную ему информацию? В размышлении над трансцендентными знаниями. Ведь не зря ученые идентифицировали человека как «homosapiens» – человек разумный – способный на размышление:

 

Неужели они не обдумывают Словесность? Ведь, если бы он был не от Зачинателя, то они нашли бы там много противоречий. (4:82)

 

Изложение в Словесности даже самых сложных жизненных и научных вопросов проведено Всевышним в форме, понятной даже малообразованному человеку. Зачинатель предлагает человеку поразмыслить и последовать за Его Словом. Вот на этом этапе и проходит водораздел между последовавшими и не последовавшими за изложенной в Предписании истиной, и участь последних весьма незавидна:

 

Господь твой не таков, чтобы губить селение, пока не пошлет к ее основателям посланника, читающего им Наши знамения. Мы губили селение, исключительно с обитающими в нем мракобесами! (28:59)

 

Погонят, тех, которые закрылись, в Ад толпой, пока они не явятся к нему. Открыты будут двери его.

Скажут им хранители его: «Неужели к вам не приходили посланники из вас, читая вам знамения вашего Господа и предупреждая вас о встрече с этим вашим днем?!».

Они ответят: «Конечно!».

Однако, оправдалось слово наказания над закрывшимися! (39:71)

Трансцендентная истина нужна всем людям, чтобы жить, выживать, продвигаться и достигать желаемого. Для достижения всего перечисленного необходимо простое следование за предписаниями Словесности:

 

Мы ниспослали это Предписание благодатным! Так следуйте за ним, может быть вы будете помилованы! (6:155)

 

Следуйте тому, что ниспослано вам от вашего Господа и не следуйте вместо него за покровителями, мало вы вспоминаете! (7:3)

 

Поистине, Мы не дадим пропасть награде исправившимся, которые держатся за Предписание и выходят на сближающую связь! (7:170)

 

Естественно, простое начетничество ни к какому развитию и прогрессу не приведет. Поверхностные люди не смогут решить насущные проблемы общества, а ведь Предписание как раз и направлено на их решение. Необходимо не простое чтение, а изучение откровения, ведь отказ от этого может привести человека в плачевное состояние:

 

Вы ведь скажете: «Поистине, ниспослано это Предписание двум группам верующих до нас, но мы ведь пренебрегали изучением их!». (6:156)

 

Следуйте за наилучшим, за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, раньше, чем постигнет вас внезапно наказание, а вы и не почувствуете! Чтобы не сказала ваша личность: «Скорблю я о том, что была небрежным в отношении Зачинателя! Поистине, я была из насмехающихся!». (39:55-56)

Вся история развития авраамических религий показывает, что частичное и декларативное следование Предписанию не дает ожидаемых результатов. Только опора на Словесность полностью, без сакрализации каких-либо иных источников, может привести к обещанной Зачинателем победе:

 

Неужели им недостаточно того, что Мы ниспослали тебе Предписание, которое им читается? Поистине, в этом милость и Напоминание для верующих людей! (29:51)