Творец
Взаимоотношения Мухаммада и его оппозиции были пронизаны конкуренцией идеологий. На устоявшейся в народе веками доктрину посланник противопоставил Словесность:
О забывчивые люди, явилось вам увещевание от Господа и исцеление для того, что в помыслах, Наставление и милость для верящих.
Скажи: «С превосходством от Зачинателя и по Его милости!». Так пусть они радуются этому! Это лучше того, что они собирают!
Спроси: «Думали ли вы о том, что ниспослал вам Зачинатель из надела, а вы установили из этого запретное и дозволенное?». Спроси: «Зачинатель ли разрешил вам это или вы измышляете на Зачинателя ложь?». (10:57-59)
Противоположные стороны апеллировали к Зачинателю, но разница заключалась в разделении полномочий:
Скажи: «Взывайте к тем, о которых вы утверждали, помимо Зачинателя! Они не властны снять с вас вред и не могут отвести его!». (17:56)
В такой ситуации неизбежно вставал вопрос правомочности вещания от имени Зачинателя. Противников вестника смущал факт человеческой природы Мухаммада, на что был дан логичный ответ:
Скажи: «Если бы были на земле управленцы, передвигающиеся спокойно по земле, поистине, Мы ниспослали бы им с неба управленца посланником!».
Скажи: «Достаточно Зачинателя свидетелем между мной и вами, ведь Он о Своих слугах Сведущий, Видящий!». (17:95-96)
Доводы, предоставляемые посланником соплеменникам, давали возможность включить в работу разум:
Скажи: «Слава Зачинателю! Мир над Его слугами, которых Он избрал!». Зачинатель лучше, чем то, что они приобщают! (27:59)
Все это было предназначено для запуска мыслительной деятельности и преодоления косности интеллекта. Но без призыва думать, пробудить сознание политеистов было невозможно:
Спроси: «Неужели вы не думали о себе, если придет к вам наказание Зачинателя или Час, не к Зачинателю ли вы будете взывать если вы правдивы?!». (6:40)
Спроси: «Неужели вы не подумаете, если Зачинатель заберет ваши слух, зрение и запечатает ваши сердца, кто из зачинателей, если не Зачинатель, даст вам это?!». Посмотри, как Мы распоряжаемся знамениями, а они гнушаются ими!
Спроси: «Неужели вы не подумаете о себе, если придет к вам наказание Зачинателя внезапно или явно, разве Он погубит людей, кроме мракобесов?!». (6:46-47)
Спроси: «Неужели вы не думаете, что, если Зачинатель установит над вами ночь вечную до Дня Предстояния, какой зачинатель, кроме Зачинателя, принесет вам сияние? Неужели вы не слышите?!».
Спроси: «Неужели вы не думаете, что, если Зачинатель установит над вами день вечный до Дня Предстояния, какой зачинатель, кроме Зачинателя, принесет вам ночь, чтобы покоится в ней? Неужели вы не видите?!». (28:71-72)
В таком же ключе происходил процесс описания качеств Творца. Ведь знание о них помогало прояснить ошибочность воззрений на мир:
Спроси: «Неужели вы берете в покровители не Зачинателя, Создателя небес и земли? Он питает, но не питается!».
Скажи: «Поистине, мне велено быть первым смирившимся и не быть из приобщающих!». (6:14)
Скажи: «Если бы море было чернилами для слов Господа моего, то иссякло бы море раньше, чем иссякли слова Господа моего, даже если бы мы явились с, подобным этому чернилами!». (18:109)
Скажи: «Поистине, Господь мой расширяет надел, кому пожелает и умеряет, однако, большинство людей не знает!». (34:36)
Человеческая память особо хорошо сохраняет приносящие травму события: войны, болезни, смерть и природные катаклизмы. Чувства, ощущаемые в такие моменты, е и поиск спасения запечатлеваются особенно сильно:
Спроси: «Кто избавляет вас от мрака суши и моря?!». Вы взываете к Нему умоляя и скрытно: «Если Ты избавишь нас от этого, то ведь мы непременно будем признательны!». Скажи: «Зачинатель избавляет вас от этого и от всякого огорчения, но затем вы приобщаете!». Скажи: «Он способен наслать на вас наказание либо сверху, либо из-под ваших ног, либо запутать вас группировками и дать вкусить силу друг друга!». Посмотри, как Мы распоряжаемся знамениями, может быть, они поймут! Посчитал ложью это твой народ, хотя это истина. Скажи: «Я для вас не поручитель! Вы узнаете, что у каждой вести свое место!». Когда ты видишь тех, кто переходит на Наши знамения, то отстранись от них до тех пор, пока они не перейдут на другой разговор. А если тебя заставит забыть ослушник об этом, то после того, как вспомнишь, не сиди с мракобесами! (6:63-68)
Причинно-следственная связь дел и их результатов напрямую связана с Господом. Осознание Его могущества в наказании способно поставить барьер на пути к греховному поступку:
