Наказание за воровство
Присвоение любой материальной ценности в каждом обществе оценивается по-разному. Но в одном случае это действие оценивается одинаково всеми, когда происходит незаконное присвоение – воровство. Даже среди самих воров существует взгляд о грани, которую нельзя преступать. К этому явлению всегда было негативное отношение, и способы наказания за такое преступление были выработаны разные. Данный материал посвящен рассмотрению способов наказания, описанных в Словесности.
Основным положением наказания вора в Словесности является следующее предписание:
Вору и воровке позволительно отрезать их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как примерное наказание от Зачинателя! Поистине, Зачинатель – Всемогущий, Мудрый! (5:38)
В отрывке использован термин «акта,у» с корнем «ката,а» – «резать, рубить, прекращать, разрывать». Форма слова от этого корня «акта,у» означает «предоставлять, наделять, позволять рубить, резать, порывать». Получается, что данная мера является наивысшей и применяется по усмотрению суда. Творец позволяет применить крайнюю меру в виде телесного наказания, которое не является единственным решением.
Следующий использованный термин в аяте – «айдияхума». Этот термин состоит из двух словоформ в двойственном виде – «айдия» – «руки» и «хума» – «их обоих». Зачинатель позволяет принять решение об отрубании рук, т.е. каким способом, сколько рук и размер отрубаемой части рук вменено на усмотрение людей.
То, что физическое воздействие не является первой и единственной формой решения, подтверждается следующим отрывком:
А кто раскается после своего мрака преступления и исправится, то Зачинатель примет его покаяние. Поистине, Зачинатель – Прощающий, Жалеющий! (5:39)
Данное преступление может возместиться исправлением положения дела преступником и искренним раскаянием.
Что означает раскаяние? Раскаяние означает невозвращение к прежнему деянию. Если человек совершает повтор, то речи о раскаянии идти не может, и к нему необходимо применять крайнюю меру наказания во избежание последующего рецидива.
Воры и воровки бывают разные, с разными возможностями и положением, чинами и рангами. На данный момент появилось мнение о том, что нельзя понимать в этом отрывке наказание как телесное. Предлагается понимать указанное действие как лишение ресурсов и возможностей для вора и воровки. В большей степени это можно применить к казнокраду, взяточнику и т.п. коррупционеру, лишив его возможности занимать должность. Однако большинство воров и воровок являются рядовыми гражданами. У них нет должностей и чинов. Они получают тюремные сроки и после отбытия наказания вновь принимаются за старое.
Как можно лишить их ресурсов и возможностей? Доступ к отмычкам, ножам, бритвам и т.п. инструментам преступления невозможно прекратить. Возможности же своровать есть всегда. Данное мнение не отвечает реалиям и противоречит реальной возможности борьбы с этим преступлением.
Также существует мнение о том, что глагол «акта,у» означает не ампутацию конечности, а лишь некий надрез, отметину, при этом ссылка делается на историю с Иосифом, когда женщины порезали себе руки:
Когда она услышала об их ухищрениях, то послала за ними и приготовила для них кушетку. Она дала каждой из них нож и сказала: «Выйди к ним!». После того, как они увидели его, они возвеличили его и порезали себе руки. Они воскликнули: «Защита у Зачинателя! Это не вещающий человек! Это исключительно благородный управленец!». (12:31)
Однако, тут смысл в том, что была разрезана кожа, т.е. одна часть кожи отделена от другой. Если мы будем пытаться делать вывод одному аяту, то мы неизбежно совершим ошибку в понимании, ведь гораздо больше аятов нам сообщают об отсечении конечностей:
Я отрублю вам руки и ноги накрест, потом распну вас всех! (7:124)
Так я непременно отрублю вам руки и ноги накрест! (20:71)
Я непременно отсеку вам руки и ноги накрест! (26:49)
Речь идет об угрозе фараона приглашенным колдунам за их веру. Смысл в данных отрывках однозначен: ампутация конечностей.
