Справедливость
Одним из главных лозунгов большинства революций в истории человечества было требование равного отношения между людьми. На этих естественных чувствах играли организаторы изменения общественного строя.
Откуда взялось такое чувство у совершенно разных людей, в разных местах и в разное время? Ответ на этот вопрос для верующего в трансцендентное начало бытия ясен - оно вложено Творцом.
Для определения равного отношения в Словесности применяется термин «,адаля» – «быть справедливым, выравнивать, равняться, равнять, быть равным (в отношении)».
Для правильного ориентира эталоном соответствия в руководстве выступают Слова Создателя:
Завершились Слова Зачинателя правдиво и справедливо! Неизменяемы Слова Его! Он - Слышащий, Знающий! (6:115)
Служа образцом, предписания Господа направлены на создание гармоничного социального состояния в обществе:
Когда вы говорите, то соблюдайте справедливость даже если это будут близкие родственники! Полностью выполняйте взятое обязательство пред Зачинателем! Это для вас Его завещание, может быть вы задумаетесь! (6:152)
Поистине, Зачинатель повелевает справедливость, благодеяние и дары близким. Он удерживает от чрезмерности, ненавистного и преступного. Он увещает вас, может быть, вы опомнитесь! (16:90)
В любом механизме предусмотрен определенный «люфт», который при правильном регулировании способен предотвратить сбой всей системы. К примеру, в отношениях мужчины и женщины относительно развода:
Засвидетельствуйте двумя справедливыми среди вас. (65:2)
Какова бы ни была причина расставания, какими бы ни были эмоции, развод должен совершен наилучшим образом. Это касается и хозяйственных отношений между людьми:
О те, которые поверили! Когда вы занимаете в долг на определенный срок, то записывайте это. Пусть запись ведет справедливый в отношении к обоим писарь. (2:282)
Зачинатель, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество его владельцам и разбирать справедливо среди людей, когда вы разбираете. Поистине, Зачинатель делает благодеяние, увещевая вас! Поистине, Зачинатель - Слышащий, Видящий! (4:58)
О те, которые поверили! Не убивайте охотничью добычу при запрете. Кто из вас убьет ее преднамеренно, то воздаянием за это будет скотина, подобная той, что он убил. Разбирают это двое справедливых из вас. (5:95)
О вы, которые поверили! Свидетельством между вами, когда приходит к кому-нибудь из вас смерть, в момент завещания должны быть двое обладающих справедливостью из вас или двое других не из вас. (5:106)
В истории практически не было такого периода, когда на прямом пути не стояли бы противники. Вражда обнажает чувства, особенно чувство ненависти. Но какие бы эмоции не переполняли, правило равного отношения к окружающим со стороны уверовавших в Словесность должно работать неизменно:
О вы, которые поверили! Будьте стойкими пред Зачинателем, соразмерными свидетелями. Не становитесь преступниками из-за ненависти людей, чтобы нарушить справедливость. Будьте справедливы, это ближе к осмотрительности. Остерегайтесь Зачинателя! Поистине, Зачинатель сведущ в том, что вы делаете! (5:8)
К сожалению, случаи вооруженного конфликта между верующими происходят регулярно. Но и это является испытанием для них, ведь в конфликте необходимо руководствоваться трансцендентным источником, который предписывает быть беспристрастным:
Если два отряда из верующих сражаются, то исправьте положение между ними! А если один преступит против другого, то сражайтесь с тем, который преступил, пока он не обратится к велению Зачинателя! Если он обратится, то исправьте положение между ними, по справедливости, и соразмерности. Поистине, Зачинатель любит соразмерных! (49:9)
Воспитание себя в разных ситуациях, неуклонное следование повелениям Творца приводит к наилучшему качественному изменению человека:
Разве одинаковы он и тот, кто повелевает справедливость, стоя на прямом пути? (16:76)
Такое качественное состояние не позволяет людям идти на поводу страстей и отклоняться от истины:
Так к этому призывай и стой прямо, как велено тебе. Не следуй за их страстями. Скажи: «Я поверил в то, что ниспослал Зачинатель из Предписания. Мне велено быть справедливым между вами! Зачинатель наш Господь и ваш Господь! Нам наши дела, вам ваши дела! Нет оправданий между нами и вами! Зачинатель соберет нас и к Нему возвращение!». (42:15)
Принцип добровольности в выполнении обязанности перед Зачинателем позволяет личности сделать выбор в ту или иную сторону. Как правило, большинство выбирает свою чувственную составляющую, которая не дает правильного ориентира в жизни. И как результат ошибочного выбора – потеря возможности на исправление своего положения в День Долга:
Остерегайтесь Дня, когда личность не возьмет ничего из части другой личности, от нее не примется заступничество, не возьмут от нее равное и не будет им оказана помощь! (2:48)
Остерегайтесь Дня, в котором ничем не будет воздано личности за другую личность, не примется от нее равное, не будет ей пользы от заступничества и не будет им помощи. (2:123)
Если даже уравновесит все равноценным, не примется от нее! (6:70)
Всем нам стоит понять, что несправедливое отношение, как бумеранг, может вернуться обратно.