Спроси: «Как вы думаете, если придет к вам Его наказание ночью или днем, что поторопят при этом преступники?». (10:50)
Спроси: «Кто сбережет вас ночью и днем от Щадящего?». Конечно, они отстраняются от напоминания своего Господа! (21:42)
Скажи: «Путешествуйте по земле и смотрите, как Он начинает творение, потом Зачинатель возводит окончательное возникновение. Поистине, Зачинатель мощен над каждой вещью! Он наказывает, кого желает и щадит, кого желает. К Нему вы будете обращены. Вы не ослабите ничего на земле и небе. Нет вам, помимо Зачинателя, ни покровителя, ни помощника!». (29:20-22)
Важным моментом для осмысления был довод о возобновляемости процессов жизни:
Скажи: «Оживит их Тот, кто создал в первый раз! Он знает о всяком творении! Который установил вам из зеленого дерева огонь и вот вы от него зажигаете!». (36:79-80)
Конечно, в примитивном виде люди понимали цикличность рождения, но в смысле продолжения рода. Однако, они никак не представляли свое возобновление в будущем:
Скажи: «Зачинатель оживил вас, потом умертвит, затем соберет вас ко дню предстояния, в котором нет сомнения! Однако, большинство людей не знают!». (45:26)
Такие понятия были из области сокровенного. Поэтому верить подобной информации можно было, только имея достоверный источник. Именно Создателю и принадлежит знание обо всем сокровенном:
Скажи: «Если вы скроете ваши помыслы или откроете, то Зачинатель это знает. Поистине, Он знает то, что в небесах и то, что в земле. Зачинатель над всякой вещью мощен!». (3:29)
Скажи: «Зачинатель лучше знает, сколько они пробыли. У него сокровенное небес и земли. Он лучше всех видит и слышит! Нет у них, помимо Него, покровителя и не было никого причастного в Его разбирательстве!». (18:26)
Скажи: «Поистине, Господь мой поражает истиной - Знающий сокровенное!». Скажи: «Явилась истина, а напраслина не появится и не вернется!». (34:48-49)
Свою же информированность Мухаммад объяснял наделенностью полномочиями посланника, который лишь передавал полученную от Зачинателя весть:
Скажи: «Я не осведомлен, близко ли то, что вам обещано или установил этому мой Господь длительность. Знающий сокровенное. Он дает кому-нибудь узнать о сокровенном от Него, исключительно тем, кем Он удовлетворился как посланниками! Так, поистине, идут перед ними и позади него наблюдатели, чтобы Он знал, что они передали послания своего Господа. Он объемлет все, что при них и исчислил всякую вещь счетом!». (72:25-28)
Следствием такого вида увещевания была констатация единственно правильного пути – пути, указанного Творцом:
Скажи: «Неужели мы будем взывать, помимо Зачинателя, к тому, от чего нет, ни пользы, ни вреда?! Неужели мы возвратимся вспять после того, как нас наставил Зачинатель, как тот, кого обольстили ослушники на земле?!».
Удивляются ему его товарищи. Призывают они его к своему наставлению: «Приходи к нам!». Скажи: «Истинное наставление - Наставление Зачинателя! Велено нам, чтобы мы смирились пред Господом миров, чтобы выходили на сближающую связь и остерегались Его! Он - Тот, к кому вы будете собраны!». (6:71-72)
Уверенность в Господе, вера Зачинателю, Его Предписанию способствовало появлению нового для того времени качества – во всем полагаться на Зачинателя:
Скажи: «Постигнет нас исключительно то, что предписал нам Зачинатель. Он наш Покровитель!». На Зачинателя пусть полагаются верующие! (9:51)
А если они отвернутся, то скажи: «Достаточно мне Зачинателя! Зачинатель исключительно Он! На Него я положился! Поистине, Он - Господь великого пребывания!». (9:129)
Все усилия Мухаммада сводились к одному – пропаганде истинного монотеизма:
Спроси: «Кто Господь небес и земли?» Ответь: «Зачинатель!». Спроси: «Так неужели вы взяли, помимо Него, покровителей, которые не владеют для самих себя ни пользой, ни вредом?!». Спроси: «Сравнятся ли слепой и зрячий?! Или сравнятся мрак и свет?!». Или устроили они Зачинателю соучастников, которые творят, как Он творит, и сходным показалось пред ними творение? Скажи: «Зачинатель - Творец всякой вещи! Он – Единственный, Покоряющий!». (13:16)
Настоящий монотеизм отвергает причастность кого бы то ни было к законотворчеству:
Скажи: «Если бы были вместе с Ним зачинатели, как они говорят, то тогда они бы устремились к пути обладания пребыванием!». Бесконечно далек Он! Превыше Он того, что говорят, на великую высоту! Восхваляют Его семь небес, земля и те, кто на ней! Поистине, исключительно все восхваляет славой Его, но вы не понимаете восхваления их! Поистине, Он – Мягкий, Прощающий! (17:42-44)