Усердие

Любая сфера жизнедеятельности человека во всех ее проявлениях связана с приложением каких-либо усилий: будь то умственное или физическое. В результате трудовой деятельности люди развиваются в техническом, социальном, гражданском, политическом и т.д. планах. Истинная вера в Единого Зачинателя не является чем-то статичным и косным. Она представляет собой живую деятельную энергию, подпитываемую конкретными действиями. Ведь именно действие служит «проездным билетом» до конечной остановки у Творца:

 

Неужели вы считаете, что войдете в Сад, когда Зачинатель не узнал еще усердствовавших и терпеливых из вас? (3:142)

 

Или вы думаете, что будете оставлены, пока Зачинатель не узнал тех из вас, которые усердствовали и не брали себе покровителей, помимо Зачинателя, Его посланника и верующих?! Поистине, Зачинатель осведомлен о том, что вы делаете! (9:16) 

 

В Словесности для обозначения приложения человеком определенных усилий употребляются арабские слова, корневым значением которых служит «джахада», означающее «стараться, трудиться, напрягаться, прилагать усилия, бороться (с трудностями)».

Для проявления веры на деле Всевышний и предписывает верующим прилагать усердие:

 

О вы, которые поверили! Остерегайтесь Зачинателя, стремитесь добиться Его расположения и усердствуйте на пути Его, может быть, вы преуспеете! (5:35)

 

Выступайте легко и тяжело вооруженными, усердствуйте своими достатками и собой на пути Зачинателя! Это лучшее для вас, если вы знаете! (9:41)

 

Усердствуйте пред Зачинателем истинным усердием! (22:78)           

 

Приведенные отрывки ясно показывают верующим вектор направления приложения усилий. Путь Создателя, описанный в Словесности, который, в свою очередь, сам является воплощением этого пути, показывает конкретные действия для реализации потенциала веры:

 

О вестник! Борись с закрывшимися и продажными. Будь жестким с ними. Их убежище Ад! Скверный это исход! (9:73)

 

О, вестник! Борись с закрывшимися и продажными! Будь жестким с ними! Их убежище - Ад! Скверен этот исход! (66:9)

 

Так не слушайся закрывшихся и прилагай усилие к ним этим великим усердием! (25:52)

 

Старание на пути Зачинателя выкристаллизовывает группу с более тесными, близкими отношениями между друг другом:

 

Поистине, те, которые поверили, выселились, усердствовали своим достатком и собой на пути Зачинателя и те, которые дали убежище и помогли, такие одни из них покровители другим! (8:72)

 

Признаком же еще более тесной духовной близости для усердствующих людей служит родство между ними:

 

Те, которые поверили после, выселились и усердствовали вместе с вами, то они из вас. А обладатели родства, одни из них покровители другим по Предписанию Зачинателя. Поистине, Зачинатель о всякой вещи Знающ! (8:75)

 

Искренность и правдивость помыслов известны лишь Творцу, для людей же они недосягаемы. Однако эти качества могут стать ясными для окружающих через деяния человека:

 

Поистине, верующие те, которые поверили Зачинателю и Его посланнику, затем не сомневались и усердствовали своими достатками и самими собой на пути Зачинателя! Они правдивые! (49:15)

 

Любое старание приводит к определенному результату. Оно может быть разным: отрицательным, положительным, ожидаемым, неожиданный и т.д. Все эти варианты касаются сферы ближней жизни. Только в одном можно быть твердо уверенным – за усердие на пути Господа, вне зависимости от результата, Всевышний обязательно вознаградит:

 

Те, которые поверили, выселились и усердствовали на пути Зачинателя и те, которые дали убежище и помогли, они истинно верующие. Для них прощение и почетный удел. (8:74)

 

Те, которые поверили, выселились и усердствовали на пути Зачинателя своим достатком и собой, выше они степенью у Зачинателя. Они получившие успех. (9:20)

 

Однако, посланник и те, которые поверили вместе с ним, усердствовали своими достатками и собой! Для них благодеяния! Они счастливы! (9:88)

 

Уверенность в награде Создателя подкрепляет Его обещание о помиловании прилагающих силы на Его пути. Ведь в Сад можно попасть только через милость Зачинателя:

 

Поистине, те, которые поверили, которые переселись и усердствовали на пути Зачинателя, надеются на милость Зачинателя. Зачинатель - Прощающий, Жалеющий! (2:218)

 

Потом, поистине, твой Господь к тем, которые выселились после испытания, затем усердствовали и терпели, поистине, твой Господь после этого ведь - Прощающий, Жалеющий! (16:110)

 

Труд на сакральной стезе неизбежно притягивает друг к другу единомышленников. С увеличением «трудящихся» увеличиваются благие дела, а окружающие могут видеть альтернативу «демоническим» примерам:

 

Тех, которые усердствуют для Нас, Мы ведь непременно наставим их на Наши дороги! Поистине, Зачинатель ведь с добродеющими! (29:69)

 

Люди, являясь несовершенными существами, нуждаются в поддержке и участии, поэтому прилагаемые усилия необходимы прежде всего для самих верующих:

 

Кто усердствует, тот, поистине, усердствует для самого себя! Поистине, ведь Зачинатель не нуждается в людях! (29:6)

 

Наше несовершенное, «глиняное» состояние может сыграть для человека отрицательную роль. Если в жизни людей преобладает материальная составляющая, а разум занят обслуживанием своей земной субстанции, то такому человеку рассчитывать на успех в День Долга не приходится:

 

Скажи: «Если ваши отцы, сыновья, братья, супруги, род, приобретенный достаток, торговля, в которой вы боитесь застоя, жилье, которым вы довольны, более любимо вам, чем Зачинатель, Его посланник и борьба на Его пути, то выжидайте, когда придет Зачинатель со Своим делом. Поистине, Зачинатель не наставляет отступников!». (9:24)