Предположения
В осмыслении мироздания и поиска смысла жизни стремление определить хотя бы ближайшую перспективу играет в жизни человека основополагающую роль. Анализ закономерностей давал людям некие ориентиры в прогнозировании возможных вариантов событий. Одним из итогов наблюдений выступает сфера примет и суеверий, которые дошли до нас в конечной форме выражения, без понимания источника и причины такого мнения.
Человеческий опыт не имеет возможности пересечь собственные границы, тем самым демонстрируя бессилии постичь истинную природу существования всего и вся. Именно эти предпосылки привели к такому явлению, как предположение.
Для возможности приблизиться людям к объективной истине, Творец инициировал ниспослание трансцендентной информации через выбранных членов того или иного общества. Будучи последним трансцендентным источником, Словесность повествует нам о состоянии человека, определяемое термином «зоннун» – «предполагать, думать, иметь мнение, мысль».
Зачастую предположения в жизни людей основываются на наиболее часто повторяющемся факте, который внушает им неизменность состояния. Отказ же в осмыслении зависимости от Создателя приводил к плачевным последствиям:
Поистине, пример жизни ближней похож на воду, которую Мы низвели с неба. Смешиваются с ней растения земли, которыми питаются забывчивые люди и животные. Когда земля расцветает и разукрашивается, обитатели ее предполагают, что они властны над ней. А когда приходит к ней Наше повеление ночью или днем, то Мы делаем ее сжатой, как будто бы и не была она вчера богатой. Таким образом Мы подробно излагаем знамения для размышляющего народа! (10:24)
Информация о теистическом происхождении бытия всегда присутствовала у народов мира. Однако искажение сути вести от Господа, попытки самостоятельно объяснить смысл бытия порождали ошибочное мнение:
Но если Мы дадим ему вкусить милость после коснувшегося ущерба, он ведь непременно говорит: «Это мне. Я не думаю, что наступит Час. Ведь если я буду возвращен к своему Господу, поистине, для меня у Него есть хорошее!». И Мы непременно возвестим тем, которые закрылись, о том, что они делали! Мы ведь непременно дадим им вкусить суровое наказание! (41:50)
Показательным примером для воспитания правильного восприятия действительности посредством негативного события для носителя искаженного мнения служит следующая история:
Приведи им пример двух мужей. Одному из них Мы установили два сада из виноградников, окружили их пальмами и установили между ними посевы. Оба сада давали пропитание и не были ничем омрачены. Мы пробили русло реки между ними и были возле нее плоды. Так, сказал он своему спутнику в беседе с ним: «Мой достаток многочисленнее твоего, а моя группировка сильнее!». Вошел он в свой сад и сказал, омрачив себя: «Не думаю я, что пропадет это когда-нибудь. Не думаю я, что Час настанет. А если я буду возвращен к Господу моему, то я обнаружу наилучшее возвращенное!». Ответил ему его спутник в беседе с ним: «Неужели ты закрылся от Того, кто сотворил тебя из праха, а затем из капли, а потом выровнял тебя мужчиной? Однако Он – Зачинатель, Господь мой! Я никого не устраиваю Господу моему в причастные! Вот если бы ты сказал, когда вошел в свой сад: «Это по желанию Зачинателя! Мощь исключительно у Зачинателя!». Если ты видишь меня меньше себя в достатке и детях, то, может быть, Господь мой даст мне лучше, чем твои сады, а на них пошлет расчет с неба и окажутся ровным, скользким местом! Или вода в них уйдет вглубь, и ты не сможешь ее изыскать!». Захвачены были его плоды, а он стал выворачивать свои кисти из-за того, что растратил на них. Он был опустошен до основания. Он сказал: «О, если бы я не устраивал никого в причастные Господу моему!». Не было у него помогающей компании, помимо Зачинателя! Не было у него сторонников! Там истинное покровительство принадлежит Зачинателю! Он лучший в награде и лучший в исходе! (18:32-44)
Узкое мышление, зомбированность этой жизнью, способствующие лишь потребительскому смыслу в точке «здесь и сейчас», не дает возможности рассмотреть целостную картину задуманного Зачинателем и умаляет роль, отведенную всему тварному:
Не создали Мы небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают те, кто закрылись. Горе тем, кто закрылись от Огня! (38:27)
Проблема правдивости исторических событий актуальна и в наше время. В религиозном плане прошлое особо диссонирует с начтоящим, вызывая противоречие в сознании верующих. Обычно такие события интерпретируются, как краеугольный камень истины, хотя сами по себе они не являются источником и сутью трансцендентной информации. Таким примером служит история казни Иисуса:
За их закрытость и за сказанную на Марию огромную клевету, за их слова: «Мы ведь убили помазанника Иисуса, сына Марии, посланника Зачинателя!». А ведь они его не убили, не казнили его распяв, однако, для них это уподобилось. Поистине, у тех, которые разногласят об этом, в сомнении о произошедшем, нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. Они не убили его, достоверно убедившись в этом. Напротив, Зачинатель возвысил его к Себе, ведь Зачинатель – Всемогущий, Мудрый! (4:156-158)
Вокруг этой темы существует множество спекуляций, однако в Словесности Творец сообщает истинное событие, произошедшее с Иисусом.
