Послушание
Словесность, как Предписание от Зачинателя, требует исполнения указаний, а точнее – послушания. Послушание в оригинальном тексте определяется глаголом в повелительном наклонении во мн.ч. «атыы'уу», образованного от корня «та'а», что означает «подчиняться, повиноваться, слушаться».
Концепт послушания закреплен как договор между Творцом и поверившими людьми:
Помните благодеяние Зачинателя и договор, который был заключен с вами, когда вы сказали: «Мы услышали и слушаемся». Остерегайтесь Зачинателя, поистине, Зачинатель о помыслах Знающий! (5:7)
Проявлением договора выступают Предписания Зачинателя, а Предписания переданы через посланников, отсюда и требование слушаться посланников:
Каждого посланника Мы посылали только для того, чтобы слушались с дозволения Зачинателя. (4:64)
Послушание выражается в конкретных действиях. В частности, в Словесности описывается ситуация во время войны:
Они спрашивают тебя о трофеях. Ответь: «Трофеи принадлежат Зачинателю и посланнику. Остерегайтесь Зачинателя и исправляйте отношения между вами. Слушайтесь Зачинателя и Его посланника, если вы верите!». (8:1)
О те, которые поверили! Слушайтесь Зачинателя и Его посланника и не отворачивайтесь от него, когда слушаете! (8:20)
Слушайтесь Зачинателя и Его посланника! Не спорьте, а то падете духом и уйдет ваша мощь! Терпите, поистине, Зачинатель с терпеливыми! (8:46)
Будучи непосредственным источником информации, каждый посланник заслуживал послушания. Однако, люди имея свободу выбора, могли и не слушаться посланника, поэтому, принуждения в послушании не требовалось:
Кто слушается посланника, тот слушается Зачинателя, а если отворачивается, то ведь Мы не отправляли тебя их хранителем! (4:80)
Свобода выбора накладывает и ответственность за свой выбор, отсюда и информация об отношении Творца к непослушным людям:
Скажи: «Слушайтесь Зачинателя и посланника». А если они отвернутся, то поистине, Зачинатель не любит закрывшихся! (3:32)
Они говорят: «Мы поверили Зачинателю и посланнику! Мы слушаемся!». Потом часть из них после этого отворачивается! Такие не верующие! (24:47)
На случай, когда люди отворачиваются, посланник оставлял их в покое, ведь единственной миссией посланников – передача Предписания:
Слушайтесь Зачинателя, слушайтесь посланника и берегитесь! Если вы отвернетесь, то знайте, что на посланнике Нашем ясная передача. (5:92)
Скажи: «Слушайтесь Зачинателя и слушайтесь посланника, а если отвернетесь, то на нем то, что возложено на него, а на вас то, что возложено на вас! Если будете его слушаться, то будете наставлены! На посланнике исключительно ясная передача!». (24:54)
Слушайтесь Зачинателя и слушайтесь посланника. А если вы отвернетесь, то, поистине, на посланнике Нашем ясная передача! (64:12)
Хотелось бы заострить внимание на том, что миссией посланников – ясная передача. Что передавали посланники? Конечно же Предписания Зачинателя. К сожалению, со временем, после смерти посланников, люди включали в список послания человеческие домыслы, которые принимались за истину большинством. На самом деле, мнение большинства в основном противоречит истине:
Если ты послушаешься большинства из тех, кто на земле, то они собьют тебя с дороги Зачинателя! Они следуют исключительно за предположением! Поистине, они лишь выдумывают! (6:116)
Как мы видим, людские домысли не могут быть объективными и следование предположениям приводит к неудаче:
О вы, которые поверили! Слушайтесь Зачинателя, слушайтесь посланника и не делайте напрасными ваши дела! (47:33)
Квинтэссенцией неудачи является наказание Огня и главное проблемы большинства заключается в том, что они слушались своих авторитетов:
В тот День будут повернуты своим направлением к Огню! Они возгласят: «О, если бы мы слушались Зачинателя и слушались посланника!». Они обратятся: «Господи наш! Поистине, мы слушались наших главарей и наших авторитетов, но они сбили нас с дороги! (33:66-67)
Лишь непосредственное послушание посланника дает пусть к помилованию:
Слушайтесь Зачинателя и посланника, может быть, вы будете помилованы! (3:132)
Верующие мужчины и верующие женщины, одни часть других. Они повелевают одобряемое и удерживают от неодобряемого, выходят на сближающую связь и дают обеляющий расход, слушаются Зачинателя и Его посланника. Этих помилует Зачинатель, ведь Зачинатель – Всемогущий, Мудрый! (9:71)
Выходите на сближающую связь, давайте обеляющий расход и слушайтесь посланника, может быть, вы будете помилованы! (24:56)
Если верующие будут достойны помилования, то однозначно это расценивается как успех:
Поистине, речь верующих такова, когда их призывают к Зачинателю и Его посланнику, чтобы разобраться между ними, они говорят: «Мы услышали и слушаемся!». Эти преуспевшие!
Те, кто слушается Зачинателя и Его посланника, опасается Зачинателя и остерегается Его, они достигшие успеха! (24:51-52)
Тогда Он исправит ваши дела и простит ваши провинности. Кто слушается Зачинателя и Его посланника, тот достиг огромного успеха! (33:71)
Остерегайтесь Зачинателя, как можете! Слушайте, слушайтесь и расходуйте добро для себя! Кто убережется от своей скупости, те преуспевшие! (64:16)
Квинтэссенцией же успеха является награда Сада:
Таковы ограничения Зачинателя! Кто слушается Зачинателя и Его посланника, того Он введет в Сады с текущими в низовьях реками. Они там останутся, ведь это огромный успех! (4:23)
Те, которые слушаются Зачинателя и посланника, окажутся вместе с вестниками, правдивыми, свидетелями и исправившимися, которых облагодетельствовал Зачинатель. Какие же прекрасные это спутники! (4:69)
Как можно убедится, послушание посланнику в обязательном порядке указывается в первую очередь с послушанием Зачинателю. Разве они равны? Конечно же нет. Очевидно, что послушание Зачинателю осуществляется посредством Предписания, а Предписание передается посланником, ну и озвучивается им же. Однако, посланник обычные люди и не могут жить вечно среди людей. После посланников среди верующих появляются обладающие положением, и они становятся в следующую иерархию послушания:
О те, которые поверили! Слушайтесь Зачинателя, посланника и обладающих положением среди вас! Если вы оспариваете что-нибудь, то обратитесь с этим к Зачинателю и посланнику, если вы верите Зачинателю и в Последний День. Так будет лучше и прекраснее по растолкованию! (4:59)
В историческом исламе распространено убеждение в том, что якобы послушание посланнику выражается в следовании преданиям о нем. Якобы предания являются источником следования для верующих, наряду с Предписанием. Однако, если наряду с Зачинателем и посланником, верующим вменяется слушаться и обладающих положением среди них, получается, что предания о них также должны стать источником следования, что явно абсурдно.
При беспристрастном анализе текста, довольно ясно любому человеку, что слушаться Зачинателя необходимо посредством Предписания. Послушание посланника означает следование Предписанию и непосредственное прижизненное послушание, что также относится и к послушанию обладателей положением среди верующих.