Рост

Столкнувшись с разрушительными последствиями экономического кризиса, человечество пытается найти выход из сложившейся ситуации. Для того, чтобы найти выход из положения, необходимо изучить корень проблемы. Основу проблемы мы видим в истории зарождения и развития экономики.

В начале, люди обменивались выращиваемыми или производимыми продуктами. Выгода состояла в том, что обменивающиеся получали недостающие, но необходимые товары друг у друга. Это называется торговлей путем прямого обмена товарами, без участия денег - бартер. В процессе развития бартерной экономики, определились товары, которые ценились выше, чем другие виды товара. Причин тому было много: ограниченность ресурсов, недостаточное количество, трудоемкость производства, наличие только в определенном месте и т.п. За ценный товар обладатели запрашивали, превышающую необходимость, другие виды товара. Это позволяло им обменивать излишки на другие виды товара. Таким образом, достаток обладателя ценного товара увеличивался. Это был первый шаг к дисбалансу экономических отношений.

В процессе бартерной экономики, ценные товары становились мерой обмена, ведь они обладали универсальным спросом. С увеличением экономических отношений, товары, как мерило обмена, стали увеличиваться в объемах и натуральный обмен был затруднен. Исходя из такой ситуации, обладатели ценных товаров придумали заменить меру обмена, ценный товар, на некие условные единицы ценности. Так появились деньги. Мера обмена в виде денег облегчил обладателям ценных товаров получать выгоду, ведь они стали оценивать свой товар в деньгах, где стоимость включала прибавку к базовой ценности товара (себестоимости) - маржу. Именно на марже и держится вся экономическая система.

Что такое маржа по сути? Это мера роста ценности товара. Человек обладает одной мерой ценности товара и выращивает ее на меру маржи. Данный алгоритм стал главной экономической ценностью и является основой парадигмы развития экономических отношений. Такой механизм по умолчанию не может обеспечить баланс товаров между людьми. Маржа не позволяет обеспечить всех участников экономических отношений, т.к. она вынимает из оборота (бартера) часть ценности, а значит и товара.

Рассмотрим, что об этом сообщается в Словесности. Чтобы понять основу проблемы в экономике, необходимо обратиться к используемому в Словесности слову «рибаа». 

Слово «рибаа» образовано от корня «раба» – «расти, возрастать, увеличиваться, превышать, выращивать». Приведенное слово применялось у арабов в отношении сельхозкультур и домашнего скота. Эти два вида деятельности отражали имущественное положение человека, поэтому «рибаа» со временем стало применяться и по отношению к имуществу вообще. Смысл тут очевиден – рост ценности. Каково отношение к этому явлению Зачинателя?

 

О те, которые поверили! Остерегайтесь Зачинателя и оставьте то, что осталось у вас из роста, если вы являетесь верующими! (2:278)

 

О вы, которые поверили! Не кормитесь умноженным ростом и остерегайтесь Зачинателя, может быть, вы преуспеете! (3:130)

 

Мы запретили иудеям приятные вещи, ранее дозволенные им за то, что они темнили и отвращали многих с пути Зачинателя, за взятие ими роста, ранее запрещенное им, за поглощение достатка забывчивых людей понапрасну. Мы приготовили закрывшимся из них мучительное наказание! (4:160-161)

 

Подобный запрет естественным образом вызывает основной вопрос: каким же образом можно совершать экономическую деятельность? Ответ содержится в нижеследующем отрывке:

 

Те, кто кормится за счет роста, будут существовать исключительно, как существует тот, кого поразил ослушник помешательством. Это за то, что они говорили: «Поистине, торговые сделки подобны росту!», но Зачинатель разрешил торговые сделки и запретил рост! Тот, к кому придет предостережение от Господа, и он перестанет пользоваться ростом, то ему останется то, что он имел раньше, а дело его находится у Зачинателя. А кто возвратится, те присоединятся к Огню и будут в нем оставаться. (2:275)

 

Текст указывает, что только торговые сделки легитимна перед Зачинателем. Возникает еще один вопрос, а что такое сделка в соответствии со Словесностью?

В Словесности применяется слово «байун», что означает «сделка, торг». Если посмотреть на суть этого термина, то он показывает процесс переговоров и соглашений между обменивающими. После их окончания происходит обмен, что и является прямой торговлей – бартером. Для обозначения торговли, в тексте Словесности используется слово «тиджаара», означающее торговля, товар.