История Иисуса показательна. В своей основе народы вели себя агрессивно по отношению к посланникам Господа, считая их лжецами, что не могло не влиять на состояние вестников:
Даже когда посланники отчаивались и думали, что их сочли лжецами, к ним приходила Наша помощь, и спасали Мы тех, кого желали! Не отвернуть Нашу силу от преступного народа! (12:110)
В такой же ситуации оказался Мухаммад. Ему и его сторонникам пришлось отвечать на нападки противников, что вылилось в боевые столкновения. Обладая разным пониманием и качеством веры, некоторые из окружения вестника попадали под влияние неправильной мысли:
Потом Он низвел на вас после огорчения безмятежный сон, покрывший одну часть вас, а другая часть обеспокоилась за себя. Они думали о Зачинателе не по истине, мыслью невежества, говоря: «Неужели есть для нас что-нибудь в этом деле?». Скажи: «Поистине, все дела принадлежат Зачинателю!». Они скрывают в себе то, чего не обнаруживают в тебе. Они говорят: «Если бы было нам что-нибудь в этом деле, то не были бы мы тут убиваемы!». Ответь: «Если бы вы были в своих домах, то непременно вышли бы те, кому предписано быть убитым, к местам их упокоения! Это для того, чтобы Зачинатель испытал то, что в ваших помыслах, и чтобы изучить то, что в ваших сердцах!». Поистине, Зачинатель о помыслах Знающий! (3:154)
По своей природе мысли приходят извне. Смысл заключается в том, какую мысль или мнение человек предпочтет. В этой связи важным замечанием служит следующее:
О те, которые поверили! Сторонитесь многих предположений, поистине, часть предположений грех. Не следите друг за другом и не злословьте друг о друге. Неужели понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата? Ведь вам ненавистно это! Остерегайтесь Зачинателя! Поистине, Зачинатель - принимающий покаяния, Жалеющий! (49:12)
На фоне сказанного доктрина идолопоклонников содержит фундаментальную ошибку, так как зиждется на человеческой мысли. Обоснование же от Зачинателя у них попросту отсутствует:
Скажут те, кто приобщали: «Если бы Зачинатель желал, мы бы не приобщали, и наши отцы не приобщали бы. Мы ничего бы не запрещали!». Таким же образом лгали те, кто был до них, пока не вкусили Нашей силы! Скажи: «Если есть у вас что-либо из знания, то выведите его нам! Поистине, вы следуете исключительно за предположением, поистине, вы лишь выдумываете!». (6:148)
О да, поистине, Зачинателю принадлежат те, кто на небесах и на земле! Чему следуют те, которые призывают соучастников? Они ведь следуют исключительно за предположением, они лишь выдумывают. (10:66)
Поистине, это исключительно имена, которыми назвали вы и ваши отцы. Не ниспосылал Зачинатель по этому поводу распоряжения. Поистине, вы следуете исключительно за предположением и тем, что привлекает личность. Явилось ведь им от Господа их Наставление! (53:23)
Ситуация могла бы измениться, если бы пантеисты приняли за основу предлагаемую весть Господа. Но мракобесие не дало принять трансцендентное сообщение, что ярко представлено в вопросе о Дне Долга:
Когда было сказано: «Поистине, обещанный Зачинателем Час истина, в которой нет сомнения!», вы ответили: «Мы не знаем, что такое Час! Поистине, мы строим исключительно предположения! Мы не являемся уверенными!». (45:32)
В Словесности изложено предупреждение о последствиях жизненного кредо людей и их веры. Поэтому ответом на неуверенность в Дне Долга было следующее:
Что предполагают те, кто измышляют на Зачинателя ложь о Дне Предстояния? Поистине, ведь Зачинатель - Обладатель превосходства для забывчивых людей, однако большинство из них не признательны! (10:60)
Это ваше мнение, то, как вы думали о вашем Господе, сгубило вас, и вы оказались среди потерпевших убыток. (41:23)
Понимая, что мысли приходят извне, из Словесности мы узнаем, что одним из авторов оных выступает наш главный враг – разочарованный:
Поистине, правдой для них стала мысль разочарованного. Так, они последовали за ним, за исключением части верующих. (34:20)
Внимательный человек заметит, что за мыслью разочарованного (иблиса) следует большинство людей. Исходя из этого, Создатель предупреждает об ущербности конформизма:
Если ты послушаешься большинства из тех, кто на земле, то они собьют тебя с дороги Зачинателя! Они следуют исключительно за предположением! Поистине, они лишь выдумывают! (6:116)
Тот, кто ставит своей целью постичь истину, должен знать, что посредством предположения либо человеческого мнения достичь истины невозможно:
Большинство их следует исключительно за предположениями. Ведь в предположении нет никакой пользы для истины. Поистине, Зачинатель о том, что они совершают Знающий! (10:36)
Но нет у них об этом никакого знания. Поистине, следуют они исключительно за предположениями. Поистине, предположение бесполезно по отношению к истине! (53:28)