Качества

Красной линией в Словесности выделена тема рационального восприятия трансцендентной истины. Миссия Мухаммада заключалась в освобождении с помощью Предписания, закованного в клетку традиционализмом, догматизмом и суевериями разума людей:

 

Скажи: «Это моя дорога! Я призываю к Зачинателю осознанно – я и те, кто за мной последовали! Бесконечно далек Зачинатель! Я не из числа приобщающих!». (12:108)  

 

Незашоренный рассудок, обладая различением, имеет возможность определять степень приемлемости любого проявления деяний и событий:

 

Скажи: «Не равны порочное и здравое!», даже если бы тебя изумляло обилие порочного! Остерегайтесь Зачинателя, о обладатели разума! Может быть, вы достигнете успеха!». (5:100)

 

Не тот ли, кто предается во время ночи, падая ниц и стоя, остерегаясь будущей жизни, надеется на милость своего Господа? Скажи: «Сравнимы ли те, которые знают и те, которые не знают? Поистине, вспоминают обладатели разума!». (39:9)

 

При этом непременным условием для вестника было справедливое отношение к окружающим:

 

Скажи: «Повелел Господь мой соразмерность. Стойте прямо своим видом у всякого места земного преклонения и взывайте к Нему, будучи преданными обязанности пред Зачинателем. Как Он вас сотворил впервые, так вы и возобновитесь!». (7:29)

 

В свою очередь, справедливый итог гарантирован абсолютно всем людям:

 

Скажи: «О, слуги, которые поверили, остерегайтесь вашего Господа! Тем, которые совершали в ближней жизни добро, тем добро и обширная земля Зачинателя! Поистине, сполна воздастся терпеливые, наградой без счета!». (39:10)

 

Заметим, что речь идет о конкретных делах, немаловажным из которых являлась помощь посланнику Господа:

 

Если вы не поможете ему, то ведь помог ему Зачинатель! Когда изгнали его те, которые закрылись, он был вторым из двух, когда оба они были в пещере. Когда сказал он своему спутнику: «Не печалься, ведь Зачинатель с нами!», Зачинатель ниспослал Свой покой на него и подкрепил его войсками, которых вы не видели. Он установил низшим слово тех, которые закрылись, а слово Зачинателя, оно наивысшее! Поистине, Зачинатель – Всемогущий, Мудрый! (9:40)  

 

Налицо торжество наивысшей программы – Слова Создателя над инсинуациями людей.

Но не все было гладко в стане Мухаммада. В его окружении присутствовали как лицемеры, так и просто слабые в вере сподвижники. Суть лицемеров, в отличие от истинно верующих, сводилась к тому, чтобы, притворяясь единомышленниками, ожидать благоприятных для себя условий:

 

Спроси: «Неужели вы ожидаете с нами только одного из двух наилучших исходов? Мы выжидаем, что вас настигнет Зачинатель наказанием Своим или нашими руками! Так выжидайте, поистине, мы с вами выжидаем!».

Скажи: «Тратьте добровольно или принудительно, все равно не будет принято от вас! Поистине, вы отступники!». (9:52-53)

 

Обличительные речи посланника и осведомленность с помощью Зачинателя приводили к оскорблениям лицемерами вестника:

 

Среди них есть и такие, которые причиняют обиду вестнику и говорят: «Он ухо». Ответь: «Ухо хорошо для вас!». Он верит Зачинателю, верит верующим и является милосердием для верующих среди вас! (9:61)

 

Отсутствие искренней веры в знамения Творца не давало стимула к усердию и расходу на пути Зачинателя:

 

Ликовали оставшиеся сидеть позади посланника Зачинателя. Отвратительно было для них усердствовать своим достатком и собой на пути Зачинателя. Они сказали: «Не выступайте в жару!». Ответь: «Огонь Ада жарче!», если бы они поняли! (9:81)

 

Скажи: «Если бы вы обладали сокровищницами милости Господа моего и тогда вы бы боялись обеднеть от трат! Поистине, человек скуп!». (17:100)

 

Проявление такого отношения – сигнал для отказа от взаимодействия в важном деле:

 

Если Зачинатель вернет тебя к части из них, и они будут просить у тебя позволения выйти, то скажи: «Никогда вы не выйдете со мною и не будете со мной сражаться против врага! Ведь вы довольствовались отсиживанием в первый раз, так сидите с оставшимися!». (9:83)

 

В любом случае результат деятельности связан с правильным руководством. При правильном руководстве Предписанием успех обычно сопутствует верующим, что вынуждает лицемеров заискивать перед ними:

 

Они будут оправдываться перед вами, когда вы вернетесь к ним.

Скажи: «Не оправдывайтесь, мы не поверим вам! Уже известил нам Зачинатель сведения о вас! Увидит Зачинатель ваше дело и посланник Его! Потом вы будете возвращены к Знающему тайное и засвидетельствованное! Он сообщит вам, что вы делали!». (9:94)

 

Скажи: «Действуйте и увидят ваши дела Зачинатель, посланник Его и верующие! Будете вы возвращены к Знающему тайное и засвидетельствованное! Он сообщит вам то, что вы делали». (9:105)

 

Порой внешнее исполнение определенных правил выдается за веру, что на самом деле таковой не является:

 

Сказали арабы: «Мы поверили!». Ответь: «Вы не поверили, однако, говорите: «Мы смирились!». Пока еще не вошла вера в ваши сердца! Если вы будете слушаться Зачинателя и Его посланника, Он ни в чем не умалит ваших дел! Поистине, Зачинатель - Прощающий, Жалеющий!». (49:14)

 

Отсутствие настоящей веры при внешней покорности сыграло злую шутку со многими последователями Мухаммада. Их статус «смирившийся» подталкивал к внедрению своих воззрений в круг предписаний Зачинателя, при этом они считали, что им позволительно так поступать:

 

Спроси: «Неужели вы учите Зачинатель вашей обязанности? Зачинатель знает то, что на небесах и на земле! Зачинатель о всякой вещи знающ!». Они считают любезностью тебе то, что они смирились. Скажи: «Не считайте любезностью мне ваше смирение! Конечно, Зачинатель считает любезностью вам то, что Он наставил вас к вере, если вы правдивы!». Поистине, Зачинатель знает тайное на небесах и на земле! Зачинатель видит то, что вы делаете! (49:16-18)  

 

Слабость веры определяется отношением к прелестям и выгодам ближней жизни, что способствует порой перевешиванию их перед исполнением предписаний Господа:

 

Когда они видят торговлю или забаву, то они заканчивают собрание и оставляют тебя стоящим. Скажи: «То, что у Зачинателя, лучше, чем забава и торговля. Зачинатель лучше наделяющих!». (62:11)

 

Судя по Словесности, большинство сподвижников вестника не были примером для подражания.