Обеляющий расход
Одним из важнейших предписаний Зачинателя в Словесности является «закят». Слово образованного от корня «закаа», что в переводе на русский язык означает «быть чистым, обеленным, оправданным». «Закят» осуществляется посредством расходования личных средств на пути Зачинателя. Через это действие происходит оправдание человека в День Долга, обеление его от пороков и недостатков ближней жизни:
Выходите на сближающую связь, давайте обеляющий расход и становитесь на колени с коленопреклоняющимися. (2:43)
Выходите на сближающую связь и давайте обеляющий расход, а все, что вы представляете для себя хорошим, найдете у Зачинателя. Поистине, Зачинатель – Видящий то, что вы делаете! (2:110)
Выходите на сближающую связь, давайте обеляющий расход и слушайтесь посланника, может быть, вы будете помилованы! (24:56)
Так читайте, что из нее легко вам, выходите на сближающую связь, совершайте обеляющий расход и давайте Зачинателю хороший заем. (73:20)
Это условие Всевышнего не ново для людей. Такое же повеление было и до ниспослания Словесности, о чем так повествуется в Предписании:
Когда Мы заключили договор с детьми Израиля о том, чтобы служить только Зачинателю, совершать благие дела родителям, близким, сиротам, бедным, говорить забывчивым людям наилучшее, выходить на сближающую связь и давать обеляющий расход, то после вы, за исключением немногих из вас, отвернулись и отстранились. (2:83)
Зачинатель заключил договор с детьми Израиля. Воздвигли Мы из них двенадцать старшин. Сказал Зачинатель: «Я с вами. Если вы будете выходить на сближающую связь, давать обеляющий расход, поверите Моим посланникам, укрепите их и дадите Зачинателю хороший заем, то Я непременно закрою ваши злодеяния и введу в Сады с текущими в низовье реками! А кто из вас закроется после этого, тот сбился с ровной дороги!». (5:12)
Установили Мы их главенствующими, наставляющими по Нашему повелению. Внушили им совершать добрые дела, выходить на сближающую связь, давать обеляющий расход. Были они Нашими слугами! (21:73)
Как говорится, вера без дел мертва. Поэтому обеляющая суть состоит в конкретном действии человека. Хотелось бы заметить, что искренне верующие люди часто приводятся в пример и описываются, в связи с этим благородным деянием:
Поистине, тех, кто поверил, исправился, выходил на сближающую связь и давал обеляющий расход, ждет награда Господа! Не познают они страха и печали! (2:277)
Однако укрепленные в знании из них и верующие верят в то, что ниспослано тебе и, что ниспослано до тебя, выходят на сближающую связь, дают обеляющий расход, верят Зачинателю и в Последний День, этим Мы дадим огромную награду! (4:162)
Поистине, вашими покровителями являются Зачинатель, Его посланник, те, которые поверили, которые выходят на сближающую связь, дают обеляющий расход и коленопреклоняются! (5:55)
Но если они раскаются, взмолятся и дадут обеляющий расход, то тогда они ваши братья в исполнении долга! Мы подробно изложили знамения для знающего народа! (9:11)
Поистине, восстанавливают места земного преклонения пред Зачинателем те, кто поверил Зачинателю, в Последний День, выходил на сближающую связь, давал обеляющий расход и боялся исключительно Зачинателя! Так, вероятно, такие и будут наставленными! (9:18)
Верующие мужчины и верующие женщины, одни часть других. Они повелевают одобряемое и удерживают от неодобряемого, выходят на сближающую связь и дают обеляющий расход, слушаются Зачинателя и Его посланника. Этих помилует Зачинатель, ведь Зачинатель – Всемогущий, Мудрый! (9:71)
Мужи, которых не отвлекает ни торговля, ни сделка от поминания Зачинателя, сближающей связи и обеляющего расхода. Они боятся Дня, когда перевернутся и сердца, и взоры! (24:37)
В Словесности существует еще одно слово, которое переводится как «чистота», это слово «тахара». Если мы проследим применение этого слова и производных от него, то убедимся, что оно, как правило, применяется в отношении физической чистоты. «Закят» же – действие, приводящее к чистоте духовной:
Когда вы разведетесь с женщинами, и они дождутся положенного срока, то не чините препятствия им, чтобы они вступали в половое сношение с их супругами, когда они оба одобрят. Это увещевание для тех из вас, кто верит Зачинателю и в Последний День! Это чище для вас и обеляет вас! Поистине, Зачинатель знает, а вы не знаете! (2:232)
Мы хотели, чтобы Господь дал им взамен лучшего, чем он, чистого и наиболее близкого к милосердию. (18:81)
Было внушено: «О, Иоанн, крепко держись Предписания!». Дали Мы ему разборчивость в детстве, сострадание от Нас и чистоту. Был он осмотрительным, благим к своим родителям и не был он жестоким, неповинующимся! (19:12-14)
О те, которые поверили! Не входите не в свои дома, пока не будете знакомы. Приветствовать их обитателей лучше для вас, может быть, вы запомните!