И главное, если мы посмотрим весь контекст по поводу наказания, то прочитав чуть ранее, с 33-о аята, мы четко увидим, что Зачинатель меру наказания в качестве отсечения конечностей предписал принципиально:
Поистине, те, которые воюют с Зачинателем, Его посланником и стремятся портить на земле, в воздаяние будут либо убиты, либо распяты, либо будут отсечены у них руки и ноги накрест, либо будут они высланы из земли! Это для них позор в ближайшей жизни, а в Последней для них огромное наказание, за исключением раскаявшихся до того, как вы станете властны над ними! Так знайте, что Зачинатель – Прощающий, Жалеющий! (5:33-34)
В историческом Исламе существует утверждение, что следование трансцендентному руководству только посредством Словесности невозможно, так как многие положения в Предписании не описаны. В пример сторонники данной точки зрения приводят вид наказания – отрезание руки за воровство.
Как определить величину отрезаемой части тела?
Ответ прост: надо внимательно анализировать Предписание. Дело в том, что части тела довольно подробно описаны Творцом.
Или как дождь с неба, с мраком, громом и молнией. Они затыкают пальцами уши от грохота молний, опасаясь смерти. Зачинатель охватывает закрывшихся. (2:19)
Поистине, всякий раз, как я их призывал, чтобы Ты простил им, они устанавливали пальцы в свои уши, укрывались в свои одежды, упорствовали и превозносились в высокомерии! (71:7)
Как мы видим, пальцы описаны отдельным термином. Более того, описаны отдельно даже кончики пальцев:
Этих вы любите, а они вас не любят. Вы верите в Предписание целиком. Когда они встречают вас, то говорят: «Мы поверили!», а когда остаются наедине, то кусают от злости к вам кончики пальцев. (3:119)
Также применяется собирательный термин для обозначения пальцев:
Вот внушил Господь твой управленцам: «Я с вами! Так укрепите тех, которые поверили! Я брошу в сердца тех, которые закрылись страх. Так бейте их выше шей и бейте их по всем пальцам!». (8:12)
Конечно, есть у Нас возможности подобрать его пальцы! (75:4)
Если бы было предписание отрезать пальцы, было бы конкретное указание на это. То есть пальцы мы исключаем. С какого места точно начинается рука? Вот история с Иовом:
«Возьми в свою руку пучок и опоясайся им, и не нарушай обещания!». Мы нашли его терпеливым. Благодетельный слуга! Поистине, он кающийся! (38:44)
Любой человек понимает, что мы берем какую-либо вещь, зажав ее пальцами. Но мы уже вывели, что наказание не касается пальцев.
Что остается?
Следующая часть руки – кисть. Кисть – область руки от запястья до пальцев. Именно этой частью тела мы берем вещи. В Словесности отдельно слово «кисть» не употребляется. Как мы видим, данная часть сразу называется «рука». Теперь мы имеем право смело утверждать, что отрезать руку можно начиная с кисти.
Для санкции наказания существует суд. Суд волен применить степень наказания, что относится и к части тела. В нашем случае суд правомочен определить отрезание руки, начиная от кисти. Само собой, судебное разбирательство сопровождается предоставлением доказательной базы, и если воровство доказано, то суд должен вынести свой приговор с учетом всех возможностей, предоставленных Зачинателем в Словесности:
1) позволить на первый раз исправить преступление;
2) при повторе применить крайнюю меру наказания – отрезание руки, начиная с кисти.
Само собой, такой вид наказания с либеральной точки зрения считается средневековьем и дикостью. Однако любое мнение может быть ошибочным. Мы же должны в первую очередь понимать, что это – трансцендентное предписание. Во вторую очередь, именно такой порядок наказания может стать реальным инструментом в борьбе с воровством. На практике уровень воровства гораздо меньше там, где применяется наказание в виде отрезания руки за воровство. В странах, где это не применяется, уровень воровства выше.
Еще одним утверждением в историческом Исламе является то, что в Словесности не определена величина сворованного имущества, с которого можно считать человека вором, а в традиции (хадисы, ахбары) эта мера есть. Хотелось бы ответить на это следующим образом. Любой здравомыслящий человек в любом обществе никогда не назовет вором человека, взявшего без спросу, к примеру, спички, яблоко или крошку. У всех народов существовало и существует некая планка, до которой укравший не называется вором. Его могут назвать хулиганом, негодником или еще как-нибудь, но полновесным вором не назовут. Что касается нашего времени, то в уголовном кодексе всех стран существует мера, превышение которой приводит к уголовной ответственности. Так что для применения предписания о наказании за воровство нет объективных препятствий. Уверен, что любое предписание Словесности можно исполнять в любом обществе и во все времена. Для этого необходима лишь общественная и политическая воля.