Мерзость
Набор чувств человека помогает оценивать окружающую среду и вырабатывать определенную линию поведения. Такая функция нужна для оптимального существования, с наименьшими рисками.
Одним из таких инструментов служит определение состояния, которое должно быть отторгнуто. Без наличия такой реакции человек может отравиться, заразиться и заразить, пользоваться некачественными вещами, продуктами и т.д.
В нравственном плане людям также свойственно оценивать действия других. Однако оценочный ориентир в отношении одного и того же деяния у людей может быть разным. То, что для одного приемлемо, у другого вырывает отторжение. Получается, что человеческие ценности весьма субъективны. Беспристрастная же логика подсказывает, что универсальную оценочную шкалу надо искать в не человеческих источниках. Последним таким источником является Словесность.
В Словесность для определения отталкивающего состояния используется слово «риджсун» – «грязь, мерзость, гнусность».
Будучи проводником Предписания, Мухаммад и его семья должны были соответствовать духовной чистоте, ведь время до Словесности олицетворяло власть мерзости в среде его народа:
Будьте привязаны к своим домам и не наряжайтесь, выставляя напоказ свою красоту времен невежества. Выходите на сближающую связь, давайте обеляющий расход, слушайтесь Зачинателя и Его посланника. Поистине, Зачинатель хочет, чтобы удалилась от вас, обитателей дома, мерзость и очистить вас очищением! (33:33)
В то время арабы, как и мы, использовали способы, вводящие психику человека в животное состояние:
О вы, которые поверили! Закрывающие разум вещества, игры на деньги, идолы, гадальные стрелы – мерзость из деяния ослушника! Так сторонитесь этого, может быть, вы будете успешными! (5:90)
Как видно из отрывка, все, что закрывает разум, позиционируется в качестве мерзости.
Наряду с этим неслучайно упомянуты идолы. Служение тварным объектам, несомненно, нарушает правильное восприятие действительности и приводит к ужасным последствиям:
Это для того, кто почитает запреты Зачинателя, и для него это лучше пред Господом его!». Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам читается. Так избегайте мерзости идолов и избегайте фальши в разговорах. (22:30)
Жизненно важным для человека является пища, культуру потребления которой Творец регламентирует в Словесности. Уделяется особое внимание качеству, виду и ритуальному состоянию пищи:
Скажи: «В том, что внушено мне, я вижу запрет употребления в пищу мертвечины, либо пролитой крови, либо мяса свиньи и того, что посвящено не Зачинателю! Поистине, это мерзость и отступничество! А кто вынужден, не в преступлении и противостоянии, то поистине, Господь твой – Прощающий, Жалеющий!». (6:145)
Как мы понимаем, человеку предоставлена возможность выбора. Люди сознательно определяют для себя систему ценностей. Выбор же истинного пути к Зачинателю сопровождает Его помощь:
Кто пожелает, чтобы Зачинатель его наставил, тому расширяет Он грудь для смирения! Тем, кто желает быть сбитым, Он стесняет и сжимает грудь, слово он поднимается на небо! Таким образом Зачинатель устанавливает мерзость тем, кто не верит! (6:125)
Создатель специально, против воли никого не вводит в состояние мерзости. Люди сами предпочитают находиться в нем:
Сказал он: «Впали вы в мерзость и вызвали недовольство вашего Господа! Неужели вы препираетесь со мной об именах, названных вами и вашими отцами? Зачинатель не ниспосылал никакого распоряжения по этому поводу! Так ожидайте, и я с вами буду ожидать!». (7:71)
К сожалению, лицемерие среди верующих также присутствует, что тоже определяется в качестве мерзости:
Они будут клясться Зачинателем пред вами, когда вы вернетесь к ним, чтобы вы отстранились от них. Так отстранитесь от них! Поистине, они мерзость! Убежище их Ад в воздаяние за то, что они приобретали! (9:95)
Вся проблема исходит из внутреннего состояния человека. Если человек духовно болен и не пытается лечить болезнь Предписанием, то она, кроме увеличения мерзости, ни к чему хорошему не приводит:
А что касается тех, в сердцах которых болезнь, она прибавила мерзость к их мерзости, и они умерли, будучи закрывшимися! (9:125)
То, что духовная мерзость проявляется в отрицании знамений Зачинателя, видно из приведенного отрывка. Ниспосылаемые же знамения Зачинателя необходимы для рождения веры в сердцах людей, для пробуждения разума от интеллектуальной спячки:
Была личность поверившей, исключительно с сообщением Зачинателя. Установил Он мерзость для тех, которые не разумеют! (10:100)
Пока мы не включим разум, духовная мерзость будет неотъемлемой частью нашей жизни.