А если вы не обнаружите там никого, то не входите, пока не позволят вам. Если вам скажут: «Уйдите», то уходите. Это обелит вас, ведь Зачинатель о том, что вы делаете Знающий! (24:27-28)
Скажи верующим, чтобы они опускали свои взоры и берегли свои половые органы. Это обелит их. Поистине, Зачинатель о том, что они совершают Осведомленный! (24:30)
Любой здравомыслящий, стремящийся к духовному очищению человек задается вопросом: «А сколько нужно расходовать на пути к довольству Зачинателя?». Не секрет, что со времен глубокой древности в мусульманском праве определены ставки платежа. Однако, как видно из текста Словесности, их нельзя рассматривать как окончательные установки. Человек вправе сам решать, сколько ему необходимо расходовать на пути Зачинателя. Единственным ориентиром для этого служит следующий отрывок:
Спрашивают они тебя о том, что им расходовать. Ответь: «Остаток». Таким образом разъясняет вам Зачинатель свои знамения, может быть, вы поразмыслите о ближней жизни и последней. (2:219)
Как часто верующий должен расходовать свои средства на пути к духовному очищению? Есть мнение, что это должно происходить один раз в год, во время поста. Однако, читая Словесность, формируется другое мнение относительно периодичности расходов:
О те, которые поверили! Расходуйте то, чем Мы вас наделили до прихода Дня, когда не будет ни сделок, ни дружбы, ни заступничества. А ведь закрывшиеся мракобесы! (2:254)
Пример тех, кто расходует свое имущество на пути Зачинатель, подобен примеру зерна, от которого произросли семь колосьев, а в каждом колосе сто зерен. Поистине, Зачинатель умножает тому, кому пожелает! Зачинатель – Объемлющий, Знающий! (2:261)
Скажи слугам Моим, которые поверили, пусть они выходят на сближающую связь и расходуют из того, чем Мы их наделили, скрыто и публично, раньше, чем наступит День, в котором нет ни сделки, ни дружбы! (14:31)
Они отдаляют свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и сильным желанием. Они расходуют из того, чем Мы их наделили. (32:16)
Поистине, те, которые читают Предписание Зачинателя, выходят на сближающую связь, расходуют из того, чем Мы их наделили, тайно и явно, надеются на торговлю, которая не пропадет. (35:29)
Верьте Зачинателю и Его посланнику! Расходуйте из того, что вам установлено. Тем же из вас, которые поверили и расходовали, для них великая награда! (57:7)
Приведенные отрывки призывают верующих расходовать из данного Зачинателем достатка. Каждого человека Зачинатель наделяет по-разному, как по периодичности, так и по объему. Исходя из этого, обеляющий расход привязан к приходящим от Зачинателя прибыли и доходу, а они в разные периоды могут изменяться. Однако и для этого благородного дела существует предостережение:
Давай близкому родственнику положенное ему, бедняку, путнику и не трать расточительно, поистине, расточители братья ослушника, а ослушник по отношению к своему Господу закрыт!
Либо отстранись от них, стремясь к милости твоего Господа, надеясь на нее, и скажи им слово легкое.
Не устанавливай свою руку привязанной к шее и не протягивай ее во всю длину, а не то окажешься порицаемым и обнаженным! (17:26-29)
те, которые, когда расходуют, не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этим! (25:67)
В расход входят не только денежные средства, но и сельхозпродукция:
Он - Тот, кто вырастил сады нависающими и не нависающими, засеянными и возделанными, разнообразными плодами; масличные деревья; похожие и не похожие гранаты. Кушайте из их плодов, когда они созреют. Отдавайте должное во время сбора урожая и не излишествуйте, поистине, Он не любит излишествующих! (6:141)
Однако продукция должна быть качественной, ведь в противном случае это порицается Зачинателем:
О те, которые поверили! Расходуйте приобретенные вами и выведенные Мной для вас из земли здравые вещи. Не выполняйте расход из некачественных вещей, что вы сами не взяли бы, если только не закроете на это глаза. И знайте, что Зачинатель – не нуждающийся, Славный! (2:267)
Главным же качеством расхода является его высокая ценность в жизни человека:
Не коснется вас благочестие, пока не будете расходовать то, что любите! Что бы вы ни расходовали, Зачинатель про это знает! (3:92)
Естественно, что в этом случае возникает вопрос целевого назначения очищения достатка. Ответом будет следующее:
Они спрашивают тебя о том, что им расходовать? Ответь: «Что вы расходуете из хорошего, то родителям, близким, сиротам, беднякам, путникам. Что вы совершаете из хорошего, то, поистине, Зачинатель об этом Знающий!». (2:215)
Поистине, милостыни предназначены для бедных, нищих, работающих с милостынями, для соединения их сердец, для бесправных, должников, на пути Зачинателя, для путников! Это предписание от Зачинателя! Зачинатель – Знающий, Мудрый! (9:60)
В среде мусульман принято считать «садака» и «закят» разными вещами. Традиционно «садака» считается добровольным, а «закят» обязательным действием, совершаемым раз в год по определенной ставке. Однако Словесность объединяет эти два понятия:
Возьми с их достатка милостыню, которой ты очистишь их и обелишь. Сопровождай их, ведь твоя связь - успокоение для них! Зачинатель – Слышащий, Знающий! (9:103)