Нрав

Идя по улице, находясь в общественном транспорте или делая покупки в магазине, в общем, общаясь в повседневной жизни с разными людьми, мы часто сталкиваемся с, мягко говоря, нелюбезным отношением друг к другу. Крики, ругань, нецензурная речь – вот реалии нашей жизни. Неуважительное отношение к старшим уже стало нормой, а брань женщин, в том числе и совсем молодых девушек, никого не удивляет.

В попытках найти причины подобного состояния общества этой теме было посвящено множество телепередач и газетных статей, но поведение большинства так и не изменилось. И, наверно, все дело, прежде всего, в правильном воспитании и адекватном восприятии самим человеком.

Все мы разные, и воспитание у людей различное. А для того, чтобы люди гармонично уживались вместе и относились друг к другу с уважением, существует универсальное поведение для всех, описанное в Словесности:

 

Когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же. Поистине, Зачинатель все подсчитывает! (4:86)

 

К сожалению, это повеление Зачинателя исполняют не все. Хамство, высокомерие, сквернословие, едва заметный кивок в ответ на приветствие и прочее стали вполне типичными явлениями нашей жизни. Человек, читающий Словесность и претворяющий в жизнь повеления Зачинателя, поступать подобным образом, конечно же, не будет. Ведь ему Господь повелевает совсем иное:

 

Скажи Моим слугам, чтобы они говорили то, что лучше. Поистине, ослушник сеет вражду между ними! Поистине, ослушник для человека явный противник! (17:53) 

 

Упомянутый раздор очень ощутим в наше время. Особенно это заметно на примере конфликта представителей различных религиозных убеждений. Так, считая человека иноверцем, адепты того или иного направления в Исламе, ссылаясь на авторитет посланника Зачинателя, смотрят на него как на врага, заслуживающего агрессии:

 

            Не приветствуйте первыми ни иудеев, ни христиан, а если встретите кого-нибудь из них на дороге, оттесните его к наиболее узкой части. (Муслим, «Сады праведных»)  

 

А ведь Мухаммад описан в Словесности совсем не таким:

 

Поистине, ведь возвышен величием твой нрав! (68:4)

 

И поведение его отличалось великодушием и даже прощением, в том числе, к иноверцам и язычникам. Мы убеждены, что вестник максимально придерживался в этом повелений Зачинателя, а значит, и мы обязаны вести себя подобным образом:

 

Если кто-нибудь из приобщающих попросит у тебя помощи, то окажи ему помощь, пока он не услышит слова Зачинателя. Затем доставь его в безопасное для него место потому, что они незнающий народ! (9:6) 

 

Конечно, понятно чувство верующего, когда он видит и слышит греховные вещи, но это не повод для вражды и нетерпимости. Верующий человек не имеет никакого права преступать законы Всевышнего, о чем его предупреждают в наставлении:

 

 Не становитесь преступниками из-за ненависти к людям, отстраняющих вас от священного места земного поклонения. Содействуйте в благочестии и осмотрительности, но не содействуйте в грехе и вражде. Остерегайтесь Зачинателя, ведь Зачинатель суров в наказании! (5:2) 

 

Искоренение зла, невежества и хамства является непременным условием для человека, верующего в Единого Зачинателя. Как это сделать? Ведь мы можем по-разному бороться с плохими вещами. Ответ на этот вопрос также находится в Словесности:

 

Отклоняй наилучшим наихудшее! Мы лучше знаем то, что они описывают!

 

В связи с этим похвальной чертой истинно верующего является поведение, описанное ниже:

Слуги Щадящего те, которые ходят по земле не важничая, а когда обращаются к ним с речью невежды, они отвечают им: «Мир!». (25:63) 

Надо признать, что вышеописанное поведение встречается не часто среди верующих. Для того, чтобы соответствовать этому, верующий прежде всего должен изменить себя, ведь большинство из нас приняло веру после греховной жизни. Каждому из нас есть чего стыдиться из совершенных прежде деяний. А все это, безусловно, оставило свой отпечаток в душе, и устранить это может только сам человек:

у него управленцы, следующие впереди него, позади него и охраняющие его по повелению Зачинателя. Поистине, Зачинатель не меняет то, что происходит с людьми, пока они не изменят самих себя! Когда Зачинатель пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого! У них, помимо Него, нет покровителя! (13:11)  

Настоящим бедствием в среде верующих является взаимная неприязнь и вражда. В любом религиозном направлении эти чувства основываются на собственной идеологии, которая могла возникнуть на почве человеческих интерпретаций положений веры и Предписаний. Однако если неуклонно придерживаться Словесности, то места для вражды и ненависти не останется:

 

Не равны доброе и злое. Отстраняй наилучшим и тогда тот, с кем у тебя противостояние, станет точно он близкий друг! Это вменено, исключительно терпеливым! Это вменено, исключительно обладателям великой доли! (41:34-35)

Может быть, Зачинатель установит между вами и теми, с кем из них вы враждуете, любовь. Поистине, Зачинатель Мощен, Зачинатель - Прощающий, Жалеющий! Не удерживает вас Зачинатель быть благочестивыми и соразмерными от тех, которые не сражались с вами из-за вашей обязанности и не изгоняли вас из ваших жилищ. Поистине, Зачинатель любит соразмерных! (60:7-8)