Такая форма отношений присуща не только отношениям между людьми, но и между человеком и Господом:

 

Поистине, Зачинатель приобрел у верующих их самих и их достояние! За это им Сад! Они сражаются на пути Зачинателя, убивают и бывают убиты, согласно истинному обещанию от Него в Торе, Евангелии и Словесности. Кто же более полно исполняет свое обязательство, чем Зачинатель? Так радуйтесь своей сделке, которую вы заключили с Ним! Это ведь огромный успех!  (9:111)

 

На этом примере мы видим смысл сделки – обмен. Тут нет маржи, тут честный обмен, где выгодоприобретателем является потребитель – человек! Тем самым, соответствующая трансцендентным ценностям экономическая система должна предусматривать выгоду именно для потребителя, а не для поставщика. В этом глубокий смысл.

Представим следующую логику экономических отношений. Поставщик или производитель обеспечивает потребителя товаром, без маржи. Получатель, исходя из удовлетворенности, оценивает товар по определенной шкале экономической ценности, которое будет отражаться в глобальной экономической системе и будет составлять для производителя или поставщика прибыль. Т.е., маржа будет зависеть не от актора экономической деятельности, а от потребителя. Это схоже со следующей ситуацией в прошлом. К примеру, пекарь испек хлеб и отнес его кузнецу. Пекарю нужен небольшой нож. Кузнец изготовил за хлеб необходимый пекарю небольшой нож. Пекарь высоко оценил нож и в знак благодарности, испек булочку и отнес кузнецу как угощение. Кузнец же, попробовав хлеб и насладившись им, также, в знак благодарности, дал пекарю пару гвоздей. Тем самым, в выгоде оказались обе стороны, как в смысле получения необходимого, так и в части приобретения сверх необходимого. Почему в этой схеме отсутствует дисбаланс? Дело в том, что, и пекарь, и кузнец сделали друг другу прибыль без ущерба своему достатку. Если в процессе экономических отношений, будет сохранятся взаимовыгода и товарный баланс, причин для возникновения кризиса не будет.

Однако, существует более важная ценность для верующих, поминание Зачинателя:

 

О те, которые поверили! Когда вас позовут на сближающую связь в день собрания, то устремляйтесь к поминанию Зачинателя и оставьте сделки. Это лучше для вас, если вы знаете! (62:9)

 

Ценность состоит в том, что верящие Зачинателю ставят его выше своей личной выгоды:

 

Мужи, которых не отвлекает ни торговля, ни сделка от поминания Зачинателя, сближающей связи и обеляющего расхода. (24:37)

 

Такой выбор сулит в будущем невообразимые выгоды для верующих, в День Долга, в котором уже не будет никаких земных условий:

 

О те, которые поверили! Расходуйте то, чем Мы вас наделили до прихода Дня, когда не будет ни сделок, ни дружбы, ни заступничества. А ведь закрывшиеся мракобесы! (2:254)

 

Скажи слугам Моим, которые поверили, пусть они выходят на сближающую связь и расходуют из того, чем Мы их наделили, скрыто и публично, раньше, чем наступит День, в котором нет ни сделки, ни дружбы! (14:31)

 

Внимательно рассмотрев механизм действия роста, мы явно видим его деструктивное действие. Рост предполагает увеличение ценности товара сверх его реальной стоимости. Это приводит, к концентрации материальных благ в ограниченном кругу людей. Подобная практика приводит к дисбалансу экономической жизни и к несправедливому распределению материальных благ, что мы и видим на сегодняшний день. Прибыль, по сути, является отнятием у нуждающихся возможности получить необходимое, хотя Зачинатель, напротив, призывает к обеспечению нуждающихся:  

 

Сокрушает Зачинатель рост и выращивает милостыни! Поистине, Зачинатель не любит всякого закрывшегося грешника! (2:276)

 

Творец стимулирует людей не просто одноразово помогать нуждающимся, но такую практику проходить на постоянной основе в виде предоставления обеляющего расхода:

 

То, что вы даете в рост, чтобы выросло в достатке забывчивых людей, то не растет у Зачинателя! То, что вы даете из обеляющего расхода, желая направления Зачинателя, это умножающие! (30:39)

 

Можно сколько угодно спорить о природе роста, но историческая практика показала несостоятельность процентно-спекулятивной экономики, которую ярко демонстрируют кризисы и инфляции, банкротства и дефолты, а итогом всего перечисленного является нищета большинства населения